• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я верю, что все дороги открыты»

Милан Мартинович, выпускник магистерской программы «Финансовая экономика» Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ. Милан приехал в Россию несколько лет назад из Сербии. Сейчас он продолжает образование в докторантуре (PhD) Лондонской школы экономики по направлению «Финансы».

— Милан, давно вы приехали в Россию?

— Уже девять лет. После окончания школы, когда нужно было определяться с дальнейшими жизненными планами, я понял, что хочу учиться за рубежом, так как у меня не было иллюзий о качестве образования в Сербии. Вариантов было два, ехать в Америку или в Россию. Последний класс школы я окончил в американской школе, и мне не захотелось продолжать там образование — конечно, решающим фактором является расстояние, все-таки Россия и духовно, и территориально ближе. И кроме того, пока я учился в Америке, мои школьные преподаватели очень хвалили МГУ имени Ломоносова, особенно качество и уровень образования на естественных факультетах. В итоге, я принял решение поступать в Московский государственный университет, на специалитет физического факультета.

— Вы говорите практически без акцента, вы хорошо знали русский язык, когда приехали в Москву?

— Что вы, я очень плохо знал русский язык, сдавал вступительные экзамены на английском, но в ходе обучения, у меня просто не было шансов его не выучить. К тому же наши языки очень похожи, поэтому это было не очень сложно в языковой среде.

— А как сложилось, что вы поступили в магистратуру МИЭФ, Международный институт экономики и финансов ВШЭ?

— После окончания магистратуры, я размышлял над тем, в какой сфере продолжить образование. В какой-то момент меня одолели сомнения по поводу моего будущего в физике и в науке вообще. В то же время еще на третьем курсе я заинтересовался экономикой — читал новости, следил за фондовыми рынками, посещал научные семинары по финансовой и экономической тематикам. Организатором одного из таких семинаров был мой знакомый — профессор Бранко Урошевич, он рассказал мне о своем студенте Карстене Шпренгере, который является преподавателем в МИЭФ. Я поделился с ним своими сомнениями по поводу физики, науки и дальнейших перспектив, послушал его рассказы, и постепенно родилась идея поступать в магистратуру МИЭФ. Оказалось, что в магистратуре Международного института экономики и финансов есть возможность учиться бесплатно, на моем курсе десять человек, включая меня, имели стипендию банка ВТБ и ничего не платили за обучение, а оставшиеся десять получали частичную стипендию — существующая система скидок делает магистратуру МИЭФ вполне доступной.

— Чем вас привлекает сфера финансов?

— На мой взгляд, финансы синтезируют научные подходы с практическим применением. В финансовой сфере много математики, которую я очень люблю, но она прикладная. В физике она тоже прикладная, но применяется для решения других задач, удаленных от реальной жизни. Одна из причин, почему я ушел из физики — потому что уже учеба закончилась, и все, что мне осталось — опыты и мелкая работа в лаборатории. А хотелось большего, хотелось не изучать свой маленький кусочек физики, словно болтик в огромной машине, а исследовать мир и процессы, происходящие в большой, реальной жизни. Для меня настоящим открытием стал общеэкономический подход к жизни: зачастую в жизни мы совершаем какие-то ошибки, либо не делаем того, что мы могли бы сделать, или жалеем о сделанном, а экономика говорит, что все счастье, которые мы можем получить, оно только в будущем, а не в прошлом. Все, что было в прошлом, мы получили, съели, оно пройдено, надо ориентироваться на будущее и жить за счет и ради него. Что касается перспектив, то финансами мне хотелось бы заниматься не только академическими, но и практическими, идеально было бы совмещать работу в университете с исследованиями на пересечении финансов и мировой экономики.

— Работа в университете — это преподавание?

— Да, в том числе. Во время учебы в магистратуре я вел семинары по математике в бакалавриате МИЭФ. И я понял, что мне интересна преподавательская деятельность. Мне нравилось, когда студенты о чем-то спрашивали, когда приходилось искать ответы на их вопросы, самому ставить новые вопросы перед собой. Преподаватель должен уметь объяснять, в этом его миссия. Мне нравится объяснять, особенно математические вещи — такие строгие, стройные и логичные!

— Какие люди, курсы запомнились вам больше всего за время обучения? Какие встретились преподаватели, кто действительно произвел впечатление?

— Я бы отметил курсы профессора Лондонской школы экономики, Джека Фавилукиса, он читает курс по современной теории оценки активов. Это очень интересный, жаль, что короткий, всего неделю длящийся курс. Профессор Фавилукис использует современные подходы для оценки финансовых активов, в частности синтез макроэкономики и теории оценки активов. Другой уникальный курс — это современная теория финансов, которую читает профессор из Оксфорда, Димитриос Цомокос. В этом курсе используется теория равновесного подхода и теория общего равновесия неполных рынков, эти знания уникальны, им практически нигде не учат, но мы постоянно с ними сталкиваемся в реальной жизни. Так же я бы выделил курс Карстена Шпренгера по финансовой экономике. Курс очень обширный, он начинается с простейших способов оценки активов, постепенно усложняется, в нем используются буквально все подходы к оценке активов, которые можно изложить за один семестр. Запомнился курс по микроэкономике Игоря Муравьева. Он требователен к студентам, но это обоснованная требовательность, так как она соответствует уровню материала, который Муравьев преподает. На его занятиях используется весь тот аппарат, которому нас учили на других курсах.

— Милан, судя по вашим словам, польза от пройденных курсов несомненна, а было ли вам интересно учиться?

— Учиться было не очень легко, но безумно интересно. Для меня все было ново, занятно, и потому я с радостью брался за любой материал. Я уделял много времени учебе, наверное, даже больше, чем в МГУ, или столько же. Для меня учеба — это то, что я умею делать, то, что у меня хорошо получается, мне нравится учиться и познавать новое. И я был удивлен и в то же время обрадован тем, что общая атмосфера в МИЭФ мотивирует на учебу. За эти два года у меня сложилось впечатление, что в ВШЭ учатся люди, которые стремятся получать знания, не просто диплом для галочки, а диплом, который соответствует их способностям, возможностям, знаниям. И таких ребят большинство.

— Вы сказали, что хотели бы в дальнейшем работать в сфере финансов. У вас уже есть практический опыт в этой сфере?

— Я пробовал торговать на бирже. Это был очень полезный опыт, благодаря которому я многое для себя прояснил, понял, как функционируют финансы и насколько это непростая сфера. Знаете, очень занятно, как мнения и страхи людей переходят в нашу реальную жизнь. Если люди считают, что все будет плохо, все действительно будет плохо, как это произошло два года назад, когда случился кризис. Ведь люди его ждали. Наши ожидания могут влиять на реальные факторы, которые в свою очередь усиливают наши ожидания. Выявление подобных причинно-следственных связей — крайне сложная, но увлекательная область, и мне хотелось бы исследовать ее детальнее. Возможно, эта тема и станет предметом моей финальной научной работы в Лондонской школе экономики, где я продолжаю обучение по стипендиальной программе PhD in Finance. Не знаю, куда занесет меня судьба дальше, но я верю, что все дороги открыты.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

От Владивостока до Филадельфии: кого Вышка учила этим летом

В начале августа завершается очередной Летний университет ВШЭ. Впервые участие в нем принимала группа российских студентов из Дальневосточного федерального университета.

«Зеленая экономика», инвестиции Китая и изоляционизм: завершилась российско-китайская Летняя школа

С 4 по 11 июля на факультете мировой экономики и мировой политики проходила девятая российско-китайская Летняя школа по международным отношениям. На ней собрались студенты и исследователи из Вышки и Восточно-китайского педагогического университета.

Открылся шестой Летний университет НИУ ВШЭ

В этом году Летний университет Вышки соберет около 200 студентов из 32 стран Европы, Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Впервые вместе с ними будут учиться и студенты Дальневосточного федерального университета.

Ни слова по-русски

Сразу после майских праздников пройдут дни открытых дверей пяти магистерских программ НИУ ВШЭ, где обучение ведется полностью на английском языке. Программы рассчитаны как на иностранных, так и на российских студентов, которые по окончании университета смогут успешно работать в англоязычной среде.

Благодаря проекту ВШЭ иностранные студенты заговорят на русском, как на родном

Преподаватели и студенты нескольких факультетов Вышки объединили усилия для создания проекта «Как скажешь» — онлайн-курса для иностранных студентов, которые хотели бы не просто выучить грамматику, но и понимать особенности разговорной речи.

Калькулятор стипендий и грантов для иностранных абитуриентов

Для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат ВШЭ, существует система стипендий и грантов. Они позволяют снизить стоимость обучения в Вышке — в том числе по результатам вступительных испытаний. Теперь на сайте ВШЭ есть специальный калькулятор, который показывает, на какую именно скидку на той или иной бакалаврской программе может рассчитывать абитуриент в зависимости от набранных им баллов.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

> 20000

участников из 158 стран уже зарегистрировались для участия в олимпиаде Open Doors, проводимой Ассоциацией глобальных университетов. Олимпиада дает возможность иностранным абитуриентам поступить в магистратуру лучших российских вузов без экзаменов и учиться бесплатно.