• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В 2012 году в рамках международного сравнительного исследования качества образования PISA впервые в мире была предпринята попытка оценить финансовую грамотность 15-летних школьников. В проекте приняли участие 17 стран, в том числе Россия, и китайский Шанхай (в PISA он считается отдельным субъектом исследования).

1187 учеников 9-10 классов из разных регионов решали практические задачи по экономике, соответствующие пяти уровням сложности. Чтобы решить простую задачу, требовался здравый смысл и умение грамотно читать (например, объяснить, что выгоднее — купить ящик помидоров или набрать развесных), а для решения сложных задач (например, выбора лучшего варианта кредитования из нескольких возможных) нужны были знания математики. Кроме того, школьникам предлагалось заполнить анкету о себе и о семье, пройти небольшое психологическое тестирование, характеризующее личные качества человека, — например, дать ответ на вопрос, что делать, если задание сложное: отказаться от него или упорно пытаться найти решение?

Дети в общем выглядят неплохо

Какие результаты показали российские подростки?

В целом — обнадеживающие. В общем зачете наша страна заняла 10-е место — примерно те же результаты показали Польша, США и Франция. 1-е место с существенным отрывом занял Шанхай.

Однако есть тревожная тенденция. Если самые низкие результаты в России показали столько же подростков, сколько в среднем по ОЭСР, то ребят с самыми высокими баллами у нас меньше. В среднем по ОЭСР школьников, владеющих финансовой грамотностью на 5-м (самом высоком) уровне, — 9,7%, а в России — вдвое меньше, всего 4,3%. В то время как в Шанхае высочайший уровень финансовой грамотности продемонстрировали 42,6% участников исследования.

Лишь небольшая часть взрослых россиян способна жить по средствам, понимает необходимость регулярно вести учет расходов, откладывать «на черный день» и не брать лишние кредиты

Лучшие результаты и в России, и в других странах демонстрируют дети из семей с высоким уровнем образования и с высоким достатком. Однако и здесь наша страна несколько отличается: результаты группы детей из семей самого высокого социально-экономического статуса несколько ниже, чем в среднем по ОЭСР. По другим социальным группам таких различий не наблюдается. Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева предположила, что российская школа просто не умеет мотивировать детей из таких семей.

В ходе исследования PISA-2012 выяснялось, как математическая грамотность и грамотность чтения влияют на финансовую грамотность. Оказалось, что в целом по ОЭСР это влияние достаточно велико, а в России — существенно меньше. По мнению Галины Ковалевой, это связано с тем, что задачи на финансовую грамотность школьники решают, полагаясь только на здравый смысл, а в случае с математической грамотностью и грамотностью чтения им несколько мешает привычка к традиционным школьным заданиям (особенность PISA в том, что задания там — жизненные, не такие, как в школе, и нередко дети, хорошо успевающие в школе, выполнить их не могут).

Наши дети демонстрируют рациональное финансовое поведение. Когда им не хватает денег на что-либо, они начинают копить, как и их сверстники из стран ОЭСР. В то же время российские подростки не отличаются склонностью подолгу биться над задачей, решение которой им не дается сходу.

А что у взрослых?

Работа по повышению финансовой грамотности населения ведется в разных странах, и Россия не исключение — в нашей стране действует проект Всемирного банка и Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Один из элементов проекта — проверка финансовой грамотности у взрослых. И вот его результаты — в сравнении с итогами PISA — показывают, что российские подростки существенно лучше считают деньги, чем их родители, рассказала координатор проекта Анна Зеленцова. Лишь небольшая часть взрослых россиян способна жить по средствам, понимает необходимость регулярно вести учет расходов, откладывать «на черный день» и не брать лишние кредиты. Порядка 60% опрошенных считают, что государство должно компенсировать им все вложения в любую коммерческую компанию в случае, если та потерпит крах.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Чтобы быть успешным человеком, нужно обладать финансовой грамотностью»

1 июня Центр культур НИУ ВШЭ стал площадкой московского Дня финансовой грамотности. Такие встречи горожан с экспертами бесплатно проводятся в столице несколько раз в год. Участники узнали, куда выгодно и безопасно вкладывать сбережения, как избегать ошибок и снижать риски на этом пути, а также каких стратегий стоит придерживаться начинающим инвесторам.

В Вышке пройдут летние очные смены для школьников

Центр взаимодействия с регионами и проект «Академия школьников» НИУ ВШЭ проведут две летние смены для учеников 6–8-х классов. Старшеклассники смогут познакомиться с университетом, почувствовать себя студентами и оценить, какие направления наиболее интересны для изучения.

Школьники из разных уголков страны ознакомились с новинками в области финансовой грамотности

В рамках проекта НИУ ВШЭ «Академия школьников» совместно с Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и благотворительным фондом «Вклад в будущее» был проведен митап для учеников 8–11-х классов, посвященный финансовой грамотности с использованием IT. В нем приняли участие более 600 учащихся из разных регионов, в том числе 80 из Москвы — в очном формате. Также на мероприятии присутствовали несколько учителей московских школ.

НИУ ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка подписали соглашение о сотрудничестве

8 сентября 2022 года в рамках Московского финансового форума НИУ ВШЭ заключил соглашение о сотрудничестве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Документ подписали директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Николай Берзон и исполнительный директор фонда Петр Положевец.

«Прошу вас быть максимально ориентированными на сохранение своих денег»

Как сохранить и приумножить деньги в условиях кризиса и не стать жертвой мошенников, рассказали эксперты НИУ ВШЭ и Департамента финансов Москвы. День финансовой грамотности для жителей Басманного района города прошел в Центре культур Высшей школы экономики.

«Разбираться в сути того, что предлагают нам финансовые посредники, необходимо каждому»

Авторский онлайн-курс «Банковское дело» Наталии Горелой, доцента школы финансов факультета экономических наук, на платформе «Открытое образование» даст основы финансовой грамотности. Слушатели узнают, почему банки занимают ведущее место на финансовом рынке, какие операции для них являются традиционными, а какие сравнительно новыми. Курс также поможет разобраться в том, как зарабатывают банки.

Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта

Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».

Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности

На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ.  Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.

С 4 сентября начинается прием заявок на обучение на факультете довузовской подготовки ВШЭ

Факультет довузовской подготовки предлагает программы для школьников 5–11 классов. Обучение на них позволяет не только подготовиться к сдаче государственных экзаменов и поступлению в вуз, но и получить знания по тем предметам, которых нет в обычной школьной программе.

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.