• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеПроект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Об этом сообщил профессор ВШЭ Николай Берзон на межрегиональной конференции «Институциональная среда формирования финансовой грамотности населения: координация деятельности федеральных и региональных субъектов развития», которая прошла в Высшей школе экономики. В ней приняли участие около 70 человек, в том числе региональные координаторы проекта, сотрудники региональных методических центров по финансовой грамотности. Перед ними выступили, в том числе, представители Минфина России и Центрального банка России.

Проект повышения финансовой грамотности реализуется консорциумом в составе НИУ ВШЭ (ведущий партнер), РАНХиГС и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Координирует проект Минфин России. В апреле 2016 года в ВШЭ был открыт Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, который организует повышение квалификации преподавателей и методистов из регионов. Те, в свою очередь, обучают учителей и преподавателей школ, лицеев и колледжей на местах. На всех этапах используются учебно-методические материалы, в том числе видео-лекции, разработанные Высшей школой экономики.

До конца следующего учебного года в 15 регионах планируется подготовить еще 4900 учителей. Как и раньше, они будут учиться по 72-часовым программам повышения квалификации, по окончании которых смогут вести занятия по финансовой грамотности в школах и техникумах. Занятия для детей проводятся или факультативно, или в рамках внеурочной деятельности, или в рамках основной общеобразовательной программы — например, в курсе обществознания.

Предполагается, что в 2017\18 учебном году к проекту присоединятся еще 26 регионов. Таким образом, будет охвачен 41 регион, где проживает более двух третей населения России. Будут открываться не только региональные центры, но и «хабы», обслуживающие сразу несколько близлежащих субъектов Федерации. По предложению Минфина России проект планируется продлить до 31 марта 2019 года.

По итогам международного исследования PISA–2015, измерявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников, российские дети заняли 4-е место. Чтобы закрепить этот успех, финансовой грамотности в школах планируется уделять больше внимания. Совместными усилиями Центрального банка России, Минфина России и Минобрнауки России подготовлен проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы.

О своей работе рассказали участники конференции — региональные координаторы проекта.


Елена Кузьмина, Томская область

В нашем регионе детей учат финансовой грамотности с 2008 года — уже тогда мы поняли, что без повышения уровня финансовой культуры населения не обойтись. Позже присоединились к проекту Высшей школы экономики и к сегодняшнему дню обучили 280 педагогов. Они ведут в школах занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, и их работа оплачивается из областного бюджета. Занятия детям нравятся, поскольку помогают социализироваться, узнать о таких темах, как, например, финансовое мошенничество. В следующем учебном году в проекте будут участвовать более двух третей школ региона.


 
Наталья Мартынова, Нижегородская область

За прошедший год в нашем регионе подготовлено 337 учителей финансовой грамотности. Освоить этот предмет может любой учитель вне зависимости от специализации — даже учителя ОБЖ или физкультуры, и к нам они тоже приходят. Мы их делим на проектные команды, и каждая команда создает методическую разработку по одной из тем — например, «Налоги» или «Семейный бюджет», причем разработка должна быть рассчитана на детей определенного возраста. Старших школьников особенно интересуют темы, связанные с виртуальными финансовыми ловушками, учащихся техникумов — тема кредитования.

Вам также может быть интересно:

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Вышка научит учителей финансовой грамотности

31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.

Россияне ценят собственность и платят по кредитам

Российские семьи в основном живут на зарплату, хранят деньги в банках и доверяют пенсии государству. Большинство владеет недвижимостью. У трети семей имеются кредиты, платежи по которым в среднем «съедают» четверть ежемесячного дохода.

Россияне не верят в справедливость банкиров

Почти две трети россиян пользуются финансовыми услугами, при этом уровень финансовой грамотности граждан в целом невысок, и нет убедительных свидетельств того, что люди заинтересованы в его повышении. Во многом это связано с тем, что доступная на сегодняшний день информация о финансовых услугах сложна и малопонятна, рассказали эксперты, которые по заданию Минфина впервые провели базовое обследование уровня финансовой грамотности и компетентности российского населения.

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В малых городах России каждый второй живет в кредит

В малых городах России 45% населения живет в кредит. 23% жителей не может вовремя расплачиваться по долгам. Причина — отсутствие финансовой грамотности. Кредитование пришло на смену неформальным долговым отношениям в торговле, выяснили исследователи ВШЭ Григорий Юдин и Иван Павлюткин в исследовании «Долг и сообщество: две долговые экономики малых городов».

Сбербанк открыл в Нижнем Новгороде молодежный офис

Кому следует брать кредит на образование — студенту или его родителям? Как сформировать грамотную финансовую стратегию своего развития? 25 января студенты Нижегородского кампуса ВШЭ приняли участие в открытии молодежного офиса Сбербанка, где прошел круглый стол «Финансовая грамотность и современная молодежь».

Е. Ясин рассказал о развитии рыночной экономики

6 сентября в Высшей школе экономики в рамках всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин прочел лекцию на тему «Развитие рыночной экономики и финансовые кризисы».

Как сделать деньги доступными

Развитию рынка микрофинансирования в России необходимы повышение финансовой грамотности населения, развитие систем электронных и мобильных платежей, определение регулятором четких правил «игры».