• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи высшего образования заинтересовались студентами

16 октября в Высшей школе экономики открылась VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Конференция продлится два дня.

Как отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, конференция находится на подъеме: проводится шестой раз, и с каждым годом участников становится больше. На этот раз зарегистрировались более 300 человек из 21 страны и 16 регионов России. Желающих сделать доклады оказалась так много, чтобы была удовлетворена лишь треть заявок.

Исследования высшего образования в значительной степени имеют прикладной характер. На одной из предыдущих конференций РАИВО был проведен первый семинар об опыте зарубежных университетов, которые стремятся занять ведущие позиции в мировых рейтингах. Тот семинар, по оценке Исака Фрумина, сыграл большую роль в формировании проекта 5-100 (Russian Excellence Initiative), в рамках которого ведущие российские вузы стремятся занять лидирующие места в международных рейтингах. По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Повалко, благодаря исследованиям в ходе реализации проекта 5-100 стало понятно, что для достижения международной конкурентоспособности невозможно найти один верный и точный рецепт.

По итогам конференций РАИВО обычно складываются команды для новых исследовательских проектов. Как отметила проректор ВШЭ Мария Юдкевич, эта конференция не исключение: ее результатом будут не только публикации и выступления, но и идеи новых проектов, в том числе по изучению студентов.

Почему именно студенты?

Обычно студентам как объекту исследований уделяется мало внимания, и единого понимания, как работать со студентами, как меняется студенческая среда, не существует, сказал Александр Повалко. Тем больший интерес студенты представляют для исследователей, и здесь, по словам Марии Юдкевич, важны два фактора.

Во-первых, изучение студентов в разных культурных контекстах и в разных образовательных системах дает пищу для размышления и исследователям, и образовательным политикам.

Современное образование не сводится ни к профессиональной подготовке к определенному рабочему месту, ни к «наследованию» профессиональных знаний и культуры

Во-вторых, в последние годы высшее образование становится массовым — в вузы приходят учиться те, кто раньше оказывался за их пределами. Перед университетами встают новые задачи: научиться работать в диверсифицированной студенческой среде, обучать людей с разной мотивацией.

Тема студенчества для исследователей необычна — ведь высшее образование традиционно рассматривается с позиции или преподавательского сообщества, или рынка труда и работодателей, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Но на самом деле позиция студентов и тех, кто собирается учиться в университете, гораздо важнее, чем позиция профессуры и работодателей. Современное образование не сводится ни к профессиональной подготовке к определенному рабочему месту, ни к «наследованию» профессиональных знаний и культуры.

Что обсуждать?

Ректор ВШЭ назвал несколько тем, достойных обсуждения на конференции.

Тема первая: для чего студенты приходят в университет?

Все чаще студенты выбирают не профессию, а бренд университета. В какой степени этот выбор можно считать рациональным? Стоит ли предпочесть философский факультет или инженерную подготовку в МГУ или ВШЭ обучению на более престижном направлении в вузе, который не входит в топ-5 или топ-10? Обычно исследователи рассматривают выбор абитуриентов, студентов и их семей как зону мифов и предубеждений, но сегодня на наших глазах она становится рациональнее. Эта тема может заинтересовать и социологов, и экономистов, изучающих образование.

Тема вторая: чем заняты студенты в университете? Как распределяется их время, внимание, усилия? Концентрируются ли они на учебе или социальной деятельности? Как соотносится их работа и профессиональная практика? Вовсе необязательно студент-медик работает врачом-практикантом, а студент-экономист — помощником экономиста. Студенты подрабатывают официантами, продавцами, сторожами, и это более распространено, чем работа по профессии. Как это сказывается на результатах обучения — вопрос для исследователей.

Интересно изучить, в какой степени окружение влияет на образовательные результаты студентов с одним и тем же уровнем ЕГЭ, поступивших в разные вузы

Тема третья: когда складывается образовательная траектория студента? В какой момент человек определяет, какие курсы для него важны, а какие — препятствие, которое можно обойти, то есть сдать и забыть? На этот вопрос молодые люди отвечают во время обучения в старшей школе, в момент поступления в вуз, на втором-третьем курсе, в магистратуре. Было бы интересно исследовать не просто объективные образовательные траектории, а те точки выбора, когда студент или школьник определяет, кем станет и как будет набирать нужные компетенции.

Тема четвертая: качество студенческой аудитории. Качество образования во многом зависит от эффекта со-обучения — не только от индивидуальных усилий студента, но и от тех, кто его окружает во время учебы. Качество студенческой аудитории имеет объективное измерение — результаты ЕГЭ (на них основано ежегодное исследование качества приема в вузы, которая Вышка проводит совместно с МИА «Россия сегодня») и доля победителей олимпиад. Интересно изучить, в какой степени окружение влияет на образовательные результаты студентов с одним и тем же уровнем ЕГЭ, поступивших в разные вузы.

Тема пятая: взаимодействие «студент — преподаватель». Российские вузы стали учитывать позицию студентов при оценке эффективности работы преподавателей: это и прямая оценка преподавателей (голосование, анкетирование), и голосование ногами при выборе специализации и элективных курсов. Важно понять, в какой степени все это влияет на качество образования и что можно ждать от такого взаимодействия.

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.