• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политологи высокого полета

О политологии как науке, об особенностях подготовки политологов в Вышке, о своих пожеланиях абитуриентам и о карьерных перспективах выпускников в преддверии десятилетия факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ рассказывает декан Марк Урнов.

— Марк Юрьевич, в 1998 году факультет прикладной политологии был, если не ошибаюсь, пятым по счету гуманитарным факультетом Вышки после экономики, менеджмента, права и социологии. Нет ли у вас ощущения, что в социально-экономическом университете любой неэкономический факультет играет второстепенную роль?

 

  Корпоративная культура Вышки такова, что факультеты экономико-менеджериальной группы, действительно, играют здесь важную роль, и профессиональное мышление профессоров куда больше ориентировано на экономические процессы. Но мировой опыт показывает, что любой университет, классический или социально-экономический, должен иметь в своем составе структуру, занимающуюся политическими проблемами. Экономика и политика тесно переплетены во всем мире, а в России особенно, и чем дальше, тем теснее. Когда-то знаменитая и Лондонская школа экономики и политических наук называлась просто Лондонской школой экономики.

Так что ощущение второсортности факультета прикладной политологии в Вышке у меня никогда не возникало. Если в вузе есть только экономические факультеты, это ослабляет его позиции. А с учетом тенденции превращения ГУ-ВШЭ в классический университет без нас просто не обойтись.

— При этом экономическая составляющая в учебных планах факультета прикладной политологии весьма велика, как и на других гуманитарных факультетах ГУ-ВШЭ.

  Конечно. Экономики у нас намного больше, чем на аналогичных факультетах МГУ, МГИМО и РГГУ. И это очень хорошо. Современный политолог, не разбирающийся в экономических процессах, - фигура странноватая. Когда речь заходит о теории политического поведения, фундаментальная экономическая теория во многом пересекается с фундаментальной политологической теории. Ведь модели поведения человека экономического и политического в значительной степени схожи. В своих теоретических посылах экономика и политология часто пересекаются, у них возникает общее проблемное поле. Кроме того, политологу необходимо разбираться и в конкретной экономике, и в политической экономии. Под политической экономией я имею в виду не «Капитал» и прочую марксистско-ленинскую белиберду, а political economy - вполне достойную дисциплину, изучающую, как экономика влияет на политику и наоборот.

— Кого готовит факультет? Понятие «политолог», согласитесь, довольно широкое.

 Есть три серьезных направления, в рамках которых выпускник политологического факультета лучше всего может себя реализовать.

Первое направление, самое популярное, - это практик-пиарщик. Человек, который проводит избирательные кампании, формирует имидж политика или менеджера какой-либо структуры, имидж корпорации, партии и пр. Наши выпускники, специализирующиеся в сфере пиара, работают и в политических организациях, и в коммерческих фирмах. Экономический пиар отличается от политического углом зрения, а правильно подготовленный пиарщик - всегда «широкоформатный».

Второе направление - политическая аналитика.

Третье направление - собственно политология как наука, то есть исследования.

— В чем разница между вторым и третьим направлением?

  Политический аналитик и ученый-политолог в равной степени проводят исследования, но эти исследования разные, да и люди они разные.

Аналитик ориентирован на анализ прикладных проблем: победит ли кандидат на выборах, каковы тенденции общественного мнения, как люди относятся к реформе или какому-либо действию правительства и почему? В силу характера своей работы политический аналитик просто не может иметь узкую специализацию. Он должен уметь быстро отвечать на вопросы очень широкого спектра, объясняясь на обыденном языке, не «пугая» людей научными терминами. Он работает на власть, на топ-менеджмент компаний, выступая в роли эксперта-консультанта.

Что касается ученого-политолога, то он занимается наукой, которая, как известно, умеет много гитик. Он сам себе выбирает сферу интересов, темп его жизни совсем не такой, как у пиарщика и аналитика, и свою деятельность он планирует не на месяцы, а на годы.

—  Какое из трех направлений наиболее популярно у ваших студентов?

—  В нынешней ситуации значительная часть людей приходит на наш факультет для того, чтобы стать пиарщиками. Тех, кто предпочитает карьеру аналитика, несколько меньше, и еще меньше тех, кто хотел бы стать ученым. Это вполне логично. Пиарщик - это массовая и модная профессия, к тому же это непосредственная работа с людьми, к которой склонны очень многие наши студенты. А политическая аналитика и политические науки - это работа не столько с людьми, сколько с текстами, и по моим наблюдениям, тех, кто имеет психологическую склонность именно к политическому анализу, среди наших студентов меньше.

— Вы могли бы описать среднестатистического абитуриента или студента факультета прикладной политологии?

  Я возглавляю факультет пятый год, но не возьмусь нарисовать «коллективный портрет» наших студентов, а тем более абитуриентов. Конечно, как и в каждом вузе, у нас есть и Богом поцелованные, и те, на кого, наверное, Бог не обратил особого внимания. На каждом курсе 15-20 человек - фантастические, блестящие ребята! Сильный интеллект, склонность к анализу, возможность осваивать огромное количество информации, которая на них «наваливается» в Вышке.

—  Политологию не изучают подробно в школе, есть только небольшой раздел в курсе «Обществознание». Для каких абитуриентов предпочтителен ваш факультет? Какие у них должны быть интересы, склонности, предпочтения по жизни?

  Политология - это наука о политике, наука о власти, или, если хотите, наука о жизни с политической точки зрения. Политолог изучает, в какой мере те или иные люди и группы обладают властью, то есть заставляют других делать то, что считают нужным, или влияют на тех, кто обладает властью. Под таким углом зрения можно отслеживать ситуацию в экономике, в семейной жизни, в трудовых коллективах и проч. Это означает, что для наших студентов очень важно быть открытыми для получения самых разных, качественно разнородных знаний.

Политолог высокого полета должен иметь полное представление об окружающем мире, включая понимание основных идей теории относительности и квантовой механики. Такой политолог является экспертом с системным мышлением, у которого выработалось свойство разделять главное и второстепенное при анализе самых разных проблем.

Еще необходимы некоторые знания математики - для нас это инструмент, которым нужно овладеть и уметь пользоваться. Очень важно, чтобы политолог умел не только сам что-либо посчитать, но и грамотно поставить задачу математикам, когда сам посчитать не может. Политологу важно, чтобы математик быстро понял его и сделал то, что требуется. Кстати, с этого года каждый билет на госэкзаменах по политологии у бакалавров содержит один вопрос по математике.

Похожие отношения у политологов с экономистами: мы должны представлять себя процессы, происходящие в экономике, но, если дело доходит до тонкостей, уметь сформулировать коллеге задачу.

Что же касается школьников, которые хотят связать свое будущее с политологией, то, очевидно, они должны хорошо разбираться в политической и экономической географии, понимать демографические проблемы, любить историю, чувствовать социологическую цифру, интересоваться психологией и, конечно, экономикой, если решили поступать в Вышку.

—  А у вас лично какие отношения с экономикой?

  Я кандидат экономических наук и пришел в политологию из экономики.

—  Какой курс вы читаете студентам? Трудно ли сдать вам экзамен?

Я читаю «Введение в политологию» на первом курсе. С первого раза сдают чуть больше половины студентов. На третий раз сдают почти все, но не могу сказать, что это легко.

Я ведь в прошлой жизни политический аналитик, на занятиях стараюсь говорить как можно проще. И эта «понятность» оказывается коварной - материал кажется легким и относительно небольшим по объему. Но когда дело доходит до подготовки к экзамену, выясняется, что объем информации чудовищный, и его очень тяжело освоить, если не отслеживал его ежедневно.

В экзаменационном билете всего один вопрос, и студенты могут приносить с собой что угодно - мои раздаточные материалы, учебники, шпаргалки, ноутбуки. При подготовке к ответу они могут свободно выходить из аудитории. Но вопрос в билете - это только начало. Из десятиминутного разговора на него тратится минуты полторы, а дальше мы беседует по всему курсу. Я не садист и не зверь, я не гоняю по деталям. От студента мне нужно понимание основ, о которых он либо слышал на лекциях и семинарах, либо должен был прочитать. Я должен видеть, что у него или у нее сформирована система представлений о будущей специальности. На семинарах по «Введению в политологию» студенты, помимо прочего, обсуждают художественные произведения: «1984» Оруэлла, «Мы» Замятина, «Легенду о Великом инквизиторе» Достоевского, «Дар» Набокова и т.д.

—  Где вы работали до прихода в Вышку?

  Много где работал. Начал с Конъюнктурного института Министерства внешней торговли, потом пришел в ИМЭМО к академику Револьду Михайловичу Энтову. Был период в моей жизни, когда я занимался социологическими исследованиями и психологией.

Так что по собственному опыту могу сказать, что знание азов экономики, социологии, психологии и психиатрии очень помогает в понимании политических процессов.

В середине 1990-х годов я возглавлял Аналитическое управление Президента России, потом был первым заместителем Владимира Мау, ныне ректора Академии народного хозяйства, в Рабочем центре экономических реформ при Правительстве России. Так что и по коридорам власти я походил.

— Связи во властных структурах помогают привлекать к работе со студентами людей из реальной политики?

  Да, я многих своих знакомых «затаскиваю» на факультет, пользуясь своими связями, и количество практиков среди преподавателей у нас постоянно растет. Политическим аналитикам и ученым-политологам нужно общаться между собой. Аналитику временами очень полезно бывает утереть пот со лба и посмотреть на звезды, а ученому важно периодически опускать взор на землю. Многие наши преподаватели работают политическими консультантами, сотрудничают с политическими партиями или другими общественными организациями.

— Почему десять лет назад был открыт факультет не просто политологии, а прикладной политологии?

Тем самым подчеркивается наша ориентация не столько на академическую науку, сколько на практику. В этой связи у нас гораздо больше связей с работодателями, чем на многих других политологических факультетах. Набор предлагаемых нами прикладных дисциплин расширяется. С 2007 года мы набираем студентов на обучение по специальности «Реклама». На факультете открыта кафедра рекламы, думаем о создании еще нескольких прикладных кафедр. Словом, развиваемся...

Беседовал Борис Старцев

 

Вам также может быть интересно:

Политологи ВШЭ рассказали о своих исследованиях на встрече APSA

В Сан-Франциско прошла 111-я ежегодная встреча Американской ассоциации политической науки (APSA) — одна из наиболее масштабных международных конференций в сфере политологии. Ученые ВШЭ представили свои исследования на таких панелях форума, как «Финансовая политика в федеральных системах», «Социальная политика в недемократиях: динамика обсуждений социальной политики в России», «Должностные лица и выборы в развивающихся странах», «Власть в мировой политике XXI века».

Политическая наука узнаёт больше, но о меньшем

Декан факультета социальных наук Андрей Мельвиль размышляет о том, куда двигается современная политическая наука.

Евгений Ясин: «Вышка, РЭШ, Институт Гайдара — это восстановление того уровня науки, который был в России до революции»

В издательстве «Новое литературное обозрение» (НЛО) увидела свет книга Андрея Колесникова «Диалоги с Евгением Ясиным» — интеллектуальная биография научного руководителя ВШЭ. В день рождения Евгения Григорьевича публикуем несколько фрагментов из книги.

Ярослав Кузьминов дал интервью радиостанции «Эхо Москвы»

О прошлом и настоящем российского образования, об истории создания Высшей школы экономики и ее сегодняшнем дне, о Лицее Вышки ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал в программе первого главного редактора и основателя радиостанции «Эхо Москвы» Сергея Корзуна.

Юбилей коллектива Института демографии ВШЭ

Коллектив Института демографии НИУ ВШЭ в этом году отмечает 25-летие своей деятельности.

Создание Школы и продвижение реформ

27 ноября в Высшей школе экономики завершилась юбилейная конференция, приуроченная к 20-летию ВШЭ. Круглый стол последнего дня конференции был посвящен обсуждению хода российских реформ, роли НИУ ВШЭ в их формировании и продвижении, а также особенностям Вышки как своего рода «продукта» реформ.

«Наша стратегия — стабильный рост»

8 декабря Институт профессиональной переподготовки специалистов (ИППС) ГУ-ВШЭ отмечает свое 15-летие. О создании института, его программах и достижениях рассказывает директор ИППС Татьяна Григорьева.

Политика и политическая наука в меняющемся мире

19 ноября в пресс-центре РИА «Новости» состоялся круглый стол на тему «Политика и политическая наука в меняющемся мире: навстречу V Всероссийскому конгрессу политологов».

«Мы — среди лидеров»

19 ноября факультет социологии ГУ-ВШЭ отмечает свой 10-летний юбилей. О создании и развитии факультета, его месте в социологическом образовании в России рассказывает декан факультета Александр Чепуренко.

По менталитету мы недалеки от "топовых" вузов Запада

Скоро начнутся вступительные экзамены. Все больше вопросов и от абитуриентов, и от их родителей, и от журналистов: что такое Вышка, что в ее жизни самое главное, в чем причина ее динамичного развития? Об этом рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.