• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Уровень требований к специалистам арт-рынка растет»

На факультете истории ВШЭ в этом году открывается новая магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства». Об особенностях развития российского арт-рынка и об образовании, необходимом для работы в этой сфере, рассказывает соруководитель программы, гендиректор компании «Сотбис Россия и СНГ» Михаил Каменский.

— Михаил Александрович, чем занимается компания «Сотбис Россия и СНГ»? Какое отношение она имеет к «Sotheby's» — одному из старейших в мире аукционных домов?

— Аукционный дом «Sotheby's» — крупная международная компания, занимающаяся торговыми операциями на рынке искусства. Она имеет дочерние компании и представительства по всему миру. Главные площадки — Лондон, Нью-Йорк и Гонконг, там аукционные торги идут в ежедневном режиме круглый год.

Российский «Сотбис» возник недавно, мы зарегистрировали ООО в 2007-м и выполняем свою миссию в России и СНГ. Пока что мы не проводим торги, но в будущем я такой возможности не исключаю. В «Sotheby's» работают огромные департаменты, представители которых ведут поиск интересных произведений искусства по всему миру, проводят экспертизу, издают каталоги, устраивают выставки, проводят аукционы, организуют оценку, транспортировку, страховку и прочее. Наши же задачи не столь грандиозны. Мы, по сути, являемся посольством «Sotheby's» в России. У компании есть четкие задачи, среди которых продвижение бренда, организация выставок, поиск произведений искусства для аукционных коллекций. Мы также оказываем помощь сотрудникам русских отделов в Нью-Йорке, Лондоне и Париже в проведении экспертизы предметов, которые выставляются на аукционы.

— Открытие новой магистерской программы в НИУ ВШЭ связано с подготовкой кадров для российского «Сотбис»?

— Нет, «Сотбис» не является заказчиком и гарантом трудоустройства будущих выпускников. Более того, знания, полученные выпускниками магистратуры, значительно шире и универсальнее, чем может потребоваться в аукционном доме. Но, по сложившейся традиции, хороший университет и в Лондоне, и в Нью-Йорке с удовольствием использует привлекательность мирового бренда и специальные знания и умения, накопленные сотрудниками компании. Российский «Сотбис» — компания небольшая, в ней работает в зависимости от сезона 10 — 15 человек. Их работа связана преимущественно с анализом рынка, общением с клиентами — продавцами и коллекционерами, поиском экспертов, подготовкой выставок, их медийным сопровождением.

В рамках магистерской программы НИУ ВШЭ планируется готовить специалистов художественного рынка, которые будут заниматься, в том числе, продажами, работать в конкретных бизнесах, музеях и галереях, участвовать в формировании крупных частных или корпоративных собраний. По сути, задача программы, реализуемой ВШЭ и «Сотбис», — подготовить грамотных специалистов для государственных и частных структур, от сотрудников министерства культуры и крупной корпорации до владельцев галерей и консультантов частных собраний.

— Что собой представляет художественный рынок в России, и насколько остро стоит вопрос подготовки кадров?

— Художественный рынок в России очень сложный, запутанный и непрозрачный. Причин тому много — это и отсутствие традиций и законов, и неготовность общества к взаимодействию с этим рынком. Скажем, в таких странах, как Великобритания, Франция, США, развитие художественного рынка шло параллельно с развитием государства, общества, культуры. Находясь в постоянном контакте и обогащая друг друга, музеи, дилеры, галеристы и аукционные дома создавали фундамент, на котором стоит сегодняшняя художественная культура — европейская и американская. Там и четкие правила и понятные законы, по которым государство и художественный мир взаимодействуют друг с другом. К сожалению, в силу исторических причин традиция этих взаимоотношений в России была прервана на семьдесят с лишним лет: художник обслуживал госзаказ, монополистом на художественном рынке было государство в лице музеев, что, конечно, исказило нормальную художественную жизнь.

— А в чем заключается общественная неготовность к взаимодействию с арт-рынком? Интерес к этой сфере, кажется, напротив, очень высок.

— К сожалению, у нас привыкли воспринимать искусство как нечто исключительно огосударствленное и музейное. И когда в 1990-ые годы в нашей стране стали появляться зачатки свободного художественного рынка, для многих это было в диковинку и воспринималось с недоверием и неудовольствием. Все-таки советская традиция художественного рынка — это «черный рынок», когда был очень силен элемент криминализации. Только в 1990-х годах ситуация стала постепенно меняться: возникшая и крепчающая российская национальная буржуазия следовала таким же законам развития самосознания элит, как и в Европе.

После первоначального накопления капитала, обретения недвижимости и прочих знаковых символических ценностей пришла пора приобретения и создания художественных коллекций. Тогда же стали меняться и правила игры на арт-рынке: стала возникать относительная прозрачность. Появились новые покупатели и агенты по продаже предметов искусства.Хотя и те, и другие по-прежнему не были квалифицированы, не знали истории искусства, не соблюдали этические правила, нарушение налогового законодательства и не только его было нормой — рынок долго выпутывался и продолжает выпутываться из сети мошеннических схем, связанных с подделками, подменами, недобросовестной экспертизой.

— То есть сейчас, когда рынок стал более цивилизованным, эти проблемы не исчезли?

— Проблемы остаются и на сегодняшнем рынке — конечно, не в том объеме, как это было в 1990-х годах. Сменилось несколько поколений собирателей, появилось много амбициозных галеристов и дилеров, участники рынка с обеих сторон приобрели опыт коллекционирования и продаж, получили специальное образование — художественный рынок, так или иначе, формируется путем проб и ошибок.

— Какие возможности для обучения сегодня есть у тех, кто хочет развиваться в этой сфере, и в чем новизна магистерской программы ВШЭ?

— Есть разные краткосрочные курсы по экспертизе, организации и ведению художественного бизнеса, работают школы дилеров и кураторов, проводятся семинары и лекции при галереях, закрытых клубах, российских аукционных домах, вузах. Но на эти курсы в основном приходят для того, чтобы ликвидировать какие-то пробелы в образовании, — системного образования пока никто на рынке не предлагал. В этом смысле появление на базе факультета истории ВШЭ магистерской программы — удачная и уникальная инициатива, которая позволяет дать российским студентам те знания, которых пока еще никто им дать не мог.

Высшая школа экономики известна как один ведущих социально-экономических вузов, и здесь есть специалисты, которые могут быть привлечены для преподавания экономических дисциплин. Историки искусства и культурологи, практики рынка и известные эксперты будут вести обзорные и узкоспециализированные курсы. Программа позволяет совместить изучение истории развития мирового и российского художественного рынка: курсы строятся с учетом особенностей именно российской реальности. При этом второй год обучения можно по выбору провести и в Институте искусств «Сотбис» в Лондоне — изучить и международный опыт аукционного дела, и историю развития художественного бизнеса в мире.

Художественный рынок динамичен в своем развитии, он требует качественных специалистов, и уровень требований к ним будет постоянно расти. В условиях конкуренции, которая возникает на поприще арт-бизнеса, думаю, выпускники новой магистратуры будут обладать заметными преимуществами.

— Что представляет собой программа обучения в Институте «Сотбис» в Лондоне?

— Это традиционный, довольно популярный в мире магистерский курс: можно прослушать как обще искусствоведческие, так и специализированные курсы по важнейшим для художественного рынка периодам развития истории искусств. Предусмотрены и семинарские занятия, связанные с овладением практическими навыками экспертизы. В целом, это прекрасная база для дальнейшей специализации в более узких направлениях.

— Можно ли утверждать, что выпускники магистерской программы ВШЭ, оставаясь в России, смогут успешно применить свои знания?

— Конечно, ведь рынок труда обширный — это и галереи, аукционные дома, антикварные магазины, может быть, государственные музеи и библиотеки. Вопрос формирования коллекций касается не только частных собирателей — государственные учреждения также заинтересованы в том, чтобы руководили этим процессом, отслеживали его и законодательно форматировали профессионалы. Кто-то может заняться собственным бизнесом.

Два года обучения, конечно, не превращают человека в готового специалиста, но они дают возможность правильно подойти к решению этой задачи. Те, кто придет на работу в музей или галерею, или будут создавать свой собственный бизнес, прежде всего, должны понимать, с какой стороны подойти к этому бизнесу, вне зависимости от того, с какими предметами искусства предстоит иметь дело — придется ли продавать предметы современного русского искусства, заниматься фотографиями или иконами. Для этого нужно владеть базовыми знаниями: как организовывать бизнес и взаимодействовать с экспертами, что такое каталог и каталожное описание, что нужно делать для того, чтобы произведения искусства пересекали границы в рамках действующих законов, как развивать отношения с коллекционерами, как правильно построить отношения со СМИ, как оформлять сделку с покупателем и продавцом, как не нарваться на подделку, как делать экспозицию, как грамотно хранить и безопасно перевозить произведения искусства и прочее. Это знания, которые отличают профессионала от непрофессионала, предохраняют его от ошибок и дают возможность достичь успеха, — и этими знаниями должны владеть наши выпускники.

 

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова

12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.