• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственный музей имени Пушкина ждут большие перемены

В Высшей школе экономики прошла последняя в этом году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия», ее гостем стала директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

По традиции ведущий вечера Дмитрий Бак представил гостью, отметив опыт Марины Лошак в русской культуре: от филологии и работы в литературном музее в Одессе, арт-проектов в Москве в 1990-е и 2000-е годы до знаменитого Музея имени Пушкина.

— При всем многообразии проектов Марине Лошак удивительным образом всегда удается проявлять непредубежденность, трезвость и рациональный взгляд на любые поставленные перед ней задачи. Это человек, любящий говорить «да» там, где остальные скажут «нет, это невозможно сделать», — сказал Дмитрий Бак.

Марина Лошак поделилась своими впечатлениями о недавней встрече с японским художником, который занимается традиционным искусством Раку (тип японской керамики, используемой в чайной церемонии, в первую очередь, речь идет о чаше для чая — символе дзен, философии простоты, вечности и совершенства). «Уже 16 поколение в семье японского художника занимается этим искусством, — рассказала Марина Лошак. — В следующем году он завершает свою деятельность, меняет имя, обретая тем самым новую жизнь, и передает эстафету старшему сыну. Мое появление в Музее имени Пушкина очень похоже на традицию Раку. Первые месяцы в новой должности я жила с ощущением, что я — это Ирина Антонова (директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с 1961 по 2013 год), и только спустя год поняла, что сменила это имя на нечто абстрактное».

По словам Марины Лошак, всеми любимый Музей изобразительных искусств имени Пушкина — аутентичное пространство, за 100 лет его существования в нем практически ничего не изменилось. Однако сегодня все музеи мира трансформируют свое отношение к жизни, они становятся другими ментально. Если раньше музей был, прежде всего, хранилищем картин, а произведение искусства было в нем главным действующим лицом, то за последние 15 лет музеи совершенно поменяли ориентиры — человек, пришедший в музей как посетитель или сотрудник, важнее любого произведения искусства.

— Одна из основных задач, которая сегодня стоит перед Музеем имени Пушкина, — заставить человека думать, осмысливать искусство, не просто смотреть, но и ощущать, — убеждена Марина Лошак. — Важно сделать так, чтобы человек взаимодействовал с искусством и чувствовал себя его соучастником. Сегодня все современные технологии нацелены на вовлечение человека — при помощи игры, неожиданных новых творческих приемов — в процесс осмысления и отказа от стереотипов. Наше умение думать — это, безусловно, путь к свободе, и я считаю, что это одна из важных миссий не только музея и культурного сообщества, но и мира в целом. Потому что только свободный человек может быть соучастником некоего культурного строительства.

Я выступаю за путь ошибок, ибо любая ошибка, совершенная нами, — большая удача. Только думающий и действующий человек совершает ошибки, и иногда эти ошибки, как и наши недостатки, становятся более сильной стороной, чем наши достоинства, и вдруг оказывается, что в них заключено главное обаяние случившегося

Марина Лошак
директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Попытаться совместить традицию, которая хорошо мотивирована и, может быть, правильна, с попыткой ее нарушить (не потому что хочется все разрушить, а потому что необходимо пробовать новое и идти вперед), по словам Марины Лошак, труднейшая, но необходимая задача.

— Мы очень нуждаемся в свободе для самих себя (музея как такового), — говорит Марина Лошак. — Потому что людям, работающим в нем десятилетиями, непривычно что-то менять. Однако я выступаю за путь ошибок, ибо любая ошибка, совершенная нами, — большая удача. Только думающий и действующий человек совершает ошибки, и иногда эти ошибки, как и наши недостатки, становятся более сильной стороной, чем наши достоинства, и вдруг оказывается, что в них заключено главное обаяние случившегося. Я часто думаю, каким должен быть директор музея. Одни говорят необходимо быть чиновником, другие утверждают — эффективным менеджером. И то и другое — не про меня. Я поняла, что директора, которые, на мой вкус, действуют наиболее успешно, прежде всего, артистические люди. Они, скорее, кураторы, чем музейщики. Потому что музей, как и любой другой проект, необходимо постоянно придумывать, создавать.

По словам Марины Лошак, Музей имени Пушкина уже в середине будущего года ждут большие перемены. 25 июня 2014 года заканчивается архитектурный конкурс на концепцию единого музейного городка (предположительно строительство займет 10 лет). Это должен быть именно городок, куда москвичи могли бы приходить на целый день и смотреть экспозиции, переходя из одного здания в другое. Площадь городка будет занимать 107 тысяч квадратных метров, на этой территории разместится 14 зданий музея: 11 будут полностью реконструированы и отреставрированы, а три — полностью новые площадки. Главное здание музея ждет комплексная реставрация и полное техническое обновление. В планах архитекторов расширить подземные этажи для большей пропускной способности. С учетом расширения территории появятся новые экспозиционные площади, которые позволят выставить множество экспонатов из запасников, впервые представить постоянную экспозицию нумизматики, а также создать новые тематические разделы, рассказывающие о Дальнем Востоке, странах Латинской Америки, Африки. В Белом зале, по-прежнему, будут проходить только самые важные для музея выставки.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова

12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.

«Все бизнес-идеи пусты, пока не попробуете их на деле»

Работа с прекрасным — это не только высокие материи, но и тонкий расчет, аналитика, менеджмент и даже психология. Искусство может быть бизнесом, и весьма интересным. В рубрике «Конструктор успеха» выпускница Вышки, основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts Екатерина Пластинина рассказала, как стать знатоком аукционного дела, не промахнуться с покупкой картины и чем Дубай лучше Лондона.

Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать»

О своей жизни и творчестве рассказал на встрече в Высшей школе экономики, организованной Школой филологии НИУ ВШЭ, художник Эрик Булатов.

Эрик Булатов в НИУ ВШЭ расскажет о жизни и творчестве

1 декабря 2015 года в Высшей школе экономики состоится открытая лекция одного из основателей соц-арта, художника Эрика Булатова «О картине и о себе». Организатор — Школа филологии НИУ ВШЭ.

Человек — больше, чем справка

В Высшей школе экономики прошла последняя в этом сезоне встреча из цикла «Важнее, чем политика». Как и в прошлый раз, ее гостями стали представители общественных и благотворительных организаций. На этот раз речь шла об образовании детей с особыми потребностями самого разного рода.

«Быть волонтером — это больше, чем профессия»

Кто такой волонтер? Что побуждает человека оторваться от собственных повседневных забот и идти в добровольческие отряды по поиску пропавших людей, ездить в глубинку к забытым старикам, устраивать праздники больным детям? На эти и другие вопросы ответили гости встречи из цикла  «Важнее, чем политика», организованного ВШЭ  и Фондом «Либеральная миссия»: волонтер добровольческого отряда по поиску пропавших без вести людей общественной организации «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, учредитель консультационно-дискуссионного клуба «Азбука приемной семьи» при Фонде «Арифметика добра» Диана Машкова, координатор фонда «Старость в радость» Ксения Чудинова и учредитель организации «Больничные клоуны» Константин Седов.

Открыт бюджетный прием на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»

Магистратура «История художественной культуры и рынок искусства» была организована в Вышке при поддержке Института искусств Sotheby’s в 2012 году. С этого года на нее можно поступить на бюджетные места. Слушатели программы получат теоретические знания и прикладные умения в области истории и искусствоведения, которые в дальнейшем дадут им возможность построить успешную карьеру в художественной сфере. Занятия ведут искусствоведы, реставраторы, эксперты современного арт-рынка.

«Культурная политика не может быть одна на всех»

9 декабря в Вышке прошла встреча из цикла «Важнее, чем политика», ее гостем стал публицист, телеведущий, прозаик и кинодокументалист Александр Архангельский, ординарный профессор ВШЭ. Именно он семь лет назад вместе с научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным стоял у истоков этого цикла и был его ведущим. Теперь он вернулся — уже в качестве почетного гостя семинара, — чтобы поразмышлять о том, что с тех пор изменилось.

В ночь с 3 на 4 ноября Высшая школа экономики стала одной из площадок фестиваля «Ночь искусств»

С 8 вечера до часу ночи гости фестиваля могли гулять по специально закрытой для автомобилей Мясницкой, где была установлена большая сцена для выступлений студенческих коллективов Вышки. Для гостей праздника пели, танцевали и читали стихи более 50 вышкинцев, еще столько же ребят работали волонтерами. Преподаватели Школы дизайна представили специальную выставку под названием «Еще одна выставка преподавателей», а в холле Мясницкой, 20 студенты организовали мастер-классы: всех желающих учили технике рисования песком, изготовлению подарочных коробок и рисованию хной. Внутренний дворик Мясницкой, 20 заняли расписанные студентами факультета дизайна скамейки. Всего мероприятие посетили более 3000 человек. О «Ночи искусств» в Высшей школе экономики подробнее в нашем фоторепортаже.

Театр теней, дизайнерский торт и другие причины прийти в Вышку на «Ночь искусств»

3 ноября в Москве пройдет городской фестиваль «Ночь искусств». Гостей праздника до поздней ночи ждут в театрах, музеях, библиотеках и вузах. Высшая школа экономики тоже готовит свою программу, она будет называться «Искусство мечтать». Назовем 10 причин, почему в эту ночь из всех площадок фестиваля нужно выбрать именно Высшую школу экономики.