• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возврат к архаике не решит проблем современного общества

В новой рубрике «Экспертное мнение» ведущие профессора и исследователи ВШЭ комментируют актуальные события общественной, экономической, культурной жизни в России и за ее пределами. Одной из самых заметных новостей последних дней стало массовое паломничество к «дарам волхвов», выставленным в Храме Христа Спасителя. О причинах этого культурного и социального феномена размышляют ординарный профессор ВШЭ Никита Покровский и доктор экономических наук Ульяна Николаева.

 

Никита Покровский
Никита Покровский
Никита Покровский, заведующий кафедрой общей социологии ВШЭ:

— Вообще говоря, с этнологической точки зрения поклонение материальным объектам и наделение их сверхъестественными свойствами — это фетишизм, один из отличительных признаков Архаики с большой буквы. К этим признакам относятся также анимизм (одушевление природы), тотемизм (мистическая связь между людьми и природными объектами) и магия (прямое обращение к внеприродным силам с помощью символических действий). Этот замечательный квартет, возникший еще в доисторическом и раннем историческом обществе, так или иначе сохранился и вошел во все современные религии. Таким образом поклоняющиеся сегодня сакральным предметам силой самовнушения реанимируют прошлое человечества в чистом виде, устанавливают в своем сознании, даже не имея этого в виду, связь эпох и тысячелетий, прикасаются наяву к живой плоти далекого прошлого и, в итоге, здесь и теперь осуществляют акт глубинной археологии исторических пластов. Можно искренне позавидовать тем, у кого обнаруживаются личные способности к этому.

Что касается научного социологического взгляда на этот феномен, то, скорее всего, мы имеем дело с расширяющимся в российском обществе полем аномии, то есть вакуума ценностей, норм и идеалов, которые служат широким основанием культуры. Контрастирующие и прямо противоположные жизненные цели или их отсутствие вообще, сочетание несочетаемых моральных норм (или их отсутствие), состояние неопределенности в отношении будущего и явное ослабление социальных гарантий любого вида — все это вокруг нас, и в этом мы живем. Не будем скрывать от себя реальное положение дел. Об этом говорят и самые различные социологические исследования. Разумеется, аномия отнюдь не внутренне комфортное и продуктивное состояние общества. И общество реагирует на состояние аномии, пытаясь заполнить ценностный вакуум и восстановить равновесие разбалансированной культуры. Для решения данной задачи существуют различные пути.

Скажем, есть небыстрый и непростой, но устойчивый путь трансформации институтов общества, выработки новых, адекватных ценностных систем. Наконец, есть путь научного познания социума и расширения научной управляемости социальными процессами. Но, с другой стороны, возможна реанимация и прямое использование выработанных на прошлых исторических стадиях готовых традиционалистских, «проверенных временем» ценностных систем, в рамках которых даются свои, пусть нехитрые, но понятные ответы на все, даже самые сложные вопросы, касающиеся природы, общества и человека. Как результат возникает своего рода система замкнутого сверхдетерминистского универсума. На самой короткой исторической дистанции такая «анестезия», возможно, и принесет облегчение: для кого-то, в какой-то мере, в каких-то случаях и пределах. А на среднесрочной и длинной дистанции? Едва ли. От решения фундаментальных проблем общества солидарными усилиями самих людей не уклониться.

 

Ульяна Николаева
Ульяна Николаева
Ульяна Николаева, старший научный сотрудник экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова:

— С научной точки зрения мы имеем дело с возрождением особой, мифологической, формы общественного сознания, то есть той формы, которая возникла на самых ранних, архаических стадиях развития общества. Открытие мифа как не просто собрания преданий, а как дорациональной стадии развития коллективного сознания относится к 30-м годам ХХ столетия и связано прежде всего с  именем французского этнолога и философа Л. Леви-Брюля. Его термины — «пралогическое мышление» и «партиципация»  (сопричастность) — помогли разобраться в особой «логике» мифа, мифологического сознания.

Главной особенностью мифологического мышления и мифологического сознания оказывается погружение в миф, жизнь в мифе, пребывание в мифе, невозможность выйти из него, невозможность критически, отстраненно мыслить о себе и мире. Как прекрасно в свое время показала российский философ Н.С. Автономова в одной из лучших книг на эту тему («Рассудок. Разум. Рациональность»), мифологическое мышление располагается между собственно практическим, обыденным с одной стороны, и рациональным, систематизированным с другой. Миф состоит из ярких эмоционально-окрашенных образно-символических конструкций, которые полностью завладевает сознанием людей. Вырваться из-за пределов мифа трудно, практически невозможно.

Переход к рациональному сознанию — это фактически переход на новую историческую стадию, настоящий цивилизационный прорыв человечества. Поэтому разворачивающаяся на наших глазах ремифологизация представляет опасность для общества. Опасность возвращения в архаику, на дорациональную стадию развития.

Вам также может быть интересно:

Через 20 лет развитые страны могут стать более религиозными

Ученые ВШЭ и РАНХиГС выяснили, что в развитых странах возраст оказывает более сильное  влияние на религиозность, чем поколенческий эффект. Они прогнозируют, что это может повлиять на устройство общества в будущем. Результаты исследования были опубликованы в Journal for the Scientific Study of Religion.

Канонизация

Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции

В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.

Церковь поддерживает личную активность, но не социальную

В православной традиции нет понятия «социального греха», и даже гонимая церковь не должна отказывать государству в лояльности, рассказал доцент факультета философии НИУ ВШЭ Борис Кнорре на лекции «Взгляд на церковно-государственные отношения с точки зрения церковной традиции и современного постсекуляризма», которая прошла в Храме Василия Блаженного.

Религия влияет на способ поиска работы

Конфессиональная принадлежность влияет на процедуру поиска и выбора работы. Представители одной конфессии делают ставку на профессиональные навыки, другой — на презентабельную внешность, третьей — на силу протекции. Исследование Екатерины Александровой и Елены Калабиной.

Почему мусульмане не любят США

Главная причина антиамериканизма в исламском мире — негативное отношение к политике США на международной арене. Исследование Кирилла Жиркова.

Женщин угнетает не ислам, а неграмотность

Мнение о том, что среди мусульманских мигрантов в Европе широко распространена гендерная дискриминация, сильно преувеличено. Религия и среда, в которой вырос человек, не столь значимы, как такие факторы, как возраст, образование и страна проживания. Исследование научного сотрудника ЛССИ (Петербург) Вероники Костенко.

Свобода и демократия на взгляд католицизма и православия

Идеи свободы и демократии стали едва ли не системообразующими для наиболее преуспевающей части земной цивилизации. Смогут ли объединиться вокруг этих идей современные католицизм и православие? Об этом доклад Максима Богачёва из Высшей школы экономики, представленный на Апрельской конференции ВШЭ.

Политизация религии препятствует духовному оздоровлению общества

В условиях колоссального разрыва между внешней религиозностью и массовым незнанием основ веры, Россия стоит перед угрозой превращения церкви в политический институт и расколом общества по религиозному признаку. Доклад Татьяны Коваль на XIV Апрельской конференции ВШЭ.

Дело Pussy Riot ударило по морально растерянному социуму

История Pussy Riot для большинства россиян — не вопрос политики или религии. Скандал вокруг акции в центральном храме страны высветил нравственную растерянность российского общества. Доклад Л. Борусяк на XIV научной конференции ВШЭ.