• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber

Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.

Найдите то, что сломано

Как-то мы были в Париже и никак не могли поймать такси. Я подумал: вот было бы здорово, если бы ты мог нажать на кнопку и в любой точке города к тебе сразу же подъехала бы машина. Так появился Uber.

Что было «сломано» в данном случае? Система организации перевозок. Почему? Потому что в крупных городах в развитых странах, чтобы стать таксистом, нужно получить лицензию, а их количество ограничено. В Нью-Йорке за последние семьдесят лет число лицензий на такси почти не изменилось, а стоимость лицензии стала очень высокой. За пользование лицензией компании-операторы такси берут с водителей по 140 долларов в день. Система устроена так, что во многих случаях таксисты едва сводят концы с концами. Новых рабочих мест в этой сфере не создается, а передвигаться по городу становится все труднее и затратнее.

Мы увидели эту проблему и захотели ее решить. Нам, гикам, стало интересно найти способ ее решения — не только в своем городе, но по всему миру, не только для богатых, но для каждого. Чтобы перевозки были так же надежны и доступны, как водопровод.

Определите, насколько трудна проблема, которую необходимо решить

Трудность была не в том, чтобы создать приложение — их все сейчас делают. Трудность была в том, чтобы свободная машина была в пяти минутах от любого пользователя, решившего воспользоваться нашим сервисом. Нужно было научиться предсказывать ситуацию: что будет на дорогах через полчаса? где каждая из наших машин находится в любой момент времени? Наши водители получают эту информацию в виде теплокарты (heat map). Они видят, где сейчас повышенный спрос на их услуги, где нужно больше машин, где меньше.

Следующая задача — научить компьютерную систему «видеть» улицы в многомерном измерении (с тротуарами, знаками остановки, мусорными баками и прочими объектами). Сложная задача. Я всегда говорю инженерам, что для решения таких задач нужно воображение.

Анализируйте, но будьте при этом креативными

Можно разделить эти роли между партнерами по проекту, но лучшие предприниматели сочетают в себе оба качества, аналитическое и творческое, одновременно. Так устроен наш мозг: левое полушарие отвечает за аналитику, правое — за воображение, создание новых идей. Веселитесь, получайте удовольствие, решая проблемы.

Причем необязательно решать их привычным способом, можно придумать что-то новое. Дети в Америке бегают за фургончиками с мороженым. А мы для взрослых придумали такую штуку: один день в году вы нажимайте на кнопку — и фургончик с мороженым приезжает к вам. Отличная идея, но она потребовала решения сложных логистических задач. Чтобы случилось волшебство, нужна аналитика.

Различайте реальность и представление о ней

Массовое представление о чем-либо может совпадать с реальным положением вещей, а может и сильно расходиться с ним. Расстояние между представлениями и реальностью — это «игровая площадка» инноватора. Если вы точно знаете, что реальность не там, где кажется большинству, перед вами открываются огромные возможности. Но если вы ошибаетесь, то игровая площадка превратится в ад.

Эйнштейн как-то сказал, что тот, кто следует за толпой, обычно не продвигается дальше толпы, а вот тот, кто идет один, скорее обнаружит себя в месте, где никто прежде не был. Если вы хотите сделать что-то новое, хотите сделать невозможное возможным, нельзя повторять за другими. Нужно сделать что-то, что другие люди сочтут глупым, нелепым, безумным. И в то же время хороший предприниматель должен четко понимать, на какие риски он идет. До Uber у меня было несколько компаний, и они были маленькими, а я — бедным. В последней компании у меня четыре года не было зарплаты, и я слышал слово «нет» по сто раз на дню в течение всех четырех лет. Это нелегко.

Творите магию

В фильме «Криминальное чтиво» есть странный портфель, который притягивает всеобщее внимание, один взгляд на него — и человек уже не может думать ни о чем другом. Быть предпринимателем значит создавать вещи, которые захватывают людей и их воображение. В Uber мы говорим о четырех измерениях магии: времени (найдите способ вернуть людям время, которое они раньше, не имея вашего продукта или услуги, теряли), успокоении (вы должны внести спокойствие в повседневную жизнь своих клиентов), радости (пусть благодаря вам жизнь людей станет радостнее и веселее), деньгах (например, водители Uber получают доход, который позволяет им содержать семью, а пассажиры платят меньше за перевозку).

А еще магия должна опережать время. Творить волшебство — значит создавать вещи, которые еще никто не видел и которые будут востребованы не только сейчас, но и в будущем.

Научитесь продавать свою историю

Инженеры часто пренебрежительно относятся к продавцам и маркетологам, не хотят с ними работать. Но научиться продавать то, что ты придумал, очень важно. Не научишься рассказывать свою историю — никто не узнает о твоей идее, какой бы замечательной она ни была. На Синко де Майо (национальный мексиканский праздник, популярный во многих штатах США) наши клиенты могут заказать мексиканских музыкантов, например, чтобы повеселить друзей или коллег, и это способ ненавязчиво рассказать об Uber тем, кто о нас раньше не знал.

Обретите психологию чемпиона

Как настоящий спортсмен-чемпион, выкладывайтесь на поле полностью, отдавайте все силы и эмоции, не сдавайтесь после временных неудач. Если вы действительно будете это делать, вам будет трудно проиграть.

Совет напоследок: как собрать команду

Меня часто спрашивают о том, как мы подбираем инженеров. Я однажды ответил: а как вы подбираете, с кем пойдете на свидание? Если серьезно, то, чтобы собрать команду, просматривайте резюме, ищите онлайн, ходите туда, где тусуются инженеры, здоровайтесь и говорите с ними. Будьте терпеливы и настойчивы.

Вам также может быть интересно:

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.

Каким бизнесом занимаются выпускники Вышки

Центр по работе с выпускниками обнародовал исследование, которое дает возможность проследить предпринимательскую деятельность выпускников. Исследование будет продолжаться, стать его участником может каждый выпускник Вышки, имеющий собственный бизнес.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

«Не надо стесняться признавать, что мы кое-чего пока не умеем»

Если ты можешь объяснить, почему твой проект будет успешным, инвестиции твоему бизнесу обеспечены в любых условиях. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник Вышки, председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик рассказывает, как делать бизнес на продлении жизни, что такое правильное импортозамещение и чем государство может помочь предпринимателям.

Выпускник ВШЭ стал предпринимателем года в России

Победителем российского национального этапа международного конкурса «Предприниматель года 2014» стал выпускник бакалавриата ВШЭ (факультет экономики) Алексей Репик — президент «Деловой России», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм».

Олег Тиньков: «Россия — самая легкая страна для ведения бизнеса»

21 октября в Высшей школе экономики российский предприниматель, основатель банка «Тиньков Кредитные Системы» Олег Тиньков ответил на вопросы студентов о том, как достичь успеха, и развеял некоторые мифы о российском предпринимательстве. Публикуем самые любопытные вопросы студентов и ответы российского бизнесмена.

Будущее предпринимательства зависит от развивающихся стран

В Москве завершилась 6-я Международная летняя школа по исследованиям предпринимательства. Студенты из российских, голландских, британских и других европейских университетов пытались выяснить, какие факторы повлияют в будущем на развитие малого и среднего бизнеса в мире.

73%

организаций предпринимательского сектора используют интернет в коммерческих целях.

Оценку регулирующего воздействия удалось закрепить в Договоре о Евразийском экономическом союзе

Договором о Евразийском экономическом союзе, заключенном 29 мая в Астане, предусматривается, в частности, обязанность Евразийской экономической комиссии проводить оценку регулирующего воздействия (ОРВ) проектов решений, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности. Комментарий директора Центра ОРВ Высшей школы экономики, члена консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии Даниила Цыганкова.

Интуиция в искусстве и бизнесе

Чем схожи занятия бизнесом и искусством? Какие черты личности, склонности и устремления одинаково присущи настоящему предпринимателю и настоящему художнику? В рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович рассказал об этом в своей публичной лекции.