• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи высшего образования заинтересовались студентами

16 октября в Высшей школе экономики открылась VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Конференция продлится два дня.

Как отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, конференция находится на подъеме: проводится шестой раз, и с каждым годом участников становится больше. На этот раз зарегистрировались более 300 человек из 21 страны и 16 регионов России. Желающих сделать доклады оказалась так много, чтобы была удовлетворена лишь треть заявок.

Исследования высшего образования в значительной степени имеют прикладной характер. На одной из предыдущих конференций РАИВО был проведен первый семинар об опыте зарубежных университетов, которые стремятся занять ведущие позиции в мировых рейтингах. Тот семинар, по оценке Исака Фрумина, сыграл большую роль в формировании проекта 5-100 (Russian Excellence Initiative), в рамках которого ведущие российские вузы стремятся занять лидирующие места в международных рейтингах. По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Повалко, благодаря исследованиям в ходе реализации проекта 5-100 стало понятно, что для достижения международной конкурентоспособности невозможно найти один верный и точный рецепт.

По итогам конференций РАИВО обычно складываются команды для новых исследовательских проектов. Как отметила проректор ВШЭ Мария Юдкевич, эта конференция не исключение: ее результатом будут не только публикации и выступления, но и идеи новых проектов, в том числе по изучению студентов.

Почему именно студенты?

Обычно студентам как объекту исследований уделяется мало внимания, и единого понимания, как работать со студентами, как меняется студенческая среда, не существует, сказал Александр Повалко. Тем больший интерес студенты представляют для исследователей, и здесь, по словам Марии Юдкевич, важны два фактора.

Во-первых, изучение студентов в разных культурных контекстах и в разных образовательных системах дает пищу для размышления и исследователям, и образовательным политикам.

Современное образование не сводится ни к профессиональной подготовке к определенному рабочему месту, ни к «наследованию» профессиональных знаний и культуры

Во-вторых, в последние годы высшее образование становится массовым — в вузы приходят учиться те, кто раньше оказывался за их пределами. Перед университетами встают новые задачи: научиться работать в диверсифицированной студенческой среде, обучать людей с разной мотивацией.

Тема студенчества для исследователей необычна — ведь высшее образование традиционно рассматривается с позиции или преподавательского сообщества, или рынка труда и работодателей, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Но на самом деле позиция студентов и тех, кто собирается учиться в университете, гораздо важнее, чем позиция профессуры и работодателей. Современное образование не сводится ни к профессиональной подготовке к определенному рабочему месту, ни к «наследованию» профессиональных знаний и культуры.

Что обсуждать?

Ректор ВШЭ назвал несколько тем, достойных обсуждения на конференции.

Тема первая: для чего студенты приходят в университет?

Все чаще студенты выбирают не профессию, а бренд университета. В какой степени этот выбор можно считать рациональным? Стоит ли предпочесть философский факультет или инженерную подготовку в МГУ или ВШЭ обучению на более престижном направлении в вузе, который не входит в топ-5 или топ-10? Обычно исследователи рассматривают выбор абитуриентов, студентов и их семей как зону мифов и предубеждений, но сегодня на наших глазах она становится рациональнее. Эта тема может заинтересовать и социологов, и экономистов, изучающих образование.

Тема вторая: чем заняты студенты в университете? Как распределяется их время, внимание, усилия? Концентрируются ли они на учебе или социальной деятельности? Как соотносится их работа и профессиональная практика? Вовсе необязательно студент-медик работает врачом-практикантом, а студент-экономист — помощником экономиста. Студенты подрабатывают официантами, продавцами, сторожами, и это более распространено, чем работа по профессии. Как это сказывается на результатах обучения — вопрос для исследователей.

Интересно изучить, в какой степени окружение влияет на образовательные результаты студентов с одним и тем же уровнем ЕГЭ, поступивших в разные вузы

Тема третья: когда складывается образовательная траектория студента? В какой момент человек определяет, какие курсы для него важны, а какие — препятствие, которое можно обойти, то есть сдать и забыть? На этот вопрос молодые люди отвечают во время обучения в старшей школе, в момент поступления в вуз, на втором-третьем курсе, в магистратуре. Было бы интересно исследовать не просто объективные образовательные траектории, а те точки выбора, когда студент или школьник определяет, кем станет и как будет набирать нужные компетенции.

Тема четвертая: качество студенческой аудитории. Качество образования во многом зависит от эффекта со-обучения — не только от индивидуальных усилий студента, но и от тех, кто его окружает во время учебы. Качество студенческой аудитории имеет объективное измерение — результаты ЕГЭ (на них основано ежегодное исследование качества приема в вузы, которая Вышка проводит совместно с МИА «Россия сегодня») и доля победителей олимпиад. Интересно изучить, в какой степени окружение влияет на образовательные результаты студентов с одним и тем же уровнем ЕГЭ, поступивших в разные вузы.

Тема пятая: взаимодействие «студент — преподаватель». Российские вузы стали учитывать позицию студентов при оценке эффективности работы преподавателей: это и прямая оценка преподавателей (голосование, анкетирование), и голосование ногами при выборе специализации и элективных курсов. Важно понять, в какой степени все это влияет на качество образования и что можно ждать от такого взаимодействия.

Вам также может быть интересно:

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.