• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

«Мы видим, как активно идут поиски, как над темой «Навыки XXI века» бьется педагогическая мысль, — заявил глава Сбербанка Герман Греф. — Но существующей среды или ключевой идеи, которую можно было бы позаимствовать, нет. Попытка сформировать российскую среду и выявить ее лидеров — главная задача нашего конкурса».

Дискуссия о том, как готовиться к наступающему будущему, как обновлять школу, сотрясает систему образования с начала XIX века, добавил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, в основе образования будущего — творчество, проектное мышление, обучение людей выбору, поиску нового, формированию команд. Необходимо формировать у детей прикладные экономические и правовые навыки для успешной жизни в новом обществе, а также компьютерную грамотность.

В финал конкурса вышли 12 команд, из них 4 стали победителями.

В номинации «Образовательная программа (идея/проект)» победила «Технология жизненного проектирования».

Ее придумали авторы «Умной школы» — проекта, который был задуман в 2013 году и сейчас реализуется в Иркутске. Строится образовательный комплекс нового типа — со школой, детским садом и поселком для приемных семей. Комплекс пока не работает, но его авторы охотно рассказывают о своих идеях на разных площадках в России и за рубежом. Одна из этих идей — технология жизненного проектирования: детей собираются учить ответственно распоряжаться собственной жизнью, ставить цели и достигать результата эффективными способами с учетом имеющихся ресурсов. Авторы технологии собираются предложить ее и другим школах.

В номинации «Образовательная программа (реализованный проект) победила «Технологическая сессия», ее авторы — педагоги из пермской гимназии № 5 во главе с заместителем директора Еленой Иконниковой. Суть проекта в том, чтобы иначе изучать школьный предмет «Технология». «Мы вышли из пространства школы и стали использовать учебно-производственные лаборатории социальных партнеров — колледжей и вузов, а также производственные площади промышленных гигантов Пермского края», — рассказала Елена Иконникова. Проведя неделю на площадке социального партнера, дети решают производственную проблему — например, разрабатывают витаминизированный напиток для улучшения иммунитета. Еще один результат, придуманный детьми и установленный в гимназии, — «умное мусорное ведро»: по мере наполнения оно передает сигнал на пульт охраны, после чего его выносит уборщица.

В номинации «Модель организации (идея/проект)» победила «Петербургская школа-парк». Ее авторы разработали проект школы, где нет деления детей по возрастам, нет классов, расписания и оценок. Школа в их понимании — это комплекс междисциплинарных студий, между которыми ребенок перемещается «в ситуации глобальной неопределенности», но в то же время под руководством коуча и при поддержке семьи. Таким образом, у ребенка наверняка сформируются компетенции будущего, из которых самая важная – «желание и умение наращивать компетенции», считают авторы проекта. «Идея свободы непростая для нашей страны, но мы не боимся пробовать», — заявляет автор проекта Варвара Кучук.

В номинации «Модель организации (реализованный проект)» победила «Комплексная система управления качеством образования “Мобильная электронная школа”». Это система дистанционного образования, которая уже используется в некоторых регионах. Руководитель проекта — член–корреспондент РАО Александр Кондаков — имеет огромный работы в сфере образования. В конце 1990-х — начале 2000-х годов он был одним из разработчиков идей модернизации образования, занимал пост заместителя министра образования РФ, затем руководил издательством «Просвещение» и одновременно разрабатывал стандарты школьного образования второго поколения.

«Спасибо организаторам конкурса. Таких конкурсов должно быть много. Образовательные стартапы во многом формируют будущее образования. Мне было очень интересно. Более того, я тоже представлял стартап. Это колоссальный драйв! В финале нашими соперниками меня были три молодые талантливые девчонки из Новосибирска... Адреналин... Мы выиграли!», — написал Александр Кондаков в комментариях в Facebook.

Победители получили возможность прохождения стажировок за рубежом, гранты на реализацию своих проектов (до 5 млн. руб.), приоритетное право поступления в магистратуру Института образования ВШЭ, а также другие призы от партнеров конкурса.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.