• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке открывается факультет городского и регионального развития

В Вышке открывается факультет городского и регионального развития

© Коллекция Signature/ iStock

Он должен вернуть в Россию профессию городского планировщика. О том, что будет сделано, рассказывает научный руководитель факультета, ординарный профессор ВШЭ Михаил Блинкин.


Михаил Блинкин

Кто должен заниматься городским планированием

Обратимся к истории. В строительном уставе Российской империи до Первой мировой войны было написано, что планировкой города занимается городской инженер, планировщик. Слово «градостроитель» там вообще не упоминалось. Обязанность городского планировщика или городского инженера-«градоустроителя» заключалась в том, чтобы на плане города согласовать интересы прежних владельцев, новых застройщиков и городского сообщества в целом.

Если сейчас обращаться к современным учебникам по City Planning, которые публикуются в любой развитой стране мира, там написано примерно то же самое. Всегда есть интересы тех, кто живет, интересы тех, кто готов вкладывать деньги в развитие территории, есть интересы городского сообщества в целом. Это серьезнейшая профессия, которая по определению мультидисциплинарна. Здесь все на свете: и муниципальное управление, и экономика города, и коммунальные и транспортные сети, и социология городских сообществ. И вообще в этой науке, которая называется Urban Studies, отметились все — от выдающихся инженеров и архитекторов до всемирно известных социологов типа Макса Вебера.

Я много езжу по миру, и нет ни одного крупного университета, где не было бы факультета с названием Urban Planning или Urban and Regional Development, потому что речь идет о массовой специальности с очень серьезным научным бэкграундом и абсолютно реальным спросом во всем мире.

Как Россия потеряла планировщиков и получила градостроителей

Июньский пленум ЦК ВКПб 1931 года осудил буржуазные теории планировки городов, противоречащие марксистско-ленинскому учению о расселении и размещении производительных сил.

А буржуазная теория планировки городов — это как раз согласование интересов. Что тогда они решили? Что будут градостроители, которых начальство будет рекрутировать из числа дипломированных архитекторов — они будут «придавать городу должную красоту», а во всем остальном руководствоваться решением партийных органов. То есть, проще говоря, совершенно тоталитарная схема, когда никакой инженер-планировщик-согласователь интересов не нужен вообще. Что сделает архитектор? Он сделает красиво, а содержание вообще его не касается. Во всем этом никак нельзя винить профессиональное сообщество архитекторов-градостроителей: лучшие из них все советские годы пытались делать максимум возможного в жестко заданных идеологических рамках.

Никому уже не интересно решение пленума 1931 года, никто о нем не знает кроме историков, а у нас до сих пор специальность, даже по которой мы выпускаем магистров, называется «Градостроительство». И в федеральном образовательном стандарте большими буквами написано, что это часть архитектурной профессии. Он принят в 2016 году, совсем недавно, но там все как в 1985 году. Но это противоречит всему на свете — от русских учебников 1910 года до современных западных учебников, изданных в текущем году.

Что (с)делает Вышка на новом факультете

Покойный Александр Аркадьевич Высоковский пытался восстановить профессию, когда создавал Высшую школу урбанистики ВШЭ. И надо сказать, что это был грандиозный шаг вперед, но опять же — мы по-прежнему выпускали градостроителей. У нас нет федерального стандарта. К тому же мы все-таки держались более или менее в традиционных рамках. Нельзя было сразу прыгнуть — надо потихонечку.

Нам понадобится образование полного цикла. Бакалавриат мы запустим с сентября 2019 года.

Что касается магистратуры, то у нас есть две уже действующие магистерские программы: «Управление пространственным развитием городов», которую придумал Александр Высоковский, и «Прототипирование городов будущего», которую придумал Висенте Гуаярт, бывший главный архитектор Барселоны.

Кроме того, уже в 2019 году у нас появится магистерская специальность «Городское транспортное планирование» — абсолютно классическая дисциплина, которой учат во всех приличных университетах мира, а у нас до сих пор транспортниками называют людей, которые знают, как устроена тяговая подстанция или двигатель автобуса.

Мы ничего не будем форсировать, мы будем делать все ровно в соответствии с нашими возможностями — и кадровыми, и ресурсными. Что очень важно — нас публично поддержал мэр Собянин. 3 июля было выпущено постановление о выделении гранта на развитие нашего факультета.

Кого мы к себе зовем? В первую очередь, молодых амбициозных ученых, преподавателей, практиков и так далее. Во главе всего этого проекта будет очень молодая команда. Это люди в возрасте 27–33 лет. Например, новый декан, Глеб Витков, у нас был молодым преподавателем, он пришел сюда вместе с Высоковским восемь лет назад из реального бизнеса — у него успешное проектно-консалтинговое бюро. Первый заместитель декана, Антон Воробьев, кандидат политологических наук, пришел в ВШЭ студентом-первокурсником, проработал несколько лет в моем институте, защитил диссертацию — и вот дорос до замдекана.

Властям — экспертиза, профессионалам — переподготовка

Мы продолжаем быть экспертным центром для города, и более того — мы усилим свои позиции в качестве экспертного центра. Есть такая задача, как пространственное развитие, которое находится в компетенции министерства экономики. Поскольку у нас факультет не только городского, но и регионального развития, там масса вещей, где мы обязаны стать экспертной площадкой и столичного, и федерального уровня.

Еще очень важная вещь — обширная программа наших дисциплин дополнительного профессионального образования, потому что наша задача не только заработать на этом, а формировать рынок. Мы учим городских чиновников, представителей крупных девелоперских компаний и формируем себе умных заказчиков, собеседников, партнеров. Поэтому программа ДПО для нас не менее важна, чем наши магистерские и бакалаврские программы.

Пока мы не объясним чиновникам элементарные правила баланса между квадратными метрами, приходящимися соответственно на одного жителя и на один припаркованный автомобиль, или же между суммарной площадью улично-дорожной сети и количеством автомобилей в собственности горожан, — и это я называю самые элементарные вещи, — так вот пока мы их не объясним, у нас не будет фронта работ. 

Формировать заказчика, открытого и подготовленного к диалогу — огромная для нас задача.

Как рассказать миру о российских городах

Безусловно, планируется широкое международное сотрудничество. Во-первых, у нас есть уже Висенте Гуаярт, научный руководитель Шухов Лаб, специалист очень высокого уровня. Во-вторых, мы сейчас ведем переговоры с разными интересными людьми, потому что обязательно хотим делать международные лаборатории.

Нам необходимо попасть в международный контекст. Недавно была издана книга Transport Systems of Russian Cities, и впервые о существовании русских городов с их специфическими транспортными проблемами мы сообщили читателям издательства Springer. Такого рода вещи мы хотим делать по всему спектру компетенций нового факультета, потому что если ты «деревенский» ученый и тебя не знают в мире, то тебя могут сколько угодно хвалить твои соседи, но все будет бесполезно — серьезные люди с тобой не будут говорить на равных. Мы попробуем этого добиться. Надо просто вернуться в русло мировой науки, в русло классической русской науки, о которой мы когда-то забыли.

Вам также может быть интересно:

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Химия, биология, городское планирование: первый набор в Вышке в этом году

В 2019 году Высшая школа экономики открывает прием на три новые бакалаврские программы — по химии, биологии и городскому планированию — на трех новых факультетах. Рассказываем, чему и как на них будут учить и какая карьера ожидает их выпускников.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни.