• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузам выставили годовые оценки

На основе базы СМИ системы «Медиалогия» составлен рейтинг медиаактивности участников образовательного рынка страны. Верхние позиции заняли Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет.

Поиск (Москва), № 001–002, 15.01.2010

В конце минувшего года с годовой оценкой медиаактивности участников образовательного рынка России выступила компания «Медиалогия». Основой рейтинга, подготовленного ее специалистами, стал Индекс информационного благоприятствования (ИИБ). Этот показатель, разработанный в «Медиалогии» при участии математиков и аналитиков, предназначен для оценки информационной ситуации, сложившейся вокруг объекта (в данном случае — вуза) и отражает его присутствие в медийном поле. При этом методика ранжирования на основе ИИБ учитывает не только количество сообщений, связанных с участниками рейтинга, но и их качество. Позиция каждого вуза на шкале популярности в медиасреде зависела от влиятельности источников информации, оценочного характера упоминания (позитивный, негативный, нейтральный), от того, главным или второстепенным героем сообщения стало данное образовательное учреждение. При подготовке рейтинга специалистами компании было проанализировано порядка 20 тысяч сообщений, касающихся вузовской жизни. Используемая при этом база СМИ системы «Медиалогия» включает более 4000 наиболее влиятельных российских и зарубежных информационных источников: телевидение, радио, газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ и блоги.

В списке лидеров фигурируют вузы, обладающие традиционно высокими показателями и по более привычным критериям — масштаб заведения, уровень учебных и научных достижений, успешность выпускников. Три верхние позиции медиарейтинга заняли Московский госуниверситет имени М. В. Ломоносова (МГУ), Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). В минувшем году они были действующими лицами знаковых мероприятий, что главным образом и обусловило высокие показатели их репутации в медиапространстве.

Событиями, существенно повлиявшими на медиарепутацию МГУ и СП6ГУ, стали прошедшие в МГУ заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики под руководством президента России Дмитрия Медведева, демонстрация университетского суперкомпьютера и торжественное подписание Соглашения о стратегическом партнерстве между МГУ и СПбГУ. Свою роль сыграл и Федеральный закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», разрешающий этим университетам устанавливать свои образовательные стандарты и проводить дополнительные вступительные испытания.

Вторую строчку рейтинга занял ГУ-ВШЭ, чему особенно способствовали публикации об исследовании его экспертами уровня проходных баллов ЕГЭ абитуриентов, поступивших в 2009 году в вузы Москвы и других городов, а также большое число выступлений в СМИ ректора университета Ярослава Кузьминова, директора по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергея Алексашенко и декана факультета прикладной политологии Марка Урнова.

В десятку лучших попали ведущие вузы: Московский государственный институт международных отношений, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. В. Герасимова, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Московский физико-технический институт (МФТИ), Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. На десятом месте Российский государственный гуманитарный университет, заключивший Соглашение о сотрудничестве с Управлением верховного комиссара ООН по правам человека о подготовке специалистов. Интерес СМИ к этому событию существенно изменил положение вуза в рейтинге «Медиалогии» по сравнению с 2008 годом, по итогам которого РГГУ вообще не вошел в компанию 50 обладателей лучшей медиа-репутации.

В 2009 году в эту топ-группу с более низких позиций переместились еще несколько вузов. В том числе Московский государственный лингвистический университет, в стенах которого состоялось выездное заседание Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, Московская финансово-промышленная академия, Центр экономических исследований которой провел стресс-тестирование российских банков при разных сценариях развития кризисных явлений. Благодаря получению статуса национальных исследовательских университетов в «полтинник» медиа-лидеров попали Самарский государственный аэрокосмический университет и Пермский государственный технический университет, а Томский политехнический «скакнул» вверх по рейтинговой шкале сразу на 10 позиций. Заметные перемещения в сторону лидеров продемонстрировали Сибирский федеральный университет (20 позиций), Дипломатическая академия МИД (16), а также МФТИ (14), где весной состоялось обсуждение будущего технического и естественно-научного образования в России с участием премьер-министра РФ Владимира Путина.

Основанием для размещения в списке 50 вузов, привлекших к себе особое внимание в медиасреде, были и научно-исследовательские достижения. Популярными темами публикаций стало, к примеру, создание ортопедических имплантатов с использованием уникальных технологий обработки титана и сплавов учеными кафедры материаловедения Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, а также исследование учеными Южного федерального университета вещества деиноксантина (это одно из наиболее перспективных направлений в создании антирадиационных препаратов и антиоксидантов). Повышенный интерес СМИ к Читинской государственной медицинской академии, обеспечивший вузу 46-ю позицию в медиарейтинге, был вызван событием драматического характера, а именно взятием под стражу гражданина, подозреваемого в покушении на ректора академии. Замыкает перечень 50 самых популярных новорожденный Российский исламский университет им. Кунта-хаджи. Открытие нового духовного вуза в Грозном состоялось в конце лета минувшего года и было широко освещено в СМИ.

Той части аудитории, которую более интересуют позиции вузов при ранжировании на основе комплекса индикаторов, в конце минувшего года был предложен продукт, созданный в рамках совместного проекта международной информационной группы «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы». В октябре 2009 года ЗАО «Информ-Инвест» (дочерняя структура «Интерфакса») заключило с Рособразованием госконтракт на разработку основ независимой системы оценки и формирования рейтингов вузов России. Созданная в итоге модель построена с использованием показателей образовательной, научно-исследовательской, социализаторской и международной деятельности, а также с учетом популярности бренда вуза и общественного мнения о нем. При анализе бренда учитывались такие параметры, как возраст, миссия, стратегия развития вуза, успешность выпускников и «достижения в процессе селекции элит национального и международного уровней». Под категорией «общественное мнение» подразумевалась оценка со стороны представителей академического сообщества, профессиональных сообществ и работодателей выпускников. В сформированном по этой модели рейтинге классических университетов представлены 50 участников с лучшими показателями. Тройка лидеров оказалась весьма предсказуемой — МГУ, СПбГУ и МФТИ. На 4-м — Российский университет дружбы народов, на 5-м и 6-м — Российский государственный педуниверситет им. А. И. Герцена и Новосибирский государственный университет. Далее расположились Томский и Нижегородский госуниверситеты, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Дальневосточный государственный университет (Дальневосточный федеральный университет) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». В первую двадцатку вошел целый ряд региональных университетов, в том числе два национальных исследовательских (НИУ) и пять федеральных.

Составители этого рейтинга считают наиболее жизнеспособной моделью оценки вузов ту, при которой анализ осуществляет независимая специализированная некоммерческая организация, а результаты ранжирования обнародуются через систему массовых коммуникаций и могут быть использованы федеральными органами управления образованием при принятии тех или иных решений. Как бы то ни было, национальным рейтингам, число которых продолжает расти, еще предстоит доказать потребителям — абитуриентам, вузам, работодателям, инвесторам в образование и управленцам — свою обоснованность и заслужить собственное положительное реноме.

Татьяна Возовикова

Вам также может быть интересно:

ВШЭ в лидерах рейтинга университетов новой экономики АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в число лидеров рейтинга университетов новой экономики АЦ «Эксперт», который оценивает уровень удовлетворенности компаний качеством подготовки специалистов высокотехнологичных специальностей. ВШЭ заняла 1-3 место наряду с МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.

ВШЭ вновь улучшила позиции в международном рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики улучшила прошлогодний результат и заняла 120 место в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета» (MosIUR). В этом году рейтинг стал самым представительным в мире – впервые количество вузов в публикуемом списке достигло 1500 университетов.

ВШЭ – единственный вуз из России по экономике и социальным наукам в рейтинге U.S. News Best Global Universities

ВШЭ улучшила результат в общем рейтинге U.S. News Best Global Universities. Сегодня американское рейтинговое агентство опубликовало сразу всю линейку мировых рейтингов 2019 года. ВШЭ впервые вошла в рейтинг по экономике и бизнесу, заняв 235 место и став единственным представителем из России.

Четыре программы ВШЭ вошли в топ-100 рейтинга QS Business Masters

ВШЭ представлена по четырем направлениям в топ-100 рейтинга магистерских программ по бизнес-образованию, который публикуется в третий раз международным агентством QS. ВШЭ показала лучший результат среди российских университетов.

ВШЭ выросла в рейтинге «Три миссии университета»

ВШЭ улучшила результат прошлого года и заняла 121 место в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета», несмотря на возросшую конкуренцию. В этом году рейтинг публикует список из 1200 вузов, что в 4 раза больше, чем в 2018 году.

ВШЭ вошла в топ-250 лучших вузов мира по трудоустройству выпускников

Высшая школа экономики перешла в более высокий диапазон рейтинга QS по трудоустройству выпускников (201-250), впервые за пять лет обойдя более сильных конкурентов. В этом году количество претендентов на попадание в рейтинг выросло на 15% (758 вузов), и в него вошло 36 новых университетов.

ВШЭ сохранила позиции в рейтинге ARWU

Высшая школа экономики устойчиво входит в Шанхайский институциональный рейтинг (ARWU), который известен строгими критериями отбора. В прошлом году ВШЭ впервые вошла в этот рейтинг и сейчас сохраняет позиции, несмотря на усилившуюся конкуренцию – более 50 новых университетов попали в рейтинг впервые.

1 место

занял англоязычный сайт Высшей школы экономики по результатам исследования сайтов университетов, составленного Российским советом по международным делам (РСМД). Рейтинг оценивал сайты 67 университетов из России.

ВШЭ сохранила свои позиции в топ-40 рейтинга молодых университетов QS

ВШЭ заняла 38 место в рейтинге молодых университетов QS, сохранив свои позиции в топ-40, не смотря на растущую конкуренцию в этой категории университетов.

ВШЭ стала одним из шестидесяти лучших молодых университетов мира в рейтинге ТНЕ

Высшая школа экономики продемонстрировала взрывной рост на 24 позиции и заняла 60 место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education. ВШЭ — единственный российский вуз в топ-100 этого рейтинга.