• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневник Зимней экономической школы

«Кризис... бивалютная корзина.... Ясин... МИЭФ... эконометрика!...». Так началось утро первого дня Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ.

Ранним солнечным утром 19 февраля из дверей подмосковного пансионата «Университетский», что под Звенигородом, вышли три молодых человека. Они жарко спорили, не обращая внимания на тихую сказку зимнего леса, на деревья, склоненные под тяжестью белых шуб, на свежий чистый искрящийся на утреннем солнце снег, на яркое высокое небо.

Тишину и покой еще спящего пансионата нарушали звонкие голоса. Любопытный прохожий даже на существенном удалении мог разобрать отдельные слова спорщиков: «Кризис... бивалютная корзина.... Ясин... МИЭФ... эконометрика!...». Так началось утро первого дня Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ.

Справедливости ради следует отметить, что знакомство участников Школы началось еще 18 февраля, когда большинство из них прибыли в Москву из самых разных городов России, от Красноярска до Архангельска. Тогда они успели не только познакомиться друг с другом, но и побывать в стенах ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре, подышать воздухом университета, отведать блюда студенческой столовой, окунуться в университетскую суету. Потом была недолгая дорога до пансионата, ужин, вечерние разговоры с новыми знакомыми и предвкушение начала.

19 февраля Школа началась... с завтрака. Вкусного и сытного, после которого участники Школы окунулись с головой в образовательный процесс. Короткая регистрация, получение конференц-пакета, который помимо информационных материалов включал диск с фильмом о Вышке, — и вот все в сборе в конференц-зале. В 10.00 старт Школе дали представители факультетов-организаторов: Сергей Яковлев, директор Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ, Владимир Карачаровский, заместитель декана факультета экономики, и Вера Данилина, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики. На открытии Школы говорили о ГУ-ВШЭ, об истории и направлениях развития университета, о его профессорско-преподавательском составе, об особенностях образовательного процесса, об уникальном корпоративном духе Вышки, о возможностях, которые она открывает перед своими студентами.

Первый мастер-класс Школы на тему «Мировая экономика и мировой финансовый кризис» дал Евгений Гавриленков, профессор ГУ-ВШЭ. В легкой дружелюбной манере он быстро погрузил аудиторию в финансовый мир во всех его хитросплетениях и неожиданных взаимосвязях. Безусловно, наибольшее внимание аудитории привлекли данные о кризисе, его зарождении, эскалации и прогнозе развития. Слушатели заострили внимание на этой теме и во второй части встречи, где Е. Гавриленков ответил на вопросы аудитории. Спрашивали обо всем, и большая часть вопросов дала ясно понять, что участники Школы — люди отнюдь не случайные, они знакомы с различными аспектами экономического развития страны не понаслышке.

Во второй половине первого учебного дня слушателей ждало четырехчасовое погружение в математику и эконометрику. Раскроем тайну: именно этого предмета в наибольшей степени опасались участники Школы. Однако грозные предчувствия немедленно рассеялись после появления перед аудиторией доцента кафедры математической экономики и эконометрики Бориса Демешева. Он изящно раскрыл некоторые тайны этого предмета, указал на подводные камни и наиболее важные аспекты, которым должно быть уделено особое внимание в преддверие вступительных испытаний. К концу занятия слушатели полукругом расположились вокруг преподавателя, внимательно слушая и задавая вопросы. В итоге, грозный предмет превратился в неспешную почти домашнюю беседу, которая показала, что все не так уж и страшно. Было бы желание учиться...

Евгений Гавриленков
Евгений Гавриленков
После занятия по математике и эконометрике слушателей Школы ждал приятный сюрприз: Издательский дом ГУ-ВШЭ в качестве подарка привез в пансионат более тридцати наименований  книг, учебников и монографий, изданных преподавателями университета за последние годы. Желание увезти с собой знания не только в виде конспектов занятий, но и в виде печатной продукции было столько велико, что стол, где были разложены издания, с трудом выдерживал натиск жаждущих знаний слушателей. В итоге никто не ушел без подарка.

После ужина у слушателей Школы было свободное время. Кто-то посвятил его осмотру окрестностей и прогулке по зимнему лесу, кто-то яростно играл в настольный теннис, кто-то просто неспешно беседовал в холлах пансионата. Однако самые стойкие приняли участие в работе двухчасовых фокус-групп, которые провели сотрудники ГУ-ВШЭ Дарья Орешина. Мы пока не знаем, о чем они так увлеченно беседовали, однако судя по выражению глаз участников, это было очень интересно...

Вера Данилина

* * *

День первый, он же нулевой

Участники зимних школ проявили потрясающую сознательность и, не смотря на то, что первый автобус должен был отъехать в 15.00, появились к 12-ти. Так что даже организаторы смутились. К двум часам уже большинство тоскливо поджидало отъезда, а в три 80 человек отправились в путь.

В первый вечер 100 малознакомых человек легко общались уже через полчаса после знакомства. Главные вопросы вечера: откуда ты? Какой университет? Наверно, долго ехал?

Римский форум — место, где люди могли выступить, где людей слушали, где спорили, где высказывали свое мнение. Но я на всю тысячу процентов уверена, что была в Риме неприглядная площадь, где не стояло трибуны, где люди собирались не для того, чтобы слушать и решать судьбы, а для того, чтобы обсудить последние новости и сплетни, поговорить о политике, найти друзей, разделяющих твои интересы. Такое место неизбежно образуется стихийным образом в любом замкнутом пространстве.

Второй архетип неформального общения: «за закрытыми дверями (ударение на Я)». Мгновенно: за ужином, в курилке, по дороге в туалет — люди делятся на небольшие компании, которые легко умещаются в понятие «А что вы тут сидите, пойдем к нам в комнату?» Анклавы общения выдают себя смехом и шумными разговорами. Идя по коридору, появляется желание устроить конкурс: «Самая запоминающаяся комната». А почему, собственно, и нет?

День второй, он же первый

Объявляю Зимнюю магистерскую школу открытой! Шаблонное начало для нешаблонного формата.

Сегодня господа-участники школы познакомились с:

Сергей Яковлев
Сергей Яковлев
А. Деканами-замдеканами факультетов Сергеем Яковлевым, Владимиром Карачаровским и Верой Данилиной.

Главных задач у ораторов было несколько: представиться, рассказать об университете, потом о факультете и, наконец, о магистерских программах. После этой встречи люди начали серьезно обсуждать вопрос выбора факультета. А все, как всегда, упирается в постановку цели. Все, так или иначе, отвечают на вопрос: «А что я хочу получить на выходе?» Некоторые обосновывают выбор природными склонностями, но и это лишь означает, что как результат они получат подходящую для них и интересную им работу. А значит, такова их цель.

Б. Евгением Гавриленковым на мастер-классе с подпольным названием «.. в каждом секторе своя морковка...». Он говорил о мировой экономике, о кризисе, о России. О девальвации и об экспорте. О шоках и о масштабах. Участники понимающе кивали, ну, или несогласно мотали головой. Вопросы же, которые они задавали, показали, что тема не просто интересная и актуальная, но и интересная и актуальная именно для них.

В. Борисом Демешевым на «уроке математики и эконометрики». Четыре часа участники осознавали масштаб трагедии. Впрочем, судите сами: «У Вани четыре ореха. Грецких. Это принципиально, потому что два из них пустых, а два нормальных. Ваня раскалывает первый и видит, что он пуст. Какова вероятность того, что второй орех окажется нормальным?

У Пети четыре ореха. Грецких. Это принципиально, потому что два из них пустых, а два нормальных (саркастичное замечание «задача принципиально отличная от предыдущей»). Петя раскалывает первый орех и не смотрит, что там. Ну не интересно ему. Раскалывает второй орех. Он пуст. Какова вероятность того, что первый орех был пуст?» Конечно, это только самое-самое начало. К концу занятия ребята уже не занимались «пустяковой» комбинаторикой.

Г. С собой и друг другом. Друг другом потому, что формальности первого знакомства уже исчерпались, и теперь все по-настоящему общаются. А с собой, потому что вечером прошли фокус-группы, эдакий «срез поколения» или «о жизни».

Завтра мы обязательно продолжим изучение алфавита знакомств.

Екатерина Яковенко, студентка отделения рекламы факультета прикладной политологии
фото автора

Видео культурной программы Зимних школ

Второй день Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ

Третий день Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ

Четвертый день Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВТБ расскажет о новых технологиях финалистам олимпиады «Я — профессионал»

НИУ ВШЭ и ВТБ открыли в Москве Зимнюю школу по бизнес-информатике «Цифровая трансформация: технологии, меняющие реальность». Мероприятие организовано для финалистов олимпиады «Я — профессионал» и пройдет с 13 по 15 февраля в Москве.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ провели зимнюю школу по финансам для финалистов олимпиады «Я – профессионал»

В Москве прошла зимняя школа «Финансы, меняющие мир» для финалистов первой профессиональной олимпиады для студентов «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит». Организаторы, Банк ВТБ и НИУ ВШЭ, подготовили для участников масштабную интерактивную программу, предполагающую погружение в последние тренды финансовых рынков и банковской отрасли.

Экономическую зимнюю школу студенческой олимпиады «Я — профессионал» открыл Герман Греф

31 января началась зимняя школа для финалистов олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика», которую проводят НИУ ВШЭ и Сбербанк. В течение четырех дней интенсивных тренингов и лекций в кампусе Корпоративного университета Сбербанка 135 участников из 31 региона обсудят с российскими учеными и экспертами компетенции экономиста будущего и представят свой взгляд на перспективы экономического развития России.

На зимних школах ВШЭ говорили о науке и поэзии

В начале февраля в учебном центре «Вороново» впервые собрались вместе представители сразу четырех факультетов НИУ ВШЭ. К инженерам, программистам и математикам, которые и раньше организовывали там свои зимние школы, теперь присоединились физики, у которых первый прием в магистратуру недавно созданного факультета физики пройдет как раз в 2017 году.

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

«Твердое решение поступать в Вышку я принял именно на зимней школе»

Зимние школы факультета компьютерных наук, факультета математики и МИЭМ пройдут 4-8 февраля 2016 года в подмосковном учебном центре «Вороново». У каждой школы — своя программа, но преимущество их проведения в одно время и в одном месте в том, что слушатели при желании смогут заглянуть и на пару лекций в «соседних» школах. Расскажем про каждую из школ и дадим слово тем, кто уже участвовал в них и теперь учится в магистратуре ВШЭ.

94%

студентов, которые в прошлом году приняли участие в зимних школах ВШЭ для поступающих в магистратуру, готовы рекомендовать их своим друзьям*. Регистрация на зимние школы-2016 уже идет.

Открыта регистрация на декабрьскую и февральскую зимние школы факультета социальных наук

В Высшей школе экономики начинается новый цикл зимних школ для тех, кто планирует поступать в магистратуру. Факультет социальных наук в этом году проводит не одну зимнюю школу, как обычно, а целых две. Первая пройдет уже в декабре, вторая — в феврале. Почему школ — две, какую из них выбрать и что вообще дает участие в зимних школах? Отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.