• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы для победителей

28 октября в Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета (МГУ) имени М.В.Ломоносова прошла пресс-конференция «Качество приема в российские вузы: кого выбрали победители олимпиад», в которой приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

На пресс-конференции был представлен рейтинг качества приема по итогам олимпиад — перечень вузов, выбранных в 2010 году победителями и призерами олимпиад школьников. Исследование проводилось ГУ-ВШЭ в сотрудничестве с РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ.

Об относительности рейтингов

Это уже третий рейтинг, выполненный по заказу Общественной палаты и посвященный высшему образованию (недавно были представлены рейтинг прозрачности сайтов вузов для абитуриента и рейтинг качества приема по среднему баллу ЕГЭ). При его составлении учитывались два показателя — количество победителей и призеров олимпиад, включенных в Перечень олимпиад школьников на 2009–2010 год, и количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Чтобы «уравнять» значимость олимпиад, на каждого победителя Всероссийской олимпиады (она проводится в несколько этапов и при определении победителей, как правило, исключены случайности) был введен весовой коэффициент 5, итоговые баллы суммировались.

В результате список из 251 вуза был поделен на три зоны. В «зеленую», самую благополучную, попали 35 вузов. Это вузы-лидеры, среди них много широко известных вузов со сложившимися брендами, национальных исследовательских университетов. Верхние строчки заняли МГУ имени М.В.Ломоносова, ГУ-ВШЭ, Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), у этих вузов более тысячи баллов. Близко к ним «примыкают» Московский физико-технический институт (МФТИ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Сибирский федеральный университет (СФУ), Томский политехнический университет, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России.

140 вузов, набравшие от 1 от 91 балла, числятся в нейтральной «желтой» зоне: сюда «олимпиадники» поступают, хоть и не массово. Еще 76 вузов оказались в опасной «красной» зоне — туда не пришел ни один победитель олимпиад. «Мне кажется, что это серьезное основание, чтобы руководители и коллективы вузов задумались над тем, каким образом они работают и достаточно ли они работают с абитуриентами. Вуз без сильного абитуриента, без ориентации на то, чтобы заранее искать своего студента, честно говоря, вуз без будущего. Не хочу говорить так резко по поводу каких-то конкретных коллег из этого списка, но мы обязаны указать на серьезную проблему, которую, на наш взгляд, эти коллективы должны решить», — сказал Ярослав Кузьминов.

Рейтинг качества приема по итогам олимпиад, по его словам, можно трактовать более однозначно, нежели рейтинг приема по среднему баллу ЕГЭ. Как напомнил Ярослав Кузьминов, позиции некоторых вузов в ЕГЭ-рейтинге у экспертов вызывали недоумение: «Проректор одного из таких вузов в интервью РИА Новости сказал, что вуз случайно попал в лидеры, что место не отражает его уровень». Очевидно, такие ситуации стали возможны благодаря большому количеству абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ в отдельных регионах. «То, что сегодня мы представляем, нам как экспертам гораздо понятнее — у нас нет вопросов, почему тот или иной университет занял то или иное место», — отметил Кузьминов.

Вместе с тем, ни один рейтинг, как подчеркнул ректор Вышки, нельзя воспринимать как единственный показатель качества работы вуза: «Я не очень люблю слово "рейтинг", потому что многие воспринимают результаты рейтингования по тому или иному критерию как некое конечное измерение качества вуза. Но есть еще научная работа вуза, дальнейшее трудоустройство выпускников… Показателей много. При этом качество абитуриентов — очень большая составляющая работы вуза».

Также Ярослав Кузьминов отметил, что олимпиады нельзя воспринимать исключительно как возможность попасть в вуз в обход ЕГЭ. Школа должна не только работать на формальные результаты, но и «разбудить учащегося, заинтересовать его». «Олимпиады — это мощнейший стимул, чтобы ребенок, заинтересовавшийся физикой или биологией (может, он один такой в классе, и его интерес никто не поддерживает), нашел бы себе подобных, стал с ними общаться, стал творцом», — сказал ректор. Поэтому олимпиадное движение необходимо перестраивать, вовлекая в него все больше учащихся 7–10 классов, а может и более младших школьников. И никто, кроме вузов, этого не сделает.

Об ограничениях для победителей

Подтверждают ли победители олимпиад свой талант и высокий уровень подготовки, поступив в вуз? Об этом подробно рассказал Виктор Садовничий, представивший результаты исследования успеваемости студентов, поступивших по итогам олимпиад. Его проводил Российский союз ректоров для анализа эффективности функционирования системы олимпиад школьников.

В последние годы школьники все активнее участвуют в олимпиадах: в прошлом году — около 500 тысяч человек, что на 17% больше показателей позапрошлого года. В этом году, по оценкам экспертов, число участников олимпиад должно увеличиться еще на 30%, этому будут способствовать новые правила проведения олимпиад, в частности, дистанционный первый тур. При этом увеличения числа победителей олимпиад, как отметил Виктор Садовничий, не ожидается, скорее наоборот, поскольку введены пороговые ограничения в 35% против 45% в прошлом году для победителей заочного и очного туров.

Большего всего среди участников олимпиад учащихся старших классов. Многие действительно воспринимают олимпиады как способ облегчить поступление в вуз. Всего в прошлом году льготами при поступлении воспользовались 16392 дипломанта олимпиад. 8114 человек были зачислены без вступительных испытаний. Это 1,6% от всего бюджетного приема. «Почти что погрешность», — прокомментировал ректор МГУ.

Однако из-за того, что внимание «олимпиадников» приковано к ограниченному количеству вузов, возникает ряд сложностей. Так, в прошлом году льготы победителям и призерам олимпиад предоставили 208 учебных заведений. И только 35 из них зачислили по 100 и более «олимпиадников». В лидерах МГУ (здесь 2045 «олимпиадников»), МГТУ им. Баумана (1147), ГУ-ВШЭ (826), СФУ (748), СПбГУ (698). На 5 вузов приходится 75% дипломантов Всероссийской олимпиады школьников — МГУ (38%), МГИМО (16%), ГУ-ВШЭ (9%), СПбГУ(8,5%), МФТИ (6%). «Многие мифы рождаются как раз вокруг этих пяти вузов, потому что в остальных вузах особых проблем нет», — пояснил Виктор Садовничий.

Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено исследование успеваемости студентов — «олимпиадников». Согласно его результатам, в сравнении с другими однокурсниками победители олимпиад учатся лучше, это бесспорно. На «хорошо» и «отлично» учатся 47,2% «олимпиадников» (тогда как по остальным студентам этот показатель 40,5%), их средняя отметка — 4,1 балла против 3,8 баллов у остальных студентов.

Виктор Садовничий рассказал о том, какие изменения ожидаются в правилах приема в вузы в следующем году. Во-первых, сократится количество олимпиад. В проекте Перечня на будущий год числится только 77 олимпиад школьников — их количество решено сократить после усиления проверки заявок на проведение олимпиад (суммарное количество экспертиз составило 4,3 тысячи — в 7 раз больше, чем в прошлом году). Во-вторых, «олимпиадники» смогут подавать документы только в один вуз, а не в пять, как в этом году.

По мнению обоих ректоров, это должно существенно упростить работу вузов и сделать понятнее ситуацию с поступлением для других абитуриентов. Как напомнил Ярослав Кузьминов, в этом году были случаи, когда на 100 бюджетных мест поступало 500 заявлений победителей олимпиад: «Другие абитуриенты — сильные, но не победившие на олимпиадах — приходили, смотрели на это с ужасом и уходили». Беда в том, что из 500 победителей олимпиад в результате могло остаться лишь 20 человек, остальные забирали документы.

«Такие ситуации явно алогичны, — отметил Кузьминов. — Очень надеюсь, что в этом году Минобрнауки примет однозначное, четкое правило, которое не ущемляет интересы абитуриентов, никак не влияет на возможности выбора. Но выбор — в какой вуз и на какую программу он хочет быть зачисленным без экзаменов — победитель олимпиады должен сделать заранее».

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала

Вам также может быть интересно:

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

ВШЭ в лидерах рейтинга университетов новой экономики АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в число лидеров рейтинга университетов новой экономики АЦ «Эксперт», который оценивает уровень удовлетворенности компаний качеством подготовки специалистов высокотехнологичных специальностей. ВШЭ заняла 1-3 место наряду с МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.

ВШЭ вновь улучшила позиции в международном рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики улучшила прошлогодний результат и заняла 120 место в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета» (MosIUR). В этом году рейтинг стал самым представительным в мире – впервые количество вузов в публикуемом списке достигло 1500 университетов.

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.

Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.

ВШЭ – единственный вуз из России по экономике и социальным наукам в рейтинге U.S. News Best Global Universities

ВШЭ улучшила результат в общем рейтинге U.S. News Best Global Universities. Сегодня американское рейтинговое агентство опубликовало сразу всю линейку мировых рейтингов 2019 года. ВШЭ впервые вошла в рейтинг по экономике и бизнесу, заняв 235 место и став единственным представителем из России.

Четыре программы ВШЭ вошли в топ-100 рейтинга QS Business Masters

ВШЭ представлена по четырем направлениям в топ-100 рейтинга магистерских программ по бизнес-образованию, который публикуется в третий раз международным агентством QS. ВШЭ показала лучший результат среди российских университетов.

ВШЭ выросла в рейтинге «Три миссии университета»

ВШЭ улучшила результат прошлого года и заняла 121 место в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета», несмотря на возросшую конкуренцию. В этом году рейтинг публикует список из 1200 вузов, что в 4 раза больше, чем в 2018 году.

ВШЭ вошла в топ-250 лучших вузов мира по трудоустройству выпускников

Высшая школа экономики перешла в более высокий диапазон рейтинга QS по трудоустройству выпускников (201-250), впервые за пять лет обойдя более сильных конкурентов. В этом году количество претендентов на попадание в рейтинг выросло на 15% (758 вузов), и в него вошло 36 новых университетов.

ВШЭ сохранила позиции в рейтинге ARWU

Высшая школа экономики устойчиво входит в Шанхайский институциональный рейтинг (ARWU), который известен строгими критериями отбора. В прошлом году ВШЭ впервые вошла в этот рейтинг и сейчас сохраняет позиции, несмотря на усилившуюся конкуренцию – более 50 новых университетов попали в рейтинг впервые.