• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится

19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.

Как отметила Ольга Голодец, открывая совещание, многие российские вузы хорошо продвинулись в мировых рейтингах, правительство будет и дальше их поддерживать с учетом динамики, которую они демонстрируют. Конкуренция на мировом рынке образования растет, в рейтинги стремятся попасть не только американские и британские университеты, но и вузы восточных регионов. В условиях конкурентной борьбы российская высшая школа должна определить направления своего дальнейшего развития.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов добавил, что продвижение в рейтингах — не самоцель, так как каждый рейтинг субъективен. Главная задача — улучшать работу наших вузов и повышать их конкурентоспособность в сравнении с ведущими мировыми университетами: привлекать ведущих исследователей, обеспечивать интернационализацию, улучшать академическую репутацию. Учитывая хорошие результаты проекта 5-100, уже на этой неделе к нему присоединятся еще порядка десяти российских вузов.

В совещании приняли участие ректоры вузов — участников проекта 5-100, основной доклад сделал Ярослав Кузьминов. Он рассказал, как совершенствуется структура и кадровый состав Высшей школы экономики.

Обновление структуры

В ВШЭ были созданы мега-факультеты, которые объединили науки, наиболее тесно взаимодействующие между собой. Новая структура облегчает поиск зон быстрого продвижения на стыках наук, и именно так развиваются ведущие мировые вузы, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Прежние факультеты превратились в департаменты и школы, кафедры ликвидируются, основу структуры теперь составляют образовательные программы.

Создание мега-факультетов без кафедр началось с экономистов, которые показали пример остальным. Свою «независимость» сохранили лишь два факультета — права и математики, и последний имеет тесные связи с рядом других факультетов. Все остальные были объединены.

В значительной степени сохранили автономию крупные научные институты, ориентированные на рынок, но доля государства в структуре прикладных научно-исследовательских разработок была значительно сокращена. Институты вышли на рынок, и сейчас большую долю заказов они получают от российских компаний.

В последние пять лет Вышка переводит исследования в формат международных лабораторий — научных подразделений, работающих под руководством ведущего зарубежного ученого и представителя научного сообщества ВШЭ. Это сразу задает высокий уровень исследований, чтобы результаты можно было публиковать в ведущих мировых журналах. Одна из них — Лаборатория теории рынков и пространственной экономики под руководством бельгийского ученого Жака-Франсуа Тисса в питерском кампусе. 4 лаборатории были открыты при поддержке Правительства РФ — по 220-му постановлению, еще 18 — на средства ВШЭ.

С 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость

ВШЭ приступила к созданию центров передовых исследований — сейчас их два: один работает на базе Института статистических исследований и экономики знаний, второй — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований. Последний был создан в январе 2014 года, в сентябре укомплектован сотрудниками, сейчас там работают 27 человек, в том числе 7 иностранцев, 11 человек со степенью PhD, 3 из 6 руководителей групп — приглашенные профессора. За год с небольшим сотрудники центра опубликовали 37 статей в индексируемых журналах.

Помимо международных лабораторий, задача которых — интеграция в глобальный рынок, в Вышке работают проектно-учебные лаборатории (ПУЛ) и группы, объединяющие студентов, практиков и исследователей вокруг прикладных проектов, и научно-учебные лаборатории (НУЛ) и группы, где студенты вместе с исследователями изучают конкретные научные проблемы. Порядка десяти «взрослых» международных лабораторий выросли из ПУЛов и НУЛов, и их костяк составляют молодые исследователи.

Обновление кадров

По словам Ярослава Кузьминова, в Вышке введен единый контракт, который «является азбукой для международных университетов». Сотрудник ВШЭ, занимающий научную или преподавательскую должность, должен вести исследования, преподавать и принимать участие в организационной работе, на которую уходит примерно 10 процентов времени, — развивать сервисы университета, то есть участвовать в самоуправлении.

Такой подход расширяет возможности студентов, так как все научные сотрудники вовлекают их в свою работу, в том же Центре нейроэкономики и когнитивных исследований занимаются студенты почти со всех факультетов Вышки. Это не просто интеграция науки и образования, а вовлечение студентов в исследования, перемешивание представителей разных направлений и обладателей разных компетенций.

Вышка осуществляет международный рекрутинг, нанимая 20-30 человек в год на трехлетние контракты, после чего — в зависимости от результатов — или продлевает контракт, или расторгает договоренности. Из примерно ста преподавателей, нанятых на международном рынке докторов наук, примерно половина не говорит по-русски, так что на каждом факультете, начиная с третьего курса, каждый студент должен выбирать предметы на английском языке. Если к этому времени студент языком не владеет, преподаватель его не поймет.

Темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS

Вышка перешла к отрытому и альтернативному конкурсу преподавателей с приемом внешних кандидатов. Была создана трехступенчатая система оценки качества работы — департамент, факультет, общеуниверситетская кадровая комиссия. В первый год обновление составило 12%, конкурс достигал 10 человек на место. Для молодых людей из академического и кадрового резерва были введены стартовые гранты на два года — за это время человек должен достичь результатов, чтобы потом зарабатывать как минимум те же деньги за счет академических надбавок.

ВШЭ зарабатывает около 5 млрд. рублей в год, и эти деньги инвестируются, прежде всего, в науку и кадры, рассказал ректор ВШЭ. Однако базовые ставки в университете небольшие, увеличить свой доход преподаватель может благодаря академическим надбавкам и по результатам студенческого голосования за лучших преподавателей. Академическая надбавка — это фактически плата за опубликованные статьи в авторитетных журналах, ведь сам факт публикации показывает, что человек дорого стоит на рынке, и назначается эта надбавка автоматически, вне зависимости от отношений преподавателя с руководством. В результате с 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость. Количество статей в журналах ВАК, напротив, уменьшилось.

Что делать?

Ректор ВШЭ считает, что у российских вузов, за исключением МГУ, шансы войти в топ-100 основных мировых рейтингов к 2020 году ограничены, времени на это нужно больше. Например, если на место университета в рейтинге влияет распределение голосов опрошенных экспертов, наши вузы попросту «заголосуют». При этом темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS. В рейтинге международных исследовательских сетей Social Science Research Network (SSRN) среди 1500 университетов и научных центров ВШЭ занимает 108-е место по общему количеству цитирований публикаций.

По мнению Ярослава Кузьминова, в перспективе, чтобы добиться международного превосходства, российским университетам нужно, во-первых, участвовать в наполнении международных платформ открытых курсов. У Вышки сейчас 22 курса на портале Coursera, и из 500 тысяч слушателей почти 100 тысяч — жители США.

Во-вторых, нужно формировать систему собственных научных степеней и международных аспирантур. От имени ассоциации «Глобальные университеты» ректор ВШЭ предложил правительству как можно быстрее разрешить ведущим вузам присваивать собственные научные степени.

В-третьих, нужно решить проблему российских научных журналов, так как наличие публикаций и цитируемость значительно влияют на продвижение университетов в рейтингах, и в отличие от экспертного голосования это объективная процедура. Ректор ВШЭ предложил целевым образом выделять средства на продвижение российских научных журналов в Scopus и в Web of Science, подчеркнув, что эта работа выходит за рамки возможностей отдельно взятого университета.

Вам также может быть интересно:

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.

Заявление Ученого совета НИУ ВШЭ

Ученый совет НИУ ВШЭ обеспокоен отзывом государственной аккредитации МВШСЭН («Шанинки»). Многолетнее партнерство наших вузов позволяет утверждать, что качество подготовки студентов МВШСЭН отвечает высоким стандартам.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100

НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100

17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.