• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится

19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.

Как отметила Ольга Голодец, открывая совещание, многие российские вузы хорошо продвинулись в мировых рейтингах, правительство будет и дальше их поддерживать с учетом динамики, которую они демонстрируют. Конкуренция на мировом рынке образования растет, в рейтинги стремятся попасть не только американские и британские университеты, но и вузы восточных регионов. В условиях конкурентной борьбы российская высшая школа должна определить направления своего дальнейшего развития.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов добавил, что продвижение в рейтингах — не самоцель, так как каждый рейтинг субъективен. Главная задача — улучшать работу наших вузов и повышать их конкурентоспособность в сравнении с ведущими мировыми университетами: привлекать ведущих исследователей, обеспечивать интернационализацию, улучшать академическую репутацию. Учитывая хорошие результаты проекта 5-100, уже на этой неделе к нему присоединятся еще порядка десяти российских вузов.

В совещании приняли участие ректоры вузов — участников проекта 5-100, основной доклад сделал Ярослав Кузьминов. Он рассказал, как совершенствуется структура и кадровый состав Высшей школы экономики.

Обновление структуры

В ВШЭ были созданы мега-факультеты, которые объединили науки, наиболее тесно взаимодействующие между собой. Новая структура облегчает поиск зон быстрого продвижения на стыках наук, и именно так развиваются ведущие мировые вузы, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Прежние факультеты превратились в департаменты и школы, кафедры ликвидируются, основу структуры теперь составляют образовательные программы.

Создание мега-факультетов без кафедр началось с экономистов, которые показали пример остальным. Свою «независимость» сохранили лишь два факультета — права и математики, и последний имеет тесные связи с рядом других факультетов. Все остальные были объединены.

В значительной степени сохранили автономию крупные научные институты, ориентированные на рынок, но доля государства в структуре прикладных научно-исследовательских разработок была значительно сокращена. Институты вышли на рынок, и сейчас большую долю заказов они получают от российских компаний.

В последние пять лет Вышка переводит исследования в формат международных лабораторий — научных подразделений, работающих под руководством ведущего зарубежного ученого и представителя научного сообщества ВШЭ. Это сразу задает высокий уровень исследований, чтобы результаты можно было публиковать в ведущих мировых журналах. Одна из них — Лаборатория теории рынков и пространственной экономики под руководством бельгийского ученого Жака-Франсуа Тисса в питерском кампусе. 4 лаборатории были открыты при поддержке Правительства РФ — по 220-му постановлению, еще 18 — на средства ВШЭ.

С 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость

ВШЭ приступила к созданию центров передовых исследований — сейчас их два: один работает на базе Института статистических исследований и экономики знаний, второй — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований. Последний был создан в январе 2014 года, в сентябре укомплектован сотрудниками, сейчас там работают 27 человек, в том числе 7 иностранцев, 11 человек со степенью PhD, 3 из 6 руководителей групп — приглашенные профессора. За год с небольшим сотрудники центра опубликовали 37 статей в индексируемых журналах.

Помимо международных лабораторий, задача которых — интеграция в глобальный рынок, в Вышке работают проектно-учебные лаборатории (ПУЛ) и группы, объединяющие студентов, практиков и исследователей вокруг прикладных проектов, и научно-учебные лаборатории (НУЛ) и группы, где студенты вместе с исследователями изучают конкретные научные проблемы. Порядка десяти «взрослых» международных лабораторий выросли из ПУЛов и НУЛов, и их костяк составляют молодые исследователи.

Обновление кадров

По словам Ярослава Кузьминова, в Вышке введен единый контракт, который «является азбукой для международных университетов». Сотрудник ВШЭ, занимающий научную или преподавательскую должность, должен вести исследования, преподавать и принимать участие в организационной работе, на которую уходит примерно 10 процентов времени, — развивать сервисы университета, то есть участвовать в самоуправлении.

Такой подход расширяет возможности студентов, так как все научные сотрудники вовлекают их в свою работу, в том же Центре нейроэкономики и когнитивных исследований занимаются студенты почти со всех факультетов Вышки. Это не просто интеграция науки и образования, а вовлечение студентов в исследования, перемешивание представителей разных направлений и обладателей разных компетенций.

Вышка осуществляет международный рекрутинг, нанимая 20-30 человек в год на трехлетние контракты, после чего — в зависимости от результатов — или продлевает контракт, или расторгает договоренности. Из примерно ста преподавателей, нанятых на международном рынке докторов наук, примерно половина не говорит по-русски, так что на каждом факультете, начиная с третьего курса, каждый студент должен выбирать предметы на английском языке. Если к этому времени студент языком не владеет, преподаватель его не поймет.

Темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS

Вышка перешла к отрытому и альтернативному конкурсу преподавателей с приемом внешних кандидатов. Была создана трехступенчатая система оценки качества работы — департамент, факультет, общеуниверситетская кадровая комиссия. В первый год обновление составило 12%, конкурс достигал 10 человек на место. Для молодых людей из академического и кадрового резерва были введены стартовые гранты на два года — за это время человек должен достичь результатов, чтобы потом зарабатывать как минимум те же деньги за счет академических надбавок.

ВШЭ зарабатывает около 5 млрд. рублей в год, и эти деньги инвестируются, прежде всего, в науку и кадры, рассказал ректор ВШЭ. Однако базовые ставки в университете небольшие, увеличить свой доход преподаватель может благодаря академическим надбавкам и по результатам студенческого голосования за лучших преподавателей. Академическая надбавка — это фактически плата за опубликованные статьи в авторитетных журналах, ведь сам факт публикации показывает, что человек дорого стоит на рынке, и назначается эта надбавка автоматически, вне зависимости от отношений преподавателя с руководством. В результате с 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость. Количество статей в журналах ВАК, напротив, уменьшилось.

Что делать?

Ректор ВШЭ считает, что у российских вузов, за исключением МГУ, шансы войти в топ-100 основных мировых рейтингов к 2020 году ограничены, времени на это нужно больше. Например, если на место университета в рейтинге влияет распределение голосов опрошенных экспертов, наши вузы попросту «заголосуют». При этом темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS. В рейтинге международных исследовательских сетей Social Science Research Network (SSRN) среди 1500 университетов и научных центров ВШЭ занимает 108-е место по общему количеству цитирований публикаций.

По мнению Ярослава Кузьминова, в перспективе, чтобы добиться международного превосходства, российским университетам нужно, во-первых, участвовать в наполнении международных платформ открытых курсов. У Вышки сейчас 22 курса на портале Coursera, и из 500 тысяч слушателей почти 100 тысяч — жители США.

Во-вторых, нужно формировать систему собственных научных степеней и международных аспирантур. От имени ассоциации «Глобальные университеты» ректор ВШЭ предложил правительству как можно быстрее разрешить ведущим вузам присваивать собственные научные степени.

В-третьих, нужно решить проблему российских научных журналов, так как наличие публикаций и цитируемость значительно влияют на продвижение университетов в рейтингах, и в отличие от экспертного голосования это объективная процедура. Ректор ВШЭ предложил целевым образом выделять средства на продвижение российских научных журналов в Scopus и в Web of Science, подчеркнув, что эта работа выходит за рамки возможностей отдельно взятого университета.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.