• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каким будет факультет бизнеса и менеджмента

В Вышке завершился процесс укрупнения факультетов. Какие возможности он открыл для студентов? Как устроена новая система управления бакалаврскими и магистерскими программами? Поможет ли это приблизить центры принятия решений к студенческим аудиториям и научным лабораториям? Расскажем об этом на примере «большого» факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ, объединившего специалистов в области менеджмента, логистики и бизнес-информатики.

Почему понадобилось создавать объединенный факультет

В состав нового факультета вошли три школы, бывшие ранее самостоятельными факультетами — Школа бизнеса и делового администрирования (прежде факультет менеджмента), Школа логистики и Школа бизнес-информатики. Это сочетание не случайно. Решение управленческих, логистических, маркетинговых задач сегодня требует владения современными информационными технологиями.

«Когда родителей, а тем более бабушек и дедушек сегодняшних молодых людей, работающих в бизнесе, спрашивают, кем работают их дети или внуки, нередко можно услышать: он или она «работает на компьютере». Это забавный ответ, но он недалек от истины. Будущая профессиональная деятельность выпускников программ «Менеджмент» или «Логистика» действительно неразрывно связана с использованием различных информационных систем», — говорит декан факультета бизнеса и менеджмента Николай Филинов.

Верно и другое: все информационные системы создают и эксплуатируют люди, работающие в командах, и проблема управления такими специалистами (обычно это молодые, динамичные, амбициозные творческие люди) имеет свою специфику. То есть тем, кто занимается информационными технологиями, есть в чем посотрудничать, например, с коллегами с кафедры управления человеческими ресурсами.

Какие возможности открывает объединение

Интеграция позволит расширить ассортимент курсов, которые предлагаются студентам «большого» факультета, и привлечь к преподаванию и исследованиям больше ярких специалистов, которые прежде работали с более узкой аудиторией. По сути, между тремя школами в рамках факультета будет идти интенсивный обмен — курсами, преподавателями, экспертами, бизнес-контактами, идеями.

«Мы это делали и раньше, — отмечает Николай Филинов, — но все-таки имеется один психологический момент: если у вас есть классный эксперт из отрасли, вы прежде всего будете предлагать его «своим» студентам. А теперь понятие «свои» расширяется — «своих» студентов на нашем факультете становится гораздо больше».

При этом условия поступления и учебы на программах факультета после объединения остаются прежними.

От «репертуарного театра» к «антрепризе»

На факультете сохраняются прежние программы бакалавриата (их три) и магистратуры (двенадцать программ). Однако ВШЭ перешла к новой системе управления образовательными программами. Теперь они управляются своими академическими советами и академическими руководителями, которые формируют концепцию программы, учебные планы, подбирают преподавателей. Только потом эти документы утверждаются на Учебно-методическом совете и на Ученом совете ВШЭ.

На взгляд Николая Филинова, разница между прежней системой, когда основным звеном управления учебным процессом были кафедры, и новой системой в определенной степени подобна различию между репертуарным театром и антрепризой. Кафедра (департамент, школа) — это условный аналог репертуарного театра, со своей «труппой» и «репертуаром», который формируется исходя из возможностей имеющихся «исполнителей».

Руководители программы не ограничены рамками кафедр/школ, они подбирают преподавателей, способных делать именно то, что нужно на программе, а не потому, что нужно занять доцента с какой-нибудь кафедры

Антреприза (программное управление) построена на других идеях, ее задача — создать продукт, интересный потребителю, и уже под эту задачу подбираются конкретные исполнители. «Если один исполнитель, даже если он «свой», не годится, значит, берут другого, отвечающего требованиям, — поясняет Николай Филинов. — В нашем случае это повышает ориентацию образовательных программ на клиентов, которыми являются не только студенты, но и их родители, семьи, работодатели. Руководители программы не ограничены рамками кафедр/школ, они подбирают преподавателей, способных делать именно то, что нужно на программе, а не потому, что нужно занять доцента с какой-нибудь кафедры».

Но у кафедр есть и преимущества: там формируется среда, в которой «выращиваются» новые кадры — молодые преподаватели и исследователи. Поэтому в школах факультета сохраняется кафедральная структура. Однако теперь кафедры не будут заниматься административными функциями, а станут решать только научно-методические задачи — обсуждать диссертационные работы аспирантов, учебные планы и программы курсов. Причем один преподаватель, с учетом его научных интересов, сможет состоять сразу на нескольких кафедрах.

Почему важно не отделять «дополнительное» образование

В состав факультета на правах ассоциированных членов (это означает, что они сохраняют управленческую автономию) вошли и подразделения, реализующие программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Среди них — Высшая школа бизнес-информатики, Институт менеджмента инноваций, Международный центр подготовки кадров в области логистики и другие.

Впрочем, в данном случае термин «ДПО» не слишком удачен, ведь он предполагает некую вторичность и необязательность. Между тем, по мнению профессора Филинова, для менеджериального образования и в определенной степени для образования в области бизнес-информатики программы ДПО (подготовки и переподготовки практиков бизнеса) вовсе не что-то «дополнительное» или «вспомогательное».

«Если посмотреть на лучший мировой опыт, то мы увидим, что самые успешные бизнес-школы соединяют и то, что у нас называется основными образовательными программами, и то, что называется программами ДПО, — говорит Николай Филинов. — Более того, программы типа MBA для ведущих школ бизнеса являются флагманскими. Там работают лучшие преподаватели, на этих программах используют новейшие результаты научных исследований».

«У наших программ ДПО есть бренд, имя на рынке, их знают, они сохраняются, — продолжает декан. — Система управления этими программами тоже сохранится, но представители подразделений ДПО войдут в состав ученого совета факультета. Мы рассчитываем на участие этих коллег и их партнеров по бизнесу в мастер-классах для наших студентов и в заседаниях государственных аттестационных комиссий».

Наука на факультете

На факультете сохранятся и расширятся возможности для проведения фундаментальных и прикладных исследований и консалтинговых работ. Все научные подразделения (Центр исследований социальной организации фирмы, Научно-учебная лаборатория сетевых форм организации и др.) продолжают работу. Объединение факультетов будет стимулировать развитие междисциплинарных исследовательских проектов.

В целом же факультет должен стать общей площадкой для совместных обсуждений и исследований, а также «рекрутирования» преподавателей из бизнеса.

«Область менеджмента, если сопоставить ее с экономикой или социологией, сравнительно молодая, академические традиции здесь есть, но они не такие давние и устойчивые, — отмечает Николай Филинов. — Автономия, академические свободы эффективно работают в достаточно крупных академических коллективах. То есть, чтобы академическое сообщество обладало потенциалом и могло объективно себя оценивать, нужна «критическая масса» — как в случае термоядерной реакции. Только при этом условии мы можем рассчитывать, что все принимаемые нами решения действительно ориентированы на содержательную сторону».

Вам также может быть интересно:

Вышка разрабатывает новую программу развития

15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.

Как зарабатывает и тратит университет

30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.

ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях

Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.

Вышка стягивается к центру

В текущем году многие студенты и сотрудники Высшей школы экономики в Москве сменят адреса учебы и работы.  Вместо некоторых корпусов в удаленных районах университет получит здания в центре. Кроме того,  подразделения факультетов, разбросанные сейчас по разным частям города,  переедут поближе друг к другу. Это позволит преподавателям и студентам тратить меньше времени на дорогу.

Для современных выпускников общий уровень культуры важен не меньше, чем профессиональные знания

22 января состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и других руководителей университета со студентами и преподавателями факультета компьютерных наук. Участники встречи, в частности, узнали, зачем IT-специалисту изучать историю и английский язык и какие дополнительные занятия студентов по интересам будет финансировать университет.