• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как заниматься благотворительностью, продавая питьевую воду

Евгений Паснюк, автор проекта «Простое добро»

Евгений Паснюк, автор проекта «Простое добро»

Проект студента МИЭФ Евгения Паснюка начинался как не самая удачная попытка собрать деньги на благотворительность, а теперь его воду под маркой «Простое добро» можно купить в магазинах, кафе и на маркетах еды в Москве. Евгений уверен, что социальное предпринимательство в России только начинается развиваться, но пройдет немного времени — и станет легче.

Желание помочь и первые попытки

В январе 2015 года от рака умерла моя бабушка Людмила Александровна, мой самый близкий человек. У нашей семьи была возможность отправить ее на операцию за границу, и вообще мы перепробовали разные способы, но так как болезнь обнаружили уже на третьей стадии, бабушка прожила только два года. Ее смерть стала для меня очень большой потерей. До этого я вообще никак не занимался благотворительностью, но в тот момент пришло понимание, что человека не вернуть, а помочь тем, кто оказался в такой же ситуации, как-то хотелось.

Тогда я просто вбил в поисковике «фонд поддержки онкологических больных» и нашел телефон фонда «Вера». Была ночь, но я все равно позвонил, трубку взял координатор их фандрайзинговых программ Артем Шалимов. Я рассказал ему о своей ситуации, сказал, что хочу что-то сделать. Он пригласил меня во Второй московский хоспис во Владыкино, где у фонда есть свое отделение. Я приехал туда и какое-то время просто помогал, но понятно, что в первую очередь подопечным фонда нужны деньги. Таких денег, которых хватило бы на какую-то нормальную помощь, у меня не было, но появилась безумная идея.

Было лето, и мы с моим другом решили продавать питьевую воду, а заработанные деньги перечислять на благотворительность. Проект назывался «Вода жизни». Мы закупили воду, которая нам нравилась просто по вкусу, и начали ее продавать людям, стоящим в пробке, что вообще-то по закону делать нельзя. Скоро к нам начали подходить люди, которые продают там всякие часы и телефоны, и говорить: «Ребята, если вам нужна крыша — обращайтесь». Мы отвечали, что вообще-то собираем деньги на благотворительность, но они не верили. Потом из пробок мы переместились в парковые зоны, договорились с префектурами о том, чтобы делать все официально. Покупали воду оптом по 17-18 рублей, продавали по 50 рублей, и половина этой суммы направлялась на благотворительность.

В магазин все ходят практически каждый день, воду пьют каждый день, поэтому и помогать можно каждый день

Воду мы хранили в арендованном гараже, развозили ее по точкам на такси, искали волонтеров через группы «ВКонтакте». Деньги им платить почти не удавалось, хотя изначально мы рассчитывали, что получится это сделать. Была большая текучка, и это был не хороший проект, а сплошной геморрой. В итоге за три месяца такой работы мы собрали для фонда «Вера» всего 50 или 70 тысяч рублей.

После этого я познакомился с Аркадием Морейнисом, который впоследствии стал нашим бизнес-ангелом (частным венчурным инвестором — прим. ред.). Я описал ему идею, сказал, что хочу продолжать этим заниматься, и мы решили сделать все масштабнее.

Проект «Простое добро» появился в середине 2015 года. Мы начали с того, что три месяца просто все обдумывали, взвешивали, замеряли. В Европе очень распространено явление all profits to charity, которое в России пока совершенно не известно. Мы решили, что напишем на бутылке «100% прибыли на благотворительность», и открыли автономную некоммерческую организацию, которая по закону имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Сначала мы работали только с фондом «Вера», сотрудники которого сразу пошли нам навстречу, хотя сначала проблем было много. Некоторые люди, которые видели нашу воду, звонили в фонд и спрашивали: «А кто это такие? Почему они говорят, что собирают деньги для вас?». Скоро стало понятно, что уличные продажи не вызывают доверия, и в глазах людей мы почти ничем не отличаемся от тех, кто раздает шарики у метро и собирает деньги на непонятные программы. Поэтому мы решили, что воду нужно официально продавать в магазинах, а на сайте должна быть четкая схема, чтобы человек понимал, кому он помогает, купив бутылку воды.

Проект и Вышка

Я узнал о существовании Бизнес-инкубатора в Вышке после того, как мы познакомились с Юлианом Спектором, который является куратором социальных программ, и он пригласил меня. Я думал, что это просто офис, где можно собираться для решения вопросов, а оказалось, что это гораздо больше. Сюда постоянно приходят эксперты. Плюс ко всему, находясь внутри рядом с другими стартаперами, ты видишь их интересные идеи, общаешься с ними, придумываешь что-то свое, и это гораздо полезнее, чем просто сидеть в офисе.

Когда я пришел, у нас уже был MVP, как это здесь называют, и была готовая бутылка с водой. В Бизнес-инкубаторе я нашел ребят, с которыми развиваю проект. Сейчас в команде есть люди, которые работают практически каждый день и получают зарплату, плюс те, кто работает на удаленке и помогает проекту время от времени. Кстати, нам всегда нужны волонтеры и новые сотрудники, так что мы будем рады студентам Вышки, которые хотели бы поработать у нас на постоянной основе или пройти практику. Мы научим их работать с 1С, что везде пригодится, писать тексты для соцсетей, работать с клиентами, а еще мы можем завести им первую трудовую книжку.

Основной состав нашей команды сейчас — это 5 человек. Варвара Морозова, наш самый опытный сотрудник, занимается маркетингом, общением с клиентами, продвижением. Влад Смирнов занимается операционной деятельностью, документооборотом, взаимодействием с бухгалтером на аутсорсинге. Из Санкт-Петербурга приехал мой друг Никита, с которым мы учились в одной школе. С соцсетями нам помогает студентка Вышки Алиса, а Женя Железова договаривается об участии в различных мероприятиях — Маркете местной еды, Ламбада-маркете, Архстоянии и других. Женя принимала участие в первом забеге Вышки, и именно ее идеей было предложить для забега нашу воду. Организаторы мероприятия сразу откликнулись, закупили воду, и все прошло здорово. Потом нам передали, что вода очень понравилась участникам забега, что, конечно же, приятно было услышать.

Концерт в хосписе, организованный командой проекта «Простое добро»

Как устроено «Простое добро»

Наша вода добывается из артезианской скважины в Касимовском районе Рязанской области, недалеко от Мещерского заповедника. Это природоохранная зона, вода там очень вкусная, с pH 7.0-7.8 и высоким содержанием природного кислорода. Нам было важно, чтобы разливать воду можно было на таком расстоянии от Москвы, которое бы позволило сильно не повышать цену. В итоге мы нашли не самый близкий завод, не пошли по пути наименьшего сопротивления, и сделали выбор все-таки в пользу воды. С руководством завода нам тоже очень повезло, потому что они хорошо отнеслись к проекту, позволили нам начать с небольших партий — 3 тысяч бутылок, а сейчас возим только фурами.

Сейчас у нас 4 размера бутылок — 0,3, 0,55, 1,2 и 5 литров. Мы проводили опросы, общались с покупателями, и сейчас наша гипотеза заключается в том, что человеку важно понимать, кому конкретно он помогает, покупая бутылку. Поэтому на каждой бутылке сейчас написано, куда будут переданы средства от ее продажи. В данный момент средства перечисляются на три адресные программы разных фондов. Первая — сопровождение слепоглухих детей, оплата программ реабилитации и обучения профессии в центре «Ясенева поляна» с фондом поддержки слепоглухих «Соединение». Вторая — программа фонда «Живи», направленная на обустройство детских отделений в стационаре Тульской городской больницы и создание в них «помогающих пространств» — помещений, в которых ребенку было бы комфортно находиться во время длительного лечения. Третья — программа фонда «Вера» по поддержке неизлечимо больных детей и их семей в регионах России, где ситуация с паллиативной помощью критическая. За прошлый год мы в общей сложности перечислили в фонды около 300 тысяч рублей и провели более различных 10 мероприятий в хосписах. Например, мы привозили ребят из музыкального училища Электростали, провели концерт для пациентов, даже сделали какой-то фуршет. В основном в хосписе находятся пожилые люди, и им было приятно, что приехали дети, атмосфера была очень хорошая.

Мы хотим, чтобы в будущем «Простое добро» стало маркой повседневных товаров

Пока мы продаем в месяц 15-20 тысяч бутылок воды, но скоро хотим выйти на более высокий уровень и ведем переговоры с крупными сетями. Сейчас мы сотрудничаем с магазинами, кафе, фестивалями, нашу воду можно заказать в интернет-магазинах «Водовоз», «Утконос», «Озон» и других. На мероприятиях и маркетах еды мы продаем воду по свободной цене. Обычно там продают воду по 100 рублей за бутылку, притом, что ее себестоимость — рублей 5. Не все и не всегда понимают, что такое «свободная цена», бывает по-разному. Обычно люди видят нашу стойку и спрашивают: «Что, по любой цене? Хоть за рубль?» Мы говорим: «Да, хоть за рубль, но вы же знаете, сколько примерно стоит вода в магазине». Обычно кладут сумму, близкую к стоимости воды — 30-50 рублей. Но бывало, клали и 10 копеек, и рубль, а несколько раз — 1000 рублей.

Мы хотим, чтобы в будущем «Простое добро» стало маркой повседневных товаров. Сейчас мы рассматриваем разные варианты, планируем сделать какие-то товары для прикассовой зоны. Еще в ближайшее время мы планируем запустить краундфандинговую кампанию и сделать воду для кулеров в 19-литровых бутылках.

Работа над проектом в последние два года тяжело совмещается с учебой. Я поступал в МИЭФ на программу двойных дипломов в 17 лет, а сейчас мне 23. То есть я на втором курсе не сдал один из экзаменов Лондонского университета и повторял курс из-за одного предмета, а потом во время учебы не смог сдать макроэкономику. Но в этом году я все сдал, получил лондонский диплом, и в сентябре надеюсь успешно защититься. Мой диплом будет про социальное предпринимательство и эффективный альтруизм — идеологию, которой я придерживаюсь.

Будущее социального предпринимательства

В России социальное предпринимательство только начинает развиваться. Это когда компания устроена как некоммерческая организация, но занимается бизнесом в пользу благотворительности и покрывает все свои расходы, связанные с работой проекта, — зарплаты, себестоимость продукции, логистику, маркетинг. Наша идея в том, чтобы благотворительностью мог заняться любой человек, не тратя на это много времени и сил. В магазин все ходят практически каждый день, воду пьют каждый день, поэтому и помогать можно каждый день.

Самое главное — это доверие. До сих пор периодически появляются те, кто считает, что, если проект благотворительный, значит, вода из-под крана. Для людей это в новинку, кто-то думает, что это просто какой-то маркетинговый ход, чтобы фирма раскрутилась на начальном этапе. Бывают разные комментарии, от которых одновременно и смешно, и грустно. Порой люди говорят: «Зачем я кому-то буду помогать, мне бы самому кто помог». Но вы ведь все равно купите воду за те же самые деньги.

Сейчас все очень меняется, появляется больше социальной ответственности. Я думаю, пройдет немного времени, и будет полегче. Многим крупным благотворительным фондам в России всего 10 лет, это развивающаяся сфера. Каждый человек может поставить себе задачу помочь другим. Это легко сделать, жертвуя даже по 100 рублей в месяц. Мне вообще не кажется, что благотворительность — это какое-то такое великое дело. Это просто нормально.

Вам также может быть интересно:

Праздник без границ: первый инклюзивный фестиваль Вышки прошел в Москве

В Саду имени Баумана Вышка провела инклюзивный благотворительный фестиваль «Волшебный мир». Его гостями стали подопечные четырех подшефных интернатов и все желающие. Что происходило на празднике — в материале новостной службы портала.

Вышка&аdidas: помогаем очистить планету от пластика

3 июня в Вышке пройдет встреча с Крисом Таллером — руководителем отдела креативных проектов Runtastic от компании adidas и основателем фонда Parley, который занимается выловом и переработкой океанического пластика.

ВШЭ проведёт благотворительный инклюзивный фестиваль «Волшебный мир»

В День защиты детей, 1 июня, Вышка организует фестиваль «Волшебный мир» в Саду имени Баумана. Ждем в гости и больших и маленьких! Главная цель масштабного праздника — помочь детям с ограниченными возможностями интегрироваться в активную жизнь современного общества, найти новых друзей.

Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист

В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.

Государство должно создавать правила, которые помогают работе благотворителей

8 июня в Вышке состоялась конференция «Государство и благотворители: вместе к общей цели», организованная НИУ ВШЭ совместно с Агентством социальной информации, Форумом доноров и центром «Благосфера». Участие в ней приняли премьер-министр России Дмитрий Медведев и вице-премьер Татьяна Голикова.

20000

рублей необходимо собрать благотворительной студенческой организации HSE Outreach, чтобы организовать поездку в Москву для их подопечных из школы-интерната в Гаврилов-Яме (Ярославская область). Сбор средств идет на planeta.ru до 24 апреля.

Спасатели по доброй воле

По данным Росстата, в России ежемесячно около 13 тысяч волонтеров занимаются поиском пропавших людей. Кто и почему готов жертвовать личным временем и эмоциональным комфортом ради спасения незнакомого человека, выяснили в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

«Став членом команды Charity Market, я помогаю животным и делаю мир чуточку лучше»

Редкое крупное мероприятие в Лицее Вышки не сопровождается благотворительной ярмаркой,  организованной лицейской ученической организацией Charity Market. Вырученные от маркета деньги ребята передают в фонд помощи животным «Подбери Друга» и в Кожуховский приют — с ним ребята сотрудничают уже нескольких лет. Новостная служба ВШЭ продолжает рассказывать про внеучебные проекты лицеистов ВШЭ.

Волонтерство и церковь: подчинение или сотрудничество?

Каковы основные подходы к организации волонтерской деятельности в рамках социального служения и диаконических практик современного православия? Об этом шла речь на очередном научном семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ, прошедшем под руководством первого проректора НИУ ВШЭ, научного руководителя ЦИГОиНС профессора Льва Якобсона.

573

новогодних подарка, собранных вышкинцами в рамках проекта «Открой глаза», были вручены детям и молодым людям с особенностями развития из детских домов и интернатов в Тверской и Владимирской областях.