В Вышке прошла первая защита кандидатской диссертации по новым правилам

Павел Гавриленко, аспирант факультета математики НИУ ВШЭ

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

22 мая прошла первая защита диссертации на соискание степени кандидата наук НИУ ВШЭ. По новым правилам, свою работу по изомонодромным деформациям и квантовой теории аспирант Вышки, математик Павел Гавриленко защищал не перед большим диссоветом, а перед комитетом, собранным из специалистов в этой области математической физики.

После того как в августе 2017 года НИУ ВШЭ получил право присуждать собственные ученые степени, в университете прошла реформа диссертационных советов и всей процедуры защиты диссертаций. Теперь защита проходит перед специальным комитетом, который формируется диссертационным советом для каждой конкретной диссертации. Новая система призвана гарантировать высокое качество оценки диссертационных работ, что особенно важно, ведь за новых кандидатов и докторов наук университет будет отвечать своей репутацией. (При этом ВШЭ остается в государственной системе аттестации научных кадров и диплом об ученой степени НИУ ВШЭ будет иметь статус государственного.)

«Невозможно в одном диссертационном совете собрать в достаточном количестве людей, которые были бы специалистами по теме каждой защищаемой диссертации, — поясняет руководитель диссовета по математике ВШЭ Сергей Ландо. — Например, тема, которой занимается Павел Гавриленко, лежит не так далеко от моей научной специальности, но я не могу сказать, что детально в ней разбираюсь. Вот здесь и необходим опыт и профессионализм членов комитета, который собирается под конкретную диссертацию».

Членов комитета диссовет выбирает не только из своей среды, но и — это обязательное условие — из внешнего по отношению к ВШЭ научного мира. «Круг ученых, из которого мы можем выбирать, очень широк. Это практически все мировое математическое сообщество», — говорит Сергей Ландо.

Так, в комитет по оценке диссертации Павла Гавриленко вошли профессора ВШЭ Евгений Фейгин и Игорь Кричевер, а также профессор Антон Забродин (ВШЭ, Сколтех, Институт биохимической физики РАН), профессор Амстердамского университета Сергей Шадрин и профессор Семен Шлосман (Национальный центр научных исследований Франции, Сколтех).

Работа Павла Гавриленко, который окончил бакалавриат Киевского национального университета, магистратуру, а затем аспирантуру факультета математики ВШЭ под руководством профессора Андрея Маршакова и занимается исследованиями в Международной лаборатории теории представлений и математической физики ВШЭ, посвящена соответствию между изомонодромными деформациями и конформными теориями поля с W-симметрией.

«Способ решать математические задачи с помощью физических подходов не новая вещь, люди десятилетиями это успешно делали, — рассказывает Павел. — Но область, которой я занимаюсь, стала развиваться недавно — и меня с самого начала ее существования туда “затянуло”. Дело в том, что Николай Иоргов, один из авторов гипотезы, которая описывала такое соответствие, был моим научным руководителем в Киеве. С ним и его соавторами Александром Гамаюном и Олегом Лисовым я общался, от них узнал, что есть такая наука, мне стало интересно, и я начал ею заниматься».

Каждый из выступавших на защите членов комитета (их письменные отзывы доступны на сайте ВШЭ) отметил значимость и новизну исследований аспиранта Вышки. По мнению Антона Забродина, «по объему и значимости содержащихся в ней результатов диссертация тянет на докторскую». А Евгений Фейгин, помимо прочего, отметил, что «в диссертации много красивой математики».

Первый опыт защиты диссертации по новой процедуре оказался, на взгляд всех его участников, вполне успешным

«Эта работа привела меня в восторг, — признается Семен Шлосман. — Всегда очень радостно, когда возникает связь между областями математики, которые долго существовали изолированно друг от друга. Так происходит и в математической физике. Например, одна из тем, которой занимается Павел — уравнения Пенлеве — существовала сама по себе как независимый математический объект. А потом эти же самые уравнения стали появляться в других областях, в том числе в конформной теории поля».

Павел Гавриленко первым получит степень кандидата наук НИУ ВШЭ. И первый опыт защиты диссертации по новой процедуре оказался, на взгляд всех его участников, вполне успешным. «Если и в дальнейшем будут шаги столь же удачные, как этот, то диссертации по математике, защищенные в ВШЭ, будут восприниматься на уровне высших мировых стандартов. Работа Павла, без всяких оговорок, именно такого уровня, так что начало положено удачное», — считает профессор Шлосман.

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.

«Возможность защищаться по статьям, а не по "кирпичу" мне кажется исключительно ценной»

Валентина Кириченко станет первым доктором наук НИУ ВШЭ по математике, получившим эту степень по совокупности опубликованных ею ранее научных статей. О ее работе и о новой процедуре защиты рассказывают сама Валентина Кириченко и члены комитета, оценивавшие ее диссертацию.

Вышкинские математики хотят сформировать в России «единое математическое пространство»

В российской математике традиционно сложилась система, когда человек всю свою академическую жизнь — от студента до профессора — проводит в стенах одного и того же вуза. Математики ВШЭ хотят попробовать изменить эту ситуацию, для начала — хотя бы в масштабах Москвы и Санкт-Петербурга.

В НИУ ВШЭ впервые защитили диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований

11 сентября выпускник аспирантуры Института образования ВШЭ Иван Смирнов защитил диссертацию кандидата наук об образовании на тему «Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети». Его диссертация состоит из четырех публикаций в научных журналах, а также описания методологии, дизайна и основных результатов исследования.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«На матфаке ВШЭ главное — это люди»

Выпускники факультета математики НИУ ВШЭ Андрей Ионов и Лера Старичкова, поступившие на образовательные программы в ведущие зарубежные университеты, рассказали о любви к математике, уровне математического бакалавриата в Вышке и тонкостях поступления на PhD-программы.

В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре

Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.

Springer Nature, ВШЭ и Сколтех выпустят серию книг по математике

Новая книжная серия Moscow Lectures на английском языке выйдет в издательстве Springer Nature. Серия выпускается совместно с НИУ ВШЭ и Сколтехом, ее главным редактором стал профессор факультета математики НИУ ВШЭ Алексей Городенцев. Первый том из серии будет опубликован в начале июня 2018 года, всего будет опубликовано 12 выпусков. Moscow Lectures основана на выдающихся исследованиях московской математической школы и предназначена для студентов, ученых и преподавателей во всем мире.

В Вышке пройдет математическая контрольная «Что и требовалось доказать»

24 марта пройдет математическая контрольная «Что и требовалось доказать» (ЧТД), организованная компанией Яндекс, поучаствовать в которой сможет любой желающий. Как и в прошлые годы, одной из площадок для очного участия в контрольной станет ВШЭ.

Moscow Mathematical Journal — самый влиятельный российский журнал по математике 2017 года

Ежегодная премия Web of Science Awards присуждается самым влиятельным ученым, научным организациям и изданиям. Журнал Moscow Mathematical Journal попал в первый квартиль предметной области «математика» и был признан членами жюри самым влиятельным российским научным журналом 2017 года.