• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучший способ начать сотрудничество — организовать совместные программы PhD»

19 октября Высшую школу экономики посетила делегация Университета Гронингена (Нидерланды) во главе с его президентом, профессором Сибрандом Поппемой. В интервью новостной службе портала он рассказал о своем университете и целях визита в ВШЭ.

— Профессор Поппема, в целом каковы были цели вашего приезда в Россию?

— Мы запланировали подписать меморандум о взаимопонимании с фондом «Сколково» — я буду участвовать в подписании договора с Виктором Вексельбергом, президентом фонда «Сколково». Это мероприятие было организовано в связи с визитом в Россию Марка Рютте, премьер-министра Нидерландов, поэтому он и Александр Жуков, заместитель Председателя Правительства России, будут присутствовать при подписании этого договора. Обе стороны считают это событие очень важным. Кроме того, мы уже подписали меморандум о взаимопонимании с МГУ имени М.В. Ломоносова.

— Расскажите, пожалуйста, о цели и программе вашего визита в ВШЭ.

— Я приехал в Высшую школу экономики, поскольку ранее в этом году я уже был в Москве в составе делегации голландских университетов, и мы также посещали ВШЭ. Тогда я был очень впечатлен тем, как динамично здесь все развивается. Мне не следовало бы говорить: «по сравнению с другими университетами», но я уже это сказал. ВШЭ произвела на меня впечатление очень современного и динамичного университета, в частности, конечно, в области экономики и общественных наук. Поэтому я думаю, что ВШЭ может стать для нас очень хорошим партнером в этих областях науки и образования.

С собой я привез своих коллег — это профессор Хенк Кирс, декан факультета поведенческих и общественных наук, и доктор Франс Руттен, заместитель декана по международным связям факультета экономики и бизнеса — он занимается совместными магистерскими и PhD программами на этом факультете. Они провели переговоры с сотрудниками и администрацией Высшей школы экономики в двух тематических группах: по поведенческим и общественным наукам и по экономике и бизнесу. Ранее у нас состоялись две презентации: коллеги из ВШЭ рассказали о своем университете, а мы представили Университет Гронингена.

Я уверен, что нам есть что предложить друг другу, и возможно, мы примем решение в ближайшем будущем подписать меморандум о взаимопонимании. Меморандум — это такой «зонтичный» договор, который дает возможность переходить к планированию конкретных проектов.

— Университет Гронингена — один из старейших исследовательских университетов в Европе, а ВШЭ — довольно молодой исследовательский университет. Не могли бы вы поделиться секретом успеха вашего университета?

На встрече с делегацией Университета Гронингена
На встрече с делегацией Университета Гронингена
— Университет Гронингена был основан провинцией и городом Гронинген. Это произошло в начале XVII века, в 1614 году, когда северные провинции Нидерландов провозгласили независимость от Испании. Поэтому они смогли создать собственный университет. Университет Гронингена — это университет народа и региона Гронинген. И на сегодняшней презентации я сказал, что мы — международный университет с сильными региональными корнями. Я также рассказал о некоторых областях, в которых специализируется наш университет, таких как здоровье пожилых, энергетика и устойчивое общественное развитие.

Над этими темами совместно работают сотрудники разных факультетов. В этих областях наш университет очень серьезно сотрудничает с прикладными университетами нашего региона (всего у нас три прикладных университета, которые работают по этим темам), а также с региональными бизнес-организациями. Речь идет, например, о пищевой промышленности: пищевые компании активно участвуют в наших проектах, связанных со здоровьем пожилых людей, а пищевых компаний у нас много, ведь наш регион — сельскохозяйственный. Активно сотрудничаем мы и с организациями сферы здравоохранения. Таким образом, мы пытаемся быть движущей силой для экономики нашего региона. И я думаю, поэтому мы получаем от региональных властей серьезную поддержку. Например, за последние годы наша инициатива по здоровью пожилых получила крупное финансирование: нам выделили сумму 100 миллионов евро от Европейского союза, национального правительства и регионального правительства. Но от ЕС и национального правительства мы получили эти средства лишь благодаря поддержке со стороны регионального правительства. То же касается энергетических проектов и других инициатив. Налажено очень тесное сотрудничество между региональным правительством, провинциями, городами, университетом, а также с национальным правительством и ЕС.

— Ваш университет активно поддерживает международные связи. Какие сферы и формы сотрудничества вы считаете перспективными, говоря о ВШЭ?

— Я думаю, что лучший способ начать сотрудничество — это организовать совместные программы PhD, в которых студент будет два года обучаться и писать диссертацию, например, здесь, в Высшей школе экономики, а затем два года — в Университете Гронингена. У него будут два научных руководителя — один здесь и один в Гронингене, одна тема, а затем защита здесь и в Гронингене. Таким образом, это будет двойная степень PhD. Следующим шагом могли бы стать совместные магистерские программы. У нас много магистерских курсов на английском языке, поэтому студенты легко могут приезжать на обучение к нам.

— А как насчет совместных исследовательских проектов?

— Я думаю, что совместные программы PhD — это один из самых простых способов, чтобы запустить исследовательские проекты. Поскольку, когда есть два научных руководителя, им необходимо общаться, руководить научной работой студента, а для этого им нужно регулярно встречаться и обсуждать ее. А после этого они уже могут, например, подавать заявку на грант ЕС или российского правительства. Поэтому я думаю, что механизм совместных или двойных программ PhD — это очень хороший механизм для запуска совместных исследовательских проектов.

 

Мария Пустовойт, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука


Наша справка

В Университете Гронингена учится более 27 600 студентов, работают 5 000 сотрудников. Годовой оборот — 576 миллионов евро. В университете действуют факультеты: искусств; поведенческих и социальных наук; экономики и бизнеса; права; математики и естественных наук; медицинских наук; философии; географических наук; теологии и религиоведения.

Вам также может быть интересно:

Единое образовательное пространство: как вузы новых регионов РФ интегрируются в российскую систему

Университеты Луганска и Донецка вступили в фазу активной интеграции с российской образовательной системой. Двойные дипломы, стажировки, виртуальные системы повышения квалификации и другие новые образовательные продукты помогут воспитать и сохранить в регионах кадровый потенциал. 13 декабря состоялся научный семинар «Ориентиры стратегического развития единого научно-образовательного пространства макрорегиона “Юг России — Донбасс”», организованный Российской академией образования (РАО). В его работе приняла участие вице-президент Вышки Ирина Карелина.

«Вышка является предпринимательским университетом»

Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян рассказал в интервью HSE Daily, почему современные университеты перестают быть просто образовательными организациями, а становятся центрами инноваций и предпринимательства.

Никита Анисимов: «Для нас в центре — человек»

Ректор НИУ ВШЭ выступил на конференции СберУниверситета, посвященной трендам в образовании. Ее тема — «Больше чем обучение. Новые приоритеты в меняющемся мире». На сессии «Чему учиться сегодня, чтобы быть релевантным завтра», модератором которой выступил глава Сбербанка Герман Греф, Никита Анисимов рассказал о своем понимании человекоцентричности в образовании. Он отметил, что высшая школа обеспечивает, с одной стороны, развитие человека, с другой — развитие экономики, отвечая на запросы работодателей. Университет, решающий только вторую задачу, обречен на догоняющее развитие, на подготовку кадров для прошлого.

Образовательных управленцев в Хабаровске и Тюмени будут готовить при участии НИУ ВШЭ

В 2022/23 учебном году в Тихоокеанском государственном университете (Хабаровск) и Тюменском государственном университете стартуют сетевые магистерские программы «Управление образованием», реализуемые совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. Они рассчитаны на действующих и будущих руководителей сферы общего образования с опытом работы. Выпускники программ получат два диплома — Высшей школы экономики и своего регионального вуза.

Высшая школа экономики и Сбер подписали соглашение о сотрудничестве

НИУ ВШЭ и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и ректор Вышки Никита Анисимов. Соглашение направлено на реализацию совместных проектов образовательного, научного, профориентационного, просветительского и информационного характера.

«Мы вместе. И вместе мы великая сила»

В НИУ ВШЭ — Москва проходит Международная партнерская неделя «30 лет вместе». На открытие съехались представители университетов и посольств Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Также приехали и коллеги из пермского, нижегородского, санкт-петербургского кампусов НИУ ВШЭ.

«Мои научные интересы сформировались еще в магистратуре»

Заруи Акопян окончила бакалавриат в Ереване, магистратуру – в НИУ ВШЭ, а аспирантуру – одновременно в НИУ ВШЭ и Университете Люксембурга. В чем разница подходов к научным исследованиям в разных вузах, она рассказала новостной службе портала.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.