• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков, которые человек должен приобретать уже в школьном возрасте.

Обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности, в российских школах нет — некоторые ее элементы дети изучают в рамках обществознания и экономики. Однако предмет «Основы финансовой грамотности» школы могут вводить в качестве факультативов, курсов по выбору или в рамках внеурочной деятельности, на которую новые образовательные стандарты предусматривают до 10 часов в неделю.

Что за проект?

Подготовку методистов и учителей для преподавания финансовой грамотности в Вышке ведет «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ) в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Помимо Москвы, в проекте участвуют 14 регионов России, от Калининграда до Хабаровска, там создаются региональные центры. Реализовать проект планируют в течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч учителей.

Педагоги Москвы находятся в особом положении, так как имеют возможность повысить квалификацию по вопросам преподавания финансовой грамотности непосредственно в Вышке, в корпусе на Шаболовке, на факультете экономических наук. Университет заключил соглашение с Департаментом образования Москвы о совместной работе по повышению финансовой грамотности школьников — более 50 директоров московских школ встречались недавно с научным руководителем проекта, профессором Департамента финансов ВШЭ Николаем Берзоном. В ближайшие дни (предположительно, 6 октября) он также планирует рассказать о проекте на селекторном совещании главы московского образования Исаака Калины. Всего за время проекта планируется обучить 1,5 тыс. столичных педагогов.

Учителя каких предметов могут пойти на курсы?

«Всех, — отвечает Николай Берзон. — Мы готовы обучать учителей даже таких далеких от финансовой проблематики предметов, как технология и физкультура. Но если учитель ведет непрофильный предмет, то есть не экономику и не обществознание, то сначала он должен пройти адаптационный курс, рассчитанный на 24 часа, и только потом — базовый 72-часовой курс финансовой грамотности».

Сам же базовый курс состоит из двух частей. Первая часть изучается дистанционно: авторы проекта записали 6 видеокурсов по различным разделам финансовой грамотности — «Управление личными финансами», «Фондовый рынок», «Банковские услуги и отношения людей с банками» и другие. Все они размещены на портале ВШЭ в открытом доступе, на их освоение отводится 36 учебных часов, после этого проходят очные занятия — лекции, семинары, дискуссии, деловые игры. На них также отводится 36 часов, занятия ведут профессора факультета экономических наук ВШЭ, а также специалисты по педагогике и методике из ВШЭ и Московского городского педагогического университета.

Занятия по методике не менее важны, чем собственно по финансам, считает Николай Берзон, ведь учитель может вести курс и в начальной, и в старшей школе, то есть нужно владеть разными подходами к детской аудитории, понимать психологические и возрастные особенности восприятия материала. Учебно-методические комплексы, изданные в рамках проекта Минфина и Всемирного банка, рассчитаны на разные возрастные группы — 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы. Учебные пособия прошли экспертизу в Российской академии образования и были апробированы учителями в пяти регионах.

Чем полезны курсы?

Во-первых, для любого учителя любое свидетельство о повышении квалификации, тем более выданное ведущим вузом, — хорошее подтверждение профессиональной компетентности, в том числе при прохождении аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Все педагоги с определенной периодичностью проходят повышение квалификации, и курсы по финансовой грамотности засчитываются точно так же, как многие другие.

Во-вторых, учитель улучшит собственную финансовую грамотность.

И, в третьих, он повысит свою востребованность в собственном образовательном учреждении и в целом на рынке труда. Возможность преподавания дополнительных курсов - это дополнительный заработок в рамках привычных профессиональных обязанностей. А учителям некоторых предметов, даже если они не будут вести специальный курс финансовой грамотности, знания все равно пригодятся в педагогической работе, и это не только обществоведы и учителя экономики, но и, например, математики, которых смогут давать на своих уроках задачи на финансовые темы.

График проведения занятий до конца 2016 года размещен здесь, за этот период планируется подготовить 240 человек. Желающие пройти обучение должны предварительно зарегистрироваться.

Вам также может быть интересно:

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

Вышка научит учителей финансовой грамотности

31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.

Россияне ценят собственность и платят по кредитам

Российские семьи в основном живут на зарплату, хранят деньги в банках и доверяют пенсии государству. Большинство владеет недвижимостью. У трети семей имеются кредиты, платежи по которым в среднем «съедают» четверть ежемесячного дохода.

Россияне не верят в справедливость банкиров

Почти две трети россиян пользуются финансовыми услугами, при этом уровень финансовой грамотности граждан в целом невысок, и нет убедительных свидетельств того, что люди заинтересованы в его повышении. Во многом это связано с тем, что доступная на сегодняшний день информация о финансовых услугах сложна и малопонятна, рассказали эксперты, которые по заданию Минфина впервые провели базовое обследование уровня финансовой грамотности и компетентности российского населения.

Российские подростки считают деньги лучше, чем их родители

16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась финансовая грамотность российских школьников. По результатам международного сравнительного исследования они заняли 10-е место из 18 возможных.

В малых городах России каждый второй живет в кредит

В малых городах России 45% населения живет в кредит. 23% жителей не может вовремя расплачиваться по долгам. Причина — отсутствие финансовой грамотности. Кредитование пришло на смену неформальным долговым отношениям в торговле, выяснили исследователи ВШЭ Григорий Юдин и Иван Павлюткин в исследовании «Долг и сообщество: две долговые экономики малых городов».

Сбербанк открыл в Нижнем Новгороде молодежный офис

Кому следует брать кредит на образование — студенту или его родителям? Как сформировать грамотную финансовую стратегию своего развития? 25 января студенты Нижегородского кампуса ВШЭ приняли участие в открытии молодежного офиса Сбербанка, где прошел круглый стол «Финансовая грамотность и современная молодежь».

Е. Ясин рассказал о развитии рыночной экономики

6 сентября в Высшей школе экономики в рамках всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин прочел лекцию на тему «Развитие рыночной экономики и финансовые кризисы».

Как сделать деньги доступными

Развитию рынка микрофинансирования в России необходимы повышение финансовой грамотности населения, развитие систем электронных и мобильных платежей, определение регулятором четких правил «игры».