• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

 

Страх потери связей

Социология эмоций — направление, которое возникло в науке относительно недавно и представляет собой новый взгляд на человеческие эмоции с точки зрения социально-культурных условий и исторических изменений. Классики социологии всегда интересовались эмоциями, и сейчас этот интерес находится на пике развития. Одна из наиболее любопытных эмоций в ракурсе социологических исследований — стыд.

«Стыд — основная социальная эмоция, поскольку она регулирует выражение других эмоций», — рассказала Ольга Симонова на лекции «Социология эмоций сегодня: социальный и исторический смысл чувства стыда». Если причина стыда, с точки зрения психологии, всегда индивидуальна, то социологические исследования доказывают, что стыд базируется на страхе потери связи с социумом. И в этом плане эмоция стыда, по словам лектора, служит механизмом поддержания общественного порядка и сплоченности людей. В то же время ее намеренное продуцирование в людях может быть средством манипуляции и неотъемлемой частью воспитательных и исправительных позорящих практик. К таким практикам на государственном уровне можно отнести позорные столбы (если смотреть на историческую ретроспективу), показ преступников массовой публике на улицах и т.п.

От психоанализа к социологии

В современном мире изменилось отношение ко многим вещам. То, что раньше считалось постыдным, сегодня может быть общепринятой нормой. «Но это не значит, что эмоция стыда уже не настолько актуальна», — отметила Симонова. Одним из источников обнаружения стыда и его роли в современном мире стали психоаналитические сеансы, которые дали социологам возможность наблюдать последствия исследуемой эмоции. «Психоаналитики отмечают, что практически все переживания пациентов связаны с чувством стыда», — рассказала Симонова. И если в кабинете у психотерапевта человек раскрывается, то в социуме стыд очень часто завуалирован и его не всегда возможно распознать. Наряду с этим были и есть социологические, антропологические, психологические и исторические работы о стыде, которые в совокупности позволяют рассуждать о социальных функциях и дисфункция стыда.

Лектор обратила внимание на такой аспект, как стыд на фоне бедности: «В современном мире принято стигматизировать бедных. Успех часто связывается с материальными достижениями. А бедность трактуется как признак неудачника». В результате бедные стыдятся своей бедности, но часто прячут ее, например, под маской агрессии, либо загоняют себя в состояние отчужденности.

Человек может также переживать стыд только потому, что общество, а не он сам считает нечто постыдным и при этом страдать от ситуации, что его представления о постыдном противоречат представлениями большинства. Это как раз характерно в большей степени для современных обществ, отметила лектор.

Эмоция, которую надо проживать

Чем ниже у человека самооценка, тем он острее может переживать чувство стыда. Противоположная стыду эмоция — гордость. Однако это не означает, что людям с высокой самооценкой не свойственно переживание стыда. Вопрос в том, как человек реагирует на это переживание. Стыд в критических ситуациях может приводить к депрессиям и самоубийствам. «Важно осознание эмоции стыда, ее понимание и работа с ней», — заметила Симонова. Она сослалась на работы американского социолога Томаса Шеффа, который занимается исследованиями в области социологии стыда. По мнению Шеффа, важно вербализовать эмоцию стыда, прожить ее, чтобы она не имела деструктивного влияния.

Следующая лекция пройдет в парке Горького 21 августа. О том, какова специфика современных креативных и культурных индустрий, как строится менеджмент творческого труда в таких сферах, как мода, дизайн, архитектура, и что все-таки такое «креативный класс», расскажет профессор факультета медиа, коммуникаций и дизайна Илья Кирия.

Марина Селина, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.