• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уровень доступа: высший

Высшая школа экономики заняла первое место в рейтинге вузов по уровню доступности информации для абитуриентов (уровню развития интернет-коммуникаций в период вступительной компании 2008 года). Рейтинг составлен агентством РейтОР.

В период вступительной кампании резко повышается коммуникационная составляющая деятельности вузов, конкурирующих между собой за привлечение наиболее талантливых и/или платежеспособных абитуриентов.

Главным коммуникационным средством становится сайт вуза, либо вузовский портал, объединяющий сайты структурных подразделений университетов, вузовских сообществ, вплоть до сайтов отдельных преподавателей и студентов. В этой связи максимально полное открытие вузами своей информации, доступное ее представление, реализация политики информационной открытости приобретает важное значение. Создание позитивного образа вуза у потенциальных потребителей образовательных услуг должно начинаться с организации и планомерного развития коммуникаций с абитуриентами и их родителями.

НРА РейтОР на протяжении последних нескольких лет ведет активную работу по изучению различных аспектов деятельности вузов с целью доведения этой информации до всех заинтересованных сторон, в том числе и до абитуриентов.

Если раньше основными видами коммуникаций с абитуриентами являлись дни открытых дверей и справочники для поступающих в вузы, то в современных условиях основной коммуникационной средой становится глобальная сеть, а главным коммуникационным инструментом выступает сайт вуза. Важным конкурентным преимуществом университета становится не только наличие домена и сайта, но и его информационное наполнение, динамика содержательных изменений, дизайн, удобство пользования, механизмы продвижения в глобальных поисковых и рекламных системах.

Развитие высокотехнологичных коммуникаций позволяет коренным образом изменить все пространство высшего образования, так как заставляет вузовские администрации и управленцев системы образования кардинально пересмотреть отношение к вузовской информации, стимулирует систему к большей (практически полной) информационной прозрачности. Это позволяет не только удовлетворить главные целевые аудитории (абитуриенты и родители, работодатели, студенты, преподаватели), но и дает возможность оптимизировать механизмы государственного и общественного контроля системы образования.

В академической среде ведется дискуссия о необходимом и достаточном объеме раскрываемой вузами информации. Высокотехнологичные рейтинги вузов и исследовательских организаций (первый из них — Webometrics), построенные на развитых наукометрических механизмах и измерениях уровней коммуникаций, показывают, что одной из основ высокой конкурентоспособности университета должна быть его полная информационная открытость.

Экспертами Агентства проведена оценка сайтов 65 вузов, участвовавших в исследовании «Комплексная общественная оценка вузов Москвы», по нескольким критериям. На основании сводной оценки построен рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интерент-коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года.

Оценки проводились по трем критериям:

  • Динамика новостей (внутренние новости вуза);
  • Информация для абитуриентов;
  • Доступность информации для иностранных граждан.

(Эффективность работы в поисковых системах не оценивалась).

Критерий «Динамика новостей»

Показатели:

  • Оценка числа новостей за последний месяц по 4-балльной шкале.
  • Оценка максимального временного интервала между новостями по 4-балльной шкале.

Вес каждого показателя равен 0,5.

Вес критерия «Динамика новостей» равен 0,2.

Критерий «Информация для абитуриентов»

Показатели:

  • Оценка удобства перехода в «абитуриентские разделы» по 4-балльной шкале.
  • Оценка раздела с данными о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год по 4-балльной шкале.
  • Оценка раздела с данными о конкурсе за предыдущий год по 4-балльной шкале.
  • Оценка работы Форума для поступающих по 4-балльной шкале.

Вес первого показателя равен 0,1; остальных трех показателей - по 0,3.

Вес критерия «Информация для абитуриентов» равен 0,6.

Критерий «Доступность информации для иностранных граждан»

  • Оценка наличия и степени развитости иноязычных версий сайтов по 4-балльной шкале.

Вес критерия «Доступность информации для иностранных граждан» равен 0,2.

Каждый критерий нормировался по максимальному значению и приводился к максимуму, равному 100.

Сводная оценка получена путем агрегирования критериев, нормировки по максимальному значению и приведению к максимуму, равному 100.

Рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриента на сайте

В таблице приведен сформированный на основе сводных оценок рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов.

В крайнем правом столбце помещены данные о месте некоторых из рассматриваемых вузов в рейтинге Webometrics-2008.

Следует отметить, что технологии Webometrics ориентированы главным образом на изучение исследовательской составляющей деятельности университетов, отраженной на вузовских сайтах, поэтому не следует слишком пристально сравнивать места вузов в двух рейтингах.

Место

Наименование вуза

Нормированная
оценка

Место в рейтинге Webometrics-2008
(справочно)

1

Государственный университет — Высшая школа экономики

100

887

2

Московский государственный университет печати

97

3983

3

Государственный университет управления (ГУУ)

84

 

4

Российский государственный торгово-экономический университет

76

 

5

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

75

129

6

Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

73

 

7

Московский авиационный институт (государственный технический университет)

72

2034

8-11

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

64

2161

8-11

Московская финансово-промышленная академия

64

 

8-11

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

64

 

8-11

Российский университет дружбы народов

64

2046

12-13

Московский государственный технический университет "МАМИ"

63

 

12-13

Российский государственный гуманитарный университет

63

2064

14

Московский государственный индустриальный университет

62

3380

15

Московский государственный строительный университет

61

 

16-18

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

60

 

16-18

Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

60

 

16-18

Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

60

 

19-22Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический институт)

 58

 

19-22

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

58

2276

19-22

Московский физико-технический институт (государственный университет)

58

838

19-22

Московский городской педагогический университет

58

 

23

Московский государственный университет путей сообщения

56

 

24

Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина

54

 

25

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

49

2510

26-27

Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)

48

 

26-27

Московский государственный университет дизайна и технологии

48

 

28

Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова

46

 

29

Всероссийская государственная налоговая академия

45

 

30

Российский государственный социальный университет

43

 

31-32

Московская финансово-юридическая академия

42

 

31-32

Московский психолого-социальный институт

42

 

33

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

41

 

34

Российский новый университет (РосНОУ)

40

 

35-42

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

39

1482

35-42

Московский государственный университет геодезии и картографии

39

 

35-42

Московский государственный университет пищевых производств

39

 

35-42

Московский технический университет связи и информатики

39

 

35-42

Московский энергетический институт (технический университет)

39

2727

35-42

Современная гуманитарная академия

39

3495

35-42

Институт гуманитарного образования

39

 

35-42

Российская академия предпринимательства

39

 

43

Московский городской психолого-педагогический университет

37

 

44-47

Государственный университет по землеустройству

35

 

44-47

Московский государственный открытый университет

35

 

44-47

Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

35

 

44-47

Московский педагогический государственный университет

35

 

48

Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации

32

 

49

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

30

 

50

МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского

26

 

51-56

Московская академия образования Натальи Нестеровой

25

 

51-56

Московская государственная юридическая академия

25

 

51-56

Московский государственный вечерний металлургический институт

25

 

51-56

Московский государственный технологический университет Станкин

25

 

51-56

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

25

 

51-56

Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

25

 

57-58

Московский государственный лингвистический университет

24

 

57-58

Московский государственный университет инженерной экологии

24

 

59

Московский государственный горный университет

23

 

60-62

Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова

21

3054

60-62

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

21

3880

60-62

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

21

1499

63

Московский государственный университет технологий и управления

19

 

64-65

Московский архитектурный институт (государственная академия)

6

 

64-65

Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)

6

3198

Лидер рейтинга — ГУ-ВШЭ отличается особой «продвинутостью» в реализации новых технологий, поэтому вполне ожидаема высокая оценка сайта университета, поддерживаемого сильной редакцией, состоящей, в том числе, и из студентов младших курсов, которые стремятся поделиться информацией и знаниями с новыми абитуриентами на портале ГУ-ВШЭ.

Российский лидер в рейтинге Webometrics-2008 — МГУ имени М.В. Ломоносова занимает высокое место и в рейтинге уровня коммуникаций с абитуриентами, что подтверждает высокую степень внимания администрации МГУ к развитию интернет-коммуникаций, а также высокий уровень работы редакции в таком гигантском вузе как МГУ.

Логично наблюдать в верхнем списке рейтинга такие вузы как МГУП, ГУУ, АНХ, МАИ, МГИМО(У), реализующие долговременные стратегии интернет-коммуникаций.

В то же время может показаться странным нахождение в самом конце рейтинга таких технологически продвинутых вузов как МИФИ и МИЭМ. Действительно, интернет-пространство этих университетов развито, динамично, что подтверждается и присутствием этих университетов в рейтинге Webometrics, но, к сожалению, интернет-коммуникации с абитуриентами выражены значительно слабее.

Хотелось бы отметить высокое (8—11) место негосударственного вуза — МФПА, руководство которого целенаправленно развивает имеющиеся коммуникации со всеми целевыми аудиториями.

Проведенное исследование стало первым публичным опытом оценки собственно вузовских сайтов отечественных высших учебных заведений, и на данном этапе оно ограничено суженной предметной областью, облегченным методическим подходом и немногочисленным экспертным пулом. НРА РейтОР будет развивать направление деятельности по оценке сайтов, и мы надеемся, что изучение и оценка коммуникационных механизмов вузов на развитых методических принципах и технологических платформах поможет не только в процессах дальнейшей детализации картины образовательной среды, но и мотивирует вузы к большей прозрачности, повышению внимания к развитию коммуникаций со всеми аудиториями.

Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР»

Оригинальный текст http://reitor.ru/ru/raitings/reit_uri/

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ сохранил лидерство в рейтинге англоязычных сайтов российских вузов

Российский совет по международным делам (РСМД) представил аналитический доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2023 г.)». Его составной частью является рейтинг англоязычных сайтов российских вузов, в котором НИУ ВШЭ занял 1-е место.

ВШЭ заняла вторую строчку в зарплатном рейтинге выпускников вузов от SuperJob

Компания SuperJob опубликовала ежегодный рейтинг вузов России по уровню заработных плат молодых специалистов, занятых в отраслях финансов и экономики. Учитывались данные по выпускникам высших учебных заведений 2017–2022 годов. Рейтинг возглавил МГИМО, на втором месте — Высшая школа экономики со средним заработком выпускников-экономистов 150 тыс. рублей в месяц, что выше показателей прошлого года на 10 тыс. рублей.

Вышка вошла в топ-3 экономических вузов России по уровню зарплат выпускников

IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob представил рейтинг вузов России 2022 года по уровню зарплат молодых специалистов, работающих в сфере экономики и финансов и окончивших вуз в 2016–2021 годах. Высшая школа экономики — на второй строке.

Вышка уверенно удерживает первую строчку по четырем предметам в рейтинге научной продуктивности АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики заняла 1-е место по четырем предметам рейтинга научной продуктивности российских вузов, который опубликовал Аналитический центр «Эксперт». В восьми предметных областях (срезах) университет входит в топ-5 рейтинга.

ВШЭ — единственный российский вуз в топ-75 рейтинга молодых университетов ТНЕ

Высшая школа экономики заняла 66-е место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education, который оценивает вузы в возрасте до 50 лет. THE Young University Rankings является первым в линейке мировых рейтингов, опубликованных в 2022 году.

ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation

Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.

ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов

В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.

ВШЭ — в топ-30 лучших вузов мира в рейтинге THE Emerging Economies

Высшая школа экономики устойчиво входит в топ-30 вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies и является одним из лучших университетов России.

ВШЭ вошла в топ-100 по двум предметам рейтинга ТНЕ

Высшая школа экономики вошла в сотню лучших вузов мира по праву и социальным наукам рейтинга Times Higher Education. Помимо этого, университет впервые вошел в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию и в топ-200 по экономике и бизнесу.

ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ

ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-500 и «Инженерные науки и технологии» в группе 801-1000.