• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

© Высшая школа экономики/ Вадим Воробьев

Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

До 2025 года в России необходимо построить порядка 2 тысяч школ, что позволит решить проблему второй смены, обеспечить местами всех детей школьного возраста и создать в школах современную информационно-образовательную среду для развития каждого ребенка.

По мнению генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, полномочия по развитию социальной сферы, переданные на региональный уровень, не обеспечены достаточным финансированием. Перед главами субъектов Федерации стоит вопрос, где найти ресурсы для обновления материальной базы и инфраструктуры образовательных организаций.

«Законодательство о государственно-частном партнерстве на федеральном уровне принято два года назад, но, к сожалению, проекты государственно-частного партнерства пока недостаточно диверсифицированы и недостаточно представлены в социальной сфере. Крупные проекты можно пересчитать по пальцам, и их сложно предложить для использования в других регионах в качестве модельных», — подчеркнула Светлана Чупшева.

Как отметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, из-за недостатка средств регионы с опасением относятся к очередным задачам, которые федеральный центр ставит перед ними в части развития социальной сферы. Чтобы решить эту проблему, в докладе ВШЭ и Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования» было предложено несколько моделей государственно-частного партнерства.

«Одна из таких моделей представляет интерес для любой крупной компании, инвестирующей в образовательные проекты, как, например, «Просвещение» или «Яндекс», — рассказал ректор ВШЭ. — Компания не просто строит школу, но и предлагает губернаторам комплексные сервисы в сфере образования. Наряду со строительством, она вкладывается в дизайн, в переобучение учителей, в оснащение школ новыми электронными ресурсами».

Президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун напомнил, что в соответствии с новым майским указом Президента России необходимо обеспечить вхождение России в десятку стран по качеству общего образования. И если российские четвероклассники признаны лучшими в мире по качеству чтения и понимания текста, то к завершению основного образования функциональная грамотность школьников ухудшается.

«Для радикального улучшения качества образования в 8–11 классах нужна принципиально иная школьная инфраструктура, — заявил Владимир Узун. — Современное оборудование недешево, обучение педагогов, способных работать в новой образовательной среде, также требует расходов, и эти расходы целесообразны лишь в больших школах — крупных образовательных комплексах. «Просвещение» готово реализовать совместно с государством проект по созданию эффективных школ».

В ходе дискуссии о проблемах строительства школ и о перспективах государственно-частного партнерства в образовании выступили заместитель министра образования и науки РФ Ирина Кузнецова, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, губернатор Рязанской области Николай Любимов, другие руководители регионов.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

Ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство

Цифровая экономика возникла в 1980-е годы вместе с персональными компьютерами, прошла этапы эволюции, связанные с повышением влияния информации и знаний на экономический рост. И сейчас наступил новый этап, который характеризуется взрывной динамикой технологий и превращением данных в один из определяющих факторов производства.