• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высший пилотаж» для школьников, которые просто любят космос

«Высший пилотаж» для школьников, которые просто любят космос

© iStock

Стартовала серия вебинаров для учеников 8–11-х классов, которые планируют принять участие в конкурсе «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Занятия проводят преподаватели МИЭМ НИУ ВШЭ и представители индустриальных партнеров — ГК «СКАНЭКС» и ООО «СПУТНИКС». Присоединиться к вебинарам может каждый желающий, а направить на конкурс свой проект или исследование необходимо до 25 января 2024 года.

Россия является одной из ведущих космических держав, и в последние годы интерес к освоению космоса растет. Принято решение о разработке нацпроекта, посвященного космосу, руководители страны говорят о важности подготовки кадров для ракетно-космической отрасли со школьной скамьи, о создании условий для участия молодых людей в реальных проектах.

В МИЭМ НИУ ВШЭ космическая тематика возрождается с 2010 года. С 2015 года существует учебно-исследовательское направление, посвященное функциональной безопасности спутников, а в марте 2021 года на орбиту Земли был выведен первый спутник НИУ ВШЭ CubeSX-HSE. Тогда же во Всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» появилось направление «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum».

Это направление рассчитано на учеников 8–11-х классов, интересующихся инженерными, техническими, компьютерными науками, географией, а также на тех, кто просто любит космос. Его партнерами являются ГК «СКАНЭКС» и ООО «СПУТНИКС» — одни из лидеров в разработке космического оборудования. В 2022/23 учебном году участниками конкурса по данному направлению стали 124 человека, на заключительный этап приглашено 64. Пять финалистов признаны победителями и 24 — призерами.

Вот примеры работ прошлого учебного года:

«Динамика цветения сине-зеленых водорослей в Балтийском море в 2021–2022 годах по данным AQUA/MODIS»;

«Создание прототипа эпициклоидального редуктора для системы стабилизации подвески в планетоходах»;

«Визуализация проекции орбиты “Тундра” на развертку земной поверхности»;

«Применение ГИС-технологий в определении географического центра Республики Бурятия»;

«Спутник для исследования космического мусора».

Среди дипломантов конкурса прошлых лет немало тех, кто с детства увлекается космической тематикой, планирует проектировать и запускать спутники в будущем. В их числе — Мария Андреева, ученица 9-го класса Классического лицея №1 Ростова-на-Дону. В прошлом учебном году она представила на конкурс исследовательскую работу «Применение технологии blockchain для построения орбитального сервера».

Мария Андреева
© Высшая школа экономики

«Информацию о конкурсе “Высший пилотаж” я нашла на сайте НИУ ВШЭ. Увидела, что там есть отдельное направление по спутникостроению, и очень обрадовалась, так как занималась этой темой, хотела придумать что-нибудь интересное и полезное, — рассказывает Мария. — Поскольку я также заинтересовалась информационными технологиями и читала про технологию blockchain, то подумала, можно ли применить ее в спутникостроении. Оказалось, что можно и что удачных проектов на эту тему не было. Я подготовила свою работу и представила ее на конкурс».

На защиту Мария приехала в Москву. Очное обсуждение проекта с экспертами из МИЭМ и компаний-партнеров помогло ей лучше разобраться в теме. Кроме того, удалось познакомиться с исследователями, которые занимаются спутникостроением в МИЭМ, и они предложили Марии консультационную и научно-методическую поддержку. Работа над проектом продолжается, и, возможно, старшекласснице удастся реализовать предложенные ею идеи на практике, применив blockchain для построения настоящего орбитального сервера, базирующегося на космическом аппарате стандарта 3UCubeSat.

Мария отмечает, что ее профессия обязательно будет связана с космосом, и планирует получать высшее инженерное образование. После победы в «Высшем пилотаже» она принимает участие в других конкурсах юных исследователей и мероприятиях для талантливой молодежи. 1 сентября этого года она присутствовала на открытом занятии «Разговор о важном», который провел президент России Владимир Путин, а 13 сентября пообщалась с ним на космодроме Восточный.

В помощь участникам «Высшего пилотажа» этого учебного года организаторы направления «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum» подготовили образовательную программу — серию вебинаров, которая стартовала в начале ноября, и к ней еще не поздно присоединиться.

8 ноября в 17:00 заместитель генерального директора ГК «СКАНЭКС» Михаил Зимин проведет вебинар на тему «Поиск типовых объектов с помощью материалов космической съемки на примере сорняка борщевик Сосновского», а 10 ноября в 19:00 ведущий специалист департамента производства тематических продуктов ГК «СКАНЭКС» Наталья Волкова расскажет о базовых принципах работы геоинформационного программного обеспечения. 17 и 24 ноября вебинары проведут специалисты ООО «СПУТНИКС».

Информация, полученная на вебинарах, поможет при подготовке проекта или исследования, которые могут быть как индивидуальными, так и командными (до трех человек). До 25 января 2024 года необходимо зарегистрироваться на конкурс и представить работу на одну из двух секций — «Современное спутникостроение» и «Геоинформационные системы и технологии». Каждый зарегистрировавшийся получит приглашение в группу в Telegram, где можно оперативно получить ответ на вопрос по своей работе и менторскую поддержку. В частности, менторы помогут сформулировать тему и продумать дизайн исследования.

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Конкурс включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов на 2023/24 учебный год Минпросвещения России. Дипломанты смогут получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения к сумме баллов ЕГЭ.

Вебинары для участников конкурса проводятся не только по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», но и по всем остальным. График предстоящих и записи уже состоявшихся вебинаров размещены здесь.

Зарегистрироваться

Вам также может быть интересно:

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Этот конкурс — кладезь опыта»: до окончания приема работ на «Высший пилотаж» осталась неделя

Ученики 8–11-х классов могут представить на конкурс «Высший пилотаж» свои проекты и исследования, в том числе выполненные в рамках школьной программы. Пройти регистрацию и загрузить работу в личный кабинет необходимо до 23:59 25 января. Результаты отборочного этапа будут опубликованы не позднее 8 февраля по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», не позднее 11 марта — по остальным 24 направлениям. Авторы лучших работ получат приглашение на заключительный этап.

«Высший пилотаж» в регионах: «Конкурс может стать системообразующим элементом программы развития школы»

С 21 ноября по 21 января 2023/24 учебного года в 34 городах России проходят региональные конкурсы исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж». Помимо возможности участия в заключительном этапе конкурса, который состоится в НИУ ВШЭ в апреле 2024 года, их победители и призеры получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в Вышку. Рассказываем, как проходят региональные конкурсы в Московской, Пензенской и Новосибирской областях, чем они полезны для детей, педагогов и образовательных организаций.

Зарегистрироваться на конкурс «Высший пилотаж» и загрузить работы можно до 25 января

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Проекты и исследования по всем направлениям принимаются до 25 января 2024 года.

«Было очень круто»: подведены итоги Всероссийского конкурса «Высший пилотаж»

В НИУ ВШЭ состоялся заключительный этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». В этом учебном году он был проведен восьмой раз, на него зарегистрировались 26 137 человек — на 23,3% больше, чем в прошлом году. География регистраций — 24 страны и 85 регионов России. По оценке экспертов, конкурс оказывает позитивное влияние на систему общего и дополнительного образования в масштабах страны: его технологии и практики использует все большее число образовательных организаций.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

«Хотим помочь школьникам войти в прекрасный мир проектов и исследований»

В НИУ ВШЭ стартовала менторская программа Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Старшеклассники, которым требуется поддержка при подготовке конкурсной работы, с сегодняшнего дня могут обратиться за помощью к студентам-менторам по общим вопросам и по шести конкурсным направлениям. Также с 25 октября можно посещать онлайн-уроки. И консультации, и уроки менторы проводят бесплатно.

«Навыки, которые получают участники конкурса, бесценны»: началась регистрация на «Высший пилотаж»

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Проекты и исследования по всем направлениям принимаются до 27 января 2023 года.

Школьница, победившая на конкурсе «Высший пилотаж», опубликовала статью в ваковском журнале

Статья ученицы московской школы №548 Марии Лесных посвящена анализу рисков, связанных с экономическим развитием поселений городского типа, и опубликована в журнале «Управление риском». С исследованием на эту тему Мария выступила на конкурсе «Высший пилотаж» в 2020/21 учебном году и была признана победителем по направлению «Экономика». Сейчас она поступает в НИУ ВШЭ, выбрав приоритетом образовательную программу «Экономика и статистика».

Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» — на низком старте

Регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» 2022/23 учебного года начнется 3 октября, но организаторы конкурса уже опубликовали методические рекомендации по подготовке работ. К участию в конкурсе приглашаются ученики 8–11-х классов, которые делают первые шаги в науке и проектной деятельности и хотят получить профессиональную экспертную оценку своей работы.