• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

«Мы видим, как активно идут поиски, как над темой «Навыки XXI века» бьется педагогическая мысль, — заявил глава Сбербанка Герман Греф. — Но существующей среды или ключевой идеи, которую можно было бы позаимствовать, нет. Попытка сформировать российскую среду и выявить ее лидеров — главная задача нашего конкурса».

Дискуссия о том, как готовиться к наступающему будущему, как обновлять школу, сотрясает систему образования с начала XIX века, добавил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, в основе образования будущего — творчество, проектное мышление, обучение людей выбору, поиску нового, формированию команд. Необходимо формировать у детей прикладные экономические и правовые навыки для успешной жизни в новом обществе, а также компьютерную грамотность.

В финал конкурса вышли 12 команд, из них 4 стали победителями.

В номинации «Образовательная программа (идея/проект)» победила «Технология жизненного проектирования».

Ее придумали авторы «Умной школы» — проекта, который был задуман в 2013 году и сейчас реализуется в Иркутске. Строится образовательный комплекс нового типа — со школой, детским садом и поселком для приемных семей. Комплекс пока не работает, но его авторы охотно рассказывают о своих идеях на разных площадках в России и за рубежом. Одна из этих идей — технология жизненного проектирования: детей собираются учить ответственно распоряжаться собственной жизнью, ставить цели и достигать результата эффективными способами с учетом имеющихся ресурсов. Авторы технологии собираются предложить ее и другим школах.

В номинации «Образовательная программа (реализованный проект) победила «Технологическая сессия», ее авторы — педагоги из пермской гимназии № 5 во главе с заместителем директора Еленой Иконниковой. Суть проекта в том, чтобы иначе изучать школьный предмет «Технология». «Мы вышли из пространства школы и стали использовать учебно-производственные лаборатории социальных партнеров — колледжей и вузов, а также производственные площади промышленных гигантов Пермского края», — рассказала Елена Иконникова. Проведя неделю на площадке социального партнера, дети решают производственную проблему — например, разрабатывают витаминизированный напиток для улучшения иммунитета. Еще один результат, придуманный детьми и установленный в гимназии, — «умное мусорное ведро»: по мере наполнения оно передает сигнал на пульт охраны, после чего его выносит уборщица.

В номинации «Модель организации (идея/проект)» победила «Петербургская школа-парк». Ее авторы разработали проект школы, где нет деления детей по возрастам, нет классов, расписания и оценок. Школа в их понимании — это комплекс междисциплинарных студий, между которыми ребенок перемещается «в ситуации глобальной неопределенности», но в то же время под руководством коуча и при поддержке семьи. Таким образом, у ребенка наверняка сформируются компетенции будущего, из которых самая важная – «желание и умение наращивать компетенции», считают авторы проекта. «Идея свободы непростая для нашей страны, но мы не боимся пробовать», — заявляет автор проекта Варвара Кучук.

В номинации «Модель организации (реализованный проект)» победила «Комплексная система управления качеством образования “Мобильная электронная школа”». Это система дистанционного образования, которая уже используется в некоторых регионах. Руководитель проекта — член–корреспондент РАО Александр Кондаков — имеет огромный работы в сфере образования. В конце 1990-х — начале 2000-х годов он был одним из разработчиков идей модернизации образования, занимал пост заместителя министра образования РФ, затем руководил издательством «Просвещение» и одновременно разрабатывал стандарты школьного образования второго поколения.

«Спасибо организаторам конкурса. Таких конкурсов должно быть много. Образовательные стартапы во многом формируют будущее образования. Мне было очень интересно. Более того, я тоже представлял стартап. Это колоссальный драйв! В финале нашими соперниками меня были три молодые талантливые девчонки из Новосибирска... Адреналин... Мы выиграли!», — написал Александр Кондаков в комментариях в Facebook.

Победители получили возможность прохождения стажировок за рубежом, гранты на реализацию своих проектов (до 5 млн. руб.), приоритетное право поступления в магистратуру Института образования ВШЭ, а также другие призы от партнеров конкурса.

Вам также может быть интересно:

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.