• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

«Мы видим, как активно идут поиски, как над темой «Навыки XXI века» бьется педагогическая мысль, — заявил глава Сбербанка Герман Греф. — Но существующей среды или ключевой идеи, которую можно было бы позаимствовать, нет. Попытка сформировать российскую среду и выявить ее лидеров — главная задача нашего конкурса».

Дискуссия о том, как готовиться к наступающему будущему, как обновлять школу, сотрясает систему образования с начала XIX века, добавил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, в основе образования будущего — творчество, проектное мышление, обучение людей выбору, поиску нового, формированию команд. Необходимо формировать у детей прикладные экономические и правовые навыки для успешной жизни в новом обществе, а также компьютерную грамотность.

В финал конкурса вышли 12 команд, из них 4 стали победителями.

В номинации «Образовательная программа (идея/проект)» победила «Технология жизненного проектирования».

Ее придумали авторы «Умной школы» — проекта, который был задуман в 2013 году и сейчас реализуется в Иркутске. Строится образовательный комплекс нового типа — со школой, детским садом и поселком для приемных семей. Комплекс пока не работает, но его авторы охотно рассказывают о своих идеях на разных площадках в России и за рубежом. Одна из этих идей — технология жизненного проектирования: детей собираются учить ответственно распоряжаться собственной жизнью, ставить цели и достигать результата эффективными способами с учетом имеющихся ресурсов. Авторы технологии собираются предложить ее и другим школах.

В номинации «Образовательная программа (реализованный проект) победила «Технологическая сессия», ее авторы — педагоги из пермской гимназии № 5 во главе с заместителем директора Еленой Иконниковой. Суть проекта в том, чтобы иначе изучать школьный предмет «Технология». «Мы вышли из пространства школы и стали использовать учебно-производственные лаборатории социальных партнеров — колледжей и вузов, а также производственные площади промышленных гигантов Пермского края», — рассказала Елена Иконникова. Проведя неделю на площадке социального партнера, дети решают производственную проблему — например, разрабатывают витаминизированный напиток для улучшения иммунитета. Еще один результат, придуманный детьми и установленный в гимназии, — «умное мусорное ведро»: по мере наполнения оно передает сигнал на пульт охраны, после чего его выносит уборщица.

В номинации «Модель организации (идея/проект)» победила «Петербургская школа-парк». Ее авторы разработали проект школы, где нет деления детей по возрастам, нет классов, расписания и оценок. Школа в их понимании — это комплекс междисциплинарных студий, между которыми ребенок перемещается «в ситуации глобальной неопределенности», но в то же время под руководством коуча и при поддержке семьи. Таким образом, у ребенка наверняка сформируются компетенции будущего, из которых самая важная – «желание и умение наращивать компетенции», считают авторы проекта. «Идея свободы непростая для нашей страны, но мы не боимся пробовать», — заявляет автор проекта Варвара Кучук.

В номинации «Модель организации (реализованный проект)» победила «Комплексная система управления качеством образования “Мобильная электронная школа”». Это система дистанционного образования, которая уже используется в некоторых регионах. Руководитель проекта — член–корреспондент РАО Александр Кондаков — имеет огромный работы в сфере образования. В конце 1990-х — начале 2000-х годов он был одним из разработчиков идей модернизации образования, занимал пост заместителя министра образования РФ, затем руководил издательством «Просвещение» и одновременно разрабатывал стандарты школьного образования второго поколения.

«Спасибо организаторам конкурса. Таких конкурсов должно быть много. Образовательные стартапы во многом формируют будущее образования. Мне было очень интересно. Более того, я тоже представлял стартап. Это колоссальный драйв! В финале нашими соперниками меня были три молодые талантливые девчонки из Новосибирска... Адреналин... Мы выиграли!», — написал Александр Кондаков в комментариях в Facebook.

Победители получили возможность прохождения стажировок за рубежом, гранты на реализацию своих проектов (до 5 млн. руб.), приоритетное право поступления в магистратуру Института образования ВШЭ, а также другие призы от партнеров конкурса.

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.