• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В 2012 году в рамках международного сравнительного исследования качества образования PISA впервые в мире была предпринята попытка оценить финансовую грамотность 15-летних школьников. В проекте приняли участие 17 стран, в том числе Россия, и китайский Шанхай (в PISA он считается отдельным субъектом исследования).

1187 учеников 9-10 классов из разных регионов решали практические задачи по экономике, соответствующие пяти уровням сложности. Чтобы решить простую задачу, требовался здравый смысл и умение грамотно читать (например, объяснить, что выгоднее — купить ящик помидоров или набрать развесных), а для решения сложных задач (например, выбора лучшего варианта кредитования из нескольких возможных) нужны были знания математики. Кроме того, школьникам предлагалось заполнить анкету о себе и о семье, пройти небольшое психологическое тестирование, характеризующее личные качества человека, — например, дать ответ на вопрос, что делать, если задание сложное: отказаться от него или упорно пытаться найти решение?

Дети в общем выглядят неплохо

Какие результаты показали российские подростки?

В целом — обнадеживающие. В общем зачете наша страна заняла 10-е место — примерно те же результаты показали Польша, США и Франция. 1-е место с существенным отрывом занял Шанхай.

Однако есть тревожная тенденция. Если самые низкие результаты в России показали столько же подростков, сколько в среднем по ОЭСР, то ребят с самыми высокими баллами у нас меньше. В среднем по ОЭСР школьников, владеющих финансовой грамотностью на 5-м (самом высоком) уровне, — 9,7%, а в России — вдвое меньше, всего 4,3%. В то время как в Шанхае высочайший уровень финансовой грамотности продемонстрировали 42,6% участников исследования.

Лишь небольшая часть взрослых россиян способна жить по средствам, понимает необходимость регулярно вести учет расходов, откладывать «на черный день» и не брать лишние кредиты

Лучшие результаты и в России, и в других странах демонстрируют дети из семей с высоким уровнем образования и с высоким достатком. Однако и здесь наша страна несколько отличается: результаты группы детей из семей самого высокого социально-экономического статуса несколько ниже, чем в среднем по ОЭСР. По другим социальным группам таких различий не наблюдается. Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева предположила, что российская школа просто не умеет мотивировать детей из таких семей.

В ходе исследования PISA-2012 выяснялось, как математическая грамотность и грамотность чтения влияют на финансовую грамотность. Оказалось, что в целом по ОЭСР это влияние достаточно велико, а в России — существенно меньше. По мнению Галины Ковалевой, это связано с тем, что задачи на финансовую грамотность школьники решают, полагаясь только на здравый смысл, а в случае с математической грамотностью и грамотностью чтения им несколько мешает привычка к традиционным школьным заданиям (особенность PISA в том, что задания там — жизненные, не такие, как в школе, и нередко дети, хорошо успевающие в школе, выполнить их не могут).

Наши дети демонстрируют рациональное финансовое поведение. Когда им не хватает денег на что-либо, они начинают копить, как и их сверстники из стран ОЭСР. В то же время российские подростки не отличаются склонностью подолгу биться над задачей, решение которой им не дается сходу.

А что у взрослых?

Работа по повышению финансовой грамотности населения ведется в разных странах, и Россия не исключение — в нашей стране действует проект Всемирного банка и Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Один из элементов проекта — проверка финансовой грамотности у взрослых. И вот его результаты — в сравнении с итогами PISA — показывают, что российские подростки существенно лучше считают деньги, чем их родители, рассказала координатор проекта Анна Зеленцова. Лишь небольшая часть взрослых россиян способна жить по средствам, понимает необходимость регулярно вести учет расходов, откладывать «на черный день» и не брать лишние кредиты. Порядка 60% опрошенных считают, что государство должно компенсировать им все вложения в любую коммерческую компанию в случае, если та потерпит крах.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта

Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».

Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности

На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ.  Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.

С 4 сентября начинается прием заявок на обучение на факультете довузовской подготовки ВШЭ

Факультет довузовской подготовки предлагает программы для школьников 5–11 классов. Обучение на них позволяет не только подготовиться к сдаче государственных экзаменов и поступлению в вуз, но и получить знания по тем предметам, которых нет в обычной школьной программе.

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

«Нужно сделать так, чтобы школьники почувствовали себя исследователями»

C 6 по 12 июня в учебном центре «Вороново» прошла тематическая сессия Академии старшеклассников, в которой участвовали 84 десятиклассника из базовых школ Университетского образовательного округа ВШЭ. Занятия по русскому языку для них провели студенты образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

Состоялся финал Всероссийского чемпионата НИУ ВШЭ по предпринимательству для школьников

В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ, в финал прошли 16 команд из 34 человек.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Студенты Вышки провели для школьников олимпиаду по лингвистике

77 школьников из пяти городов России приняли участие в I Московской устной олимпиаде по лингвистике, которую по своей инициативе организовали  студенты бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» ВШЭ. Участников ждали задания по коптскому, горномарийскому, русскому жестовому языкам и другие лингвистические изыски.