• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Подведены итоги Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

© НИУ ВШЭ/ Михаил Дмитриев

Завершился заключительный этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», организованного НИУ ВШЭ. Свои работы представили около 1 тысячи учеников 8–11-х классов из 7 стран и 69 регионов России. Имена победителей и призеров были объявлены на торжественной церемонии закрытия конкурса в Центре культур НИУ ВШЭ, специальные призы им вручили представители компаний-партнеров.

В этом году конкурс «Высший пилотаж» был проведен седьмой раз. На него зарегистрировался 22 331 человек, в отборочном этапе приняли участие 3862 человека, приглашения на заключительный этап получили 1017 человек (все эти показатели более чем на 25% превышают прошлогодние).

Отборочный этап прошел в 24 городах России, в том числе в 8 городах впервые. В региональных конкурсах приняли участие 1532 человека, их победителями и призерами стали 519 человек. Заключительный этап был проведен в смешанном формате: финалисты могли представлять свои работы экспертным комиссиям, присутствуя в аудитории лично или онлайн.

«В современном мире эффективный работник не может быть лишь простым исполнителем. Он должен уметь разрабатывать и реализовывать собственные проекты, обладать навыками коммуникации с другими людьми, уметь организовать командную работу, то есть быть социальным деятелем. В свою очередь, университет, который готовит студентов к современной жизни, должен предоставить им возможность формирования необходимых навыков и умений во время обучения. Поэтому Высшая школа экономики последовательно внедряет проектные формы обучения: студенты включаются в исследования и проекты в самых разных областях», — рассказал проректор НИУ ВШЭ Вячеслав Башев.

Он подчеркнул, что к обучению через участие в проектах будут лучше подготовлены те, кто еще в школе приобрел навыки проектного и исследовательского мышления и действия. «Желая поддержать таких школьников, дать им возможность попробовать себя в амплуа исследователя, получить опыт работы над проектом от замысла до реализации, Высшая школа экономики проводит конкурс “Высший пилотаж”», — пояснил он.

Защита работ по 3 из 25 направлений впервые проводилась в региональных кампусах НИУ ВШЭ: по филологии — в Нижнем Новгороде, по истории — в Санкт-Петербурге, по экономике — в Перми. Как отметила заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Наталья Серова, в этом году конкурс «Высший пилотаж» объединил потенциал четырех кампусов, привнес «важный опыт для нашего распределенного университета, предоставил дополнительные возможности участникам из разных регионов».

К финалистам обратился первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. Он поздравил не только победителей и призеров, но и всех участников, пожелав им новых успехов в будущем. По его мнению, «Высший пилотаж» стал «поистине интеллектуальным марафоном, хорошим стартом для всех», причем особую роль в организации и проведении конкурса сыграли его партнеры — 12 известных компаний и организаций, представляющих основные индустрии. В их числе издательство «МИФ», исследовательская компания Ipsos, компания EY, «РусГидро» и другие.

Представители бизнеса участвовали в проведении защит, а на церемонии закрытия конкурса вручили призы дипломантам по выбранным направлениям. Партнером по всем направлениям стало издательство «МИФ», и его книги получили все дипломанты. Юлия Карманова, руководитель направления программ развития персонала Корпоративного университета АК «Алроса», назвала работы, представленные по направлению «Технические и инженерные науки», невероятными. «Их авторы, скорее всего, еще не побывали на наших объектах, а что же будет, если вы попадете к нам и увидите их? Компания считает важным, нужным и необходимым поддерживать такие инициативы на той стадии, когда их авторы еще являются школьниками. Профориентация — это наше будущее», — считает она.

Компания «РусГидро» поддерживает «Высший пилотаж» второй год. «Мы с коллегами удивлялись высокому уровню технической проработки проектов. Приятно наблюдать за дискуссиями, видеть, как стирается грань между школьниками и педагогами с большим стажем, представителями компаний», — отметила Татьяна Глушкова, руководитель Центра программ ранней профессионализации Корпоративного университета гидроэнергетики. Призы от «РусГидро» получили авторы проектов, посвященных солнечной энергетике, умному парку как части умного города, развитию реакции периферийного зрения для расслабления и разработке приложения для отслеживания настроения.

«Своим примером вы показываете, что наука — это интересно и увлекательно. Я рада, что соприкоснулась с такими детьми, и хотела бы услышать ваши имена в научной повестке», — сказала начальник отдела дополнительного профессионального образования Научно-образовательного центра «Газпром ВНИИГАЗ» Анна Аперян. «Приятно видеть, какой интерес вы проявляете к научной деятельности, как стремитесь учиться и развивать свои компетенции», — отметил Марат Гильмутдинов, руководитель Центра развития корпоративной культуры и молодежной политики компании «Татнефть».

Директор по маркетингу и коммуникациям глобальной исследовательской компании Ipsos в России Мила Новиченкова сообщила, что компания приглашает на стажировку 12 школьников по направлениям «Социология», «Лингвистика», «Психология» и «Предпринимательство» и что они смогут опубликовать свои работы в спецвыпуске Trend Vision 2022.

Представители компаний при выборе партнерского конкурсного направления опирались прежде всего на свой бизнес-интерес. Так, в зону внимания развлекательного кластера «Остров мечты», деятельность которого направлена на улучшение качества городской среды, попало направление «Урбанистика и городское планирование». Всем участникам по этому направлению «Остров мечты» вручил ценные подарки, а двое победителей — Виолетта Халютина и Анастасия Хартанович — получили приглашение провести день в парке развлечений.

Платформа для создания сайтов, интернет-магазинов и посадочных страниц Tilda подарила призерам по направлению «Медиакоммуникации» подписку на месяц, а победителям по этому направлению — промокоды на три месяца подписки и доступ к учебным материалам. Группа компаний «Новотранс» высоко оценила бизнес-план компании Fedorenko по созданию чат-ботов, представленный по направлению «Предпринимательство» питерским одиннадцатиклассником Владиславом Федоренко: ему вручили фирменный подарок.

Лидером по числу экспертов, принявших участие в оценке конкурсных работ, стала компания EY — международный лидер в области аудита, налогообложения, стратегии, сделок и консалтинга. По итогам защит компания выделила наиболее перспективные с предпринимательской точки зрения проекты. 11 участников по направлению «Предпринимательство» получат ценные призы от компании.

Каждое направление «Высшего пилотажа» сопровождал куратор — представитель НИУ ВШЭ.

«Вчера завершилась Ясинская конференция, где были представлены исследования университета, и очень символично, что сегодня мы подводим итоги конкурса “Высший пилотаж” — чуть более компактной конференции молодых ученых. Вышка — это большая дружная семья, мы все безумно любим науку, и сегодня вы присоединились к этой семье. Каждый из вас нашел свою тему и проблему, собрал данные, предложил решение проблемы, а самое главное — вышел на сцену и не побоялся выдвинуть свою идею», — сказал преподаватель факультета социальных наук ВШЭ, куратор направления «Управление государством» Кирилл Тюрчев.

Он добавил, что «научный полет» не бывает безоблачным — всегда возникают комментарии, вопросы, на них нужно отвечать, и это нормально, ведь настоящая наука рождается в борьбе с ограничениями и с другими мнениями.

На некоторых направлениях конкурса «Высший пилотаж» можно представлять не только индивидуальные, но и командные проекты. Один из таких проектов, признанный победителем по направлению «Технические и инженерные науки», — гидроакустическую навигационную систему — разработали ученики московской школы №1517 Никита Скляр, Николай Нефедов и Семен Свечников. Они представили рабочий образец — подводный аппарат и маяки на основе пьезокерамического излучателя, позволяющие передавать данные под водой, так что члены экспертной комиссии с помощью установленной на планшете программы сами запустили двигатели подводного аппарата.

С помощью этой системы можно, например, исследовать грунт, определять температуру, соленость и другие параметры воды. Ребята уже отправили свой проект в крупную строительную компанию и получили ответ, что его можно реализовать в строительной сфере.

Еще один групповой проект, ставший победителем по направлению «Предпринимательство», представили одиннадцатиклассники Мария Буда и Леонид Антонов из Новосибирска. Они решили создать в своем городе кондитерскую, которая производила бы продукцию премиум-класса — итальянские и французские десерты. По их мнению, сейчас в Новосибирске этот сегмент пустует, в основном предлагаются традиционные российские сладости, так что в перспективе есть все шансы преуспеть. Бакалаврское образование ребята планируют получать по направлениям, где требуются математика, физика или информатика, как вариант рассматривают программу «Бизнес-информатика» в Вышке.

В числе победителей по направлению «Право» — ученик 11-го класса Даниил Аришонков из Воронежа. Он разработал проект изменений в часть 4 Гражданского кодекса РФ о предоставлении правовой защиты результатам интеллектуальной деятельности, созданным искусственным интеллектом. Суть его предложения в том, чтобы право, например, на литературное и музыкальное произведение, написанное компьютерной программой, получал тот, кто является организатором создания этого произведения.

С учетом своих профессиональных интересов Даниил хотел бы стать студентом бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Цифровой юрист», которая впервые набирает студентов в этом году, а если поступить не удастся, то получить бакалаврское образование где-нибудь еще и затем поступить в Вышку на магистерскую программу «Цифровое право». Вместе с Даниилом на конкурс приехал его отец Евгений, рассказавший, что ориентирует сына на поступление в лучшие учебные заведения: «Пока Даниил представлял свой проект, я гулял по кампусу Высшей школы экономики, и он мне понравился».

«Почетный научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Григорьевич Ясин однажды сказал, что нет ничего удивительнее научного исследования. Надеюсь, исследования вас увлекли, вы придете в науку и проектную деятельность, будете получать удовольствие от академической работы и вспоминать, что стартом для вас стал конкурс “Высший пилотаж”. Перед началом заключительного этапа я желала вам вдохновения, а теперь поздравляю тех, кто стал победителями и призерами», — подвела итог конкурса директор по профориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич.

Поступая в НИУ ВШЭ в этом или следующем году, дипломанты «Высшего пилотажа — 2022» смогут добавить к своему портфолио баллы за индивидуальные достижения: победители заключительного этапа — 8 баллов, призеры — 6 баллов, победители регионального конкурса — 3 балла, призеры — 2 балла. Став студентами, они смогут претендовать на грант президента России.

Увидеть запись церемонии закрытия конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» 2022 можно здесь.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги работы студентов-менторов на конкурсе «Высший пилотаж»

Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ подвела итоги менторского проекта, реализованного в рамках конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». В роли менторов в этом учебном году выступили 33 студента различных образовательных программ НИУ ВШЭ. Они провели 257 консультаций и 20 онлайн-уроков. На встрече с руководством дирекции лучшим менторам и супервайзерам вручили благодарности.

Участникам конкурса «Высший пилотаж» помогут менторы

На официальной странице конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» стартовала запись на консультации к менторам — студентам НИУ ВШЭ, имеющим опыт выполнения проектов и исследований. Менторы помогут определиться с темами, ответят на вопросы о подготовке работы на конкурс, расскажут о требованиях к публичной защите.

Началась регистрация на конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж»

Конкурс проводится по 25 направлениям, в том числе по одному новому — «История». К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, которые делают первые шаги в науке и проектной деятельности и хотят получить профессиональную экспертную оценку своего проекта или исследования. Работы принимаются до 28 января или до 28 февраля 2022 года в зависимости от выбранного направления.

Работы школьников оценили представители большого бизнеса

В Международный день защиты детей в Высшей школе экономики были вручены подарки дипломантам конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Помимо традиционных призов от университета, впервые победители получили призы от российского бизнеса.

2890

школьников стали участниками отборочного этапа конкурса проектных и исследовательских работ «Высший пилотаж» – на 87% больше, чем в прошлом году.

На заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» школьники представили макет спутника CubeSat-1U

Прошли финальные защиты проектов конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по новому направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: TerraNotum». Приглашение на заключительный этап получил 61 участник – они представили групповые и индивидуальные проекты.

Участники конкурса «Высший пилотаж» не останутся без менторской поддержки

Стартовал студенческий проект «Менторская поддержка участников конкурса ”Высший пилотаж”». Менторы – студенты образовательных программ НИУ ВШЭ – помогут школьникам сформулировать тему, сориентируют в работе с источниками, расскажут про цитирование как замену плагиату. Консультируя школьников, студенты развивают свои творческие способности, совершенствуют мягкие навыки, учатся налаживать социальные отношения.

Завершился осенний модуль обучения региональных организаторов конкурса «Высший пилотаж»

За октябрь-ноябрь 61 слушатель из 16 регионов России обсудили с представителями НИУ ВШЭ особенности организации конкурсов на местах, предложили проект «универсального конструктора» конкурса, разработали чек-лист вопросов конкурсантам во время защиты, обсудили особенности проверки конкурсных работ на плагиат. Цель осенних занятий – подготовить представителей из регионов к проведению региональных конкурсов, которые в большинстве своем пройдут в январе.

12707

человек уже зарегистрировались на конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Регистрация участников и загрузка работ конкурсантов продлятся еще два – три месяца в зависимости от направления. Но уже сейчас ясно, что в конкурсе в этом году примут участие намного больше школьников, чем в предыдущем.

Стартовал прием заявок на конкурс для школьников «Высший пилотаж»

К участию в конкурсе приглашаются школьники 9-11 классов, проявляющие интерес к исследованиям и проектам.По ряду направлений наряду со старшеклассниками в конкурсе могут участвовать ученики 7-8 классов. Регистрация продлится до 1 февраля или до 1 марта 2021 года в зависимости от направления.