• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

RSSLE-2011: новый уровень экономических исследований

С 3 по 9 июля в Подмосковье проходила пятая Российская летняя школа по экономике труда (RSSLE-2011), организованная Лабораторией исследований рынка труда ВШЭ и кафедрой экономики труда и народонаселения ВШЭ.

Летняя школа, отмечавшая в нынешнем году свой первый юбилей, собрала около двадцати человек, представляющих исследовательские центры и университеты Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Вологды, Тюмени, Улан-Удэ, Уфы, Иркутска, других городов России, а также Минска и Баку. Отбор участников, как и в предыдущие годы, был достаточно жестким: до подмосковного санатория «Липки», где в течение недели проходила школа, добрался лишь каждый третий из первоначальных заявителей. А оценивать исследовательские проекты, подготовленные участниками RSSLE-2011, и, конечно, выступать с лекциями и мастер-классами предстояло команде из шести экспертов, среди которых были, например, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, заместитель директора ЦеТИ Ростислав Капелюшников, профессор Российской экономической школы Ирина Денисова.

«Для команды, которая проводит RSSLE, каждая школа — юбилейная, потому что она всякий раз требует отдельных интеллектуальных и организационных усилий, — рассказал руководитель, лектор и эксперт школы RSSLE-2011, проректор ВШЭ Сергей Рощин. — С одной стороны мы рады, что выработали определенный формат проведения школы, который доказывает свою эффективность — это сочетание лекций и мастер-классов ведущих экспертов в области экономики труда и обсуждения проектов участников и методологии исследований. Мы традиционно сохраняем и такой элемент работы, как групповые задания для участников школы, выполнение которых позволяет достаточно быстро отработать те методологические рекомендации и советы, которые были высказаны экспертами. Но есть в организации нынешней школы и существенное отличие: впервые всю неделю на школе провели эксперты, наши коллеги, работающие не в России, речь идет о профессоре экономики Университета Париж-1 Пантеон Сорбонна Михаиле Андреевиче Соллогубе и Александре Муравьеве, который уже около десяти лет работает в Бонне в Институте исследований труда (IZA) — независимой организации, международная исследовательская сеть которой включает ведущих специалистов по рынку труда из разных стран. В рамках IZA он является одним из руководителей программы "Рынки труда в переходных и развивающихся экономиках"».

Александр Муравьев
Александр Муравьев
«Меня очень интересует проблема становления российской экономической науки, — так Александр Муравьев объяснил мотивы своего участия в школе. — Мне хотелось понять, в каком состоянии находятся исследования экономики труда в России, хотелось посмотреть, какие вопросы здесь исследуются, где находятся точки роста. Некоторые подвижки я замечаю, но исследовательский интерес концентрируется пока лишь в отдельных вузах в двух-трех регионах России. Школа в этом смысле выполняет огромную работу, указывая то направление, по которому российским исследователям рынка труда необходимо двигаться. Результаты проявляются, например, уже в том, что те люди, которые приехали на RSSLE во второй раз, представили более качественные проекты, чем те, кто оказался на школе впервые».

Помимо оценки проектов, в ходе школы Александр Муравьев представил свою работу о функционировании институтов рынка труда в переходных экономиках и их влиянии на занятость, написанную совместно с Хартмутом Леманном. Другая лекция, прочитанная им на RSSLE-2011, была посвящена законодательству о защите занятости и его влиянию на рынки труда.

По мнению А.Муравьева, российский рынок труда по способу своего функционирования и регуляции серьезно отличается от европейского, однако не является абсолютно уникальным. Так, после кризиса 2008 года на рынке труда Германии использовались похожие на российские формы поддержания занятости. Другое дело, что применение этих механизмов (сокращение зарплат и рабочего времени вместо массовых увольнений) достигает в российской практике значительно больших масштабов.

Сергей Рощин
Сергей Рощин
Проблемы влияния институтов на рынок труда вообще оказались в центре внимания на RSSLE-2011. «Мы каждый год выбираем новый фокус, в котором рассматриваем рынок труда, — поясняет Сергей Рощин. — Нынешнюю тему мы выбрали потому, что и на международном уровне, и для российской экономики все более существенной становится оценка эффективности воздействия институтов на функционирование экономики и благосостояние людей. Это, казалось бы, очень интересные вопросы, но они очень не просты для анализа. За последние пятнадцать-двадцать лет в этом направлении многое наработано в мировой науке, чего, к сожалению, нельзя сказать о российской. Исследования, проводимые в Высшей школе экономики, гораздо более интегрированы в стандарты и методологию, которые существуют на мировом академическом рынке. В регионах ситуация значительно хуже, и одна из задач школы заключалась как раз в том, чтобы преодолевать эти разрывы, ориентировать участников на стандарты исследований, принятые в современной мировой науке».

«Проблема заключается еще и в том, что в России под экономикой труда обычно понимается совсем не то же самое, что в других странах, — добавляет С.Рощин. — Если в labor economics при изучении рынка труда и трудовых отношений используется современная экономическая методология, то большинство российских коллег под экономикой труда понимает в основном менеджерские проблемы: управление персоналом, нормирование и организация труда и так далее. В России курсы labor economics читаются буквально в трех городах. И тем более не хватает аналитики, связанной с прикладными исследованиями, которые необходимы, в том числе, для выработки национальной и региональной политики на рынке труда».

Михаил Соллогуб
Михаил Соллогуб
С тем, что разрыв между российскими и международными подходами к экономическим исследованиям необходимо преодолевать, согласен и другой эксперт RSSLE-2011, профессор экономики Университета Париж-1 Пантеон Сорбонна Михаил Соллогуб. «С Сергеем Юрьевичем Рощиным мы знакомы давно: он был одним из моих первых слушателей, когда я приезжал в Москву с лекциями в начале девяностых, а затем он приезжал стажироваться к нам в Париж, — рассказал профессор Соллогуб. — Мне нравится то, чем он занимается здесь, как пытается продвигать исследования в области рынка труда в России, и важно, чтобы аналитический подход к подобным экономическим проблемам перенимался российскими исследователями. Я рад поспособствовать этому процессу».

«Я хотел показать российским коллегам, как ведется исследовательская работа на международном уровне, каким критериям она должна отвечать, — продолжил Михаил Соллогуб. — Кроме того, я каждый день в качестве эксперта общался с участниками школы, рассматривая их проекты, что-то критикуя, что-то советуя. Главной задачей было направить их усилия в верную сторону. Проекты были разнообразные — от исследований региональных рынков труда до проблемы «утечки мозгов». Но и их авторы также представляли достаточно любопытный «срез» исследователей: на школу приехали не только экономисты, но и социологи и даже менеджеры. Уровень российских экономических исследований растет, его уже невозможно сравнить с тем, что я видел здесь в середине девяностых годов, когда проведение подобной школы нельзя было себе даже представить.

Но некоторые принципиальные проблемы остаются. Российским исследователям не хватает времени. Исследование, вообще говоря, очень затратный во временном отношении процесс: нужно полностью погрузиться в его методику, в анализ данных, отключившись от посторонних вещей. Американские и французские коллеги имеют такую возможность, им платят именно за проведение исследовательской работы, отсюда и соответствующие результаты. К сожалению, в России я такой практики не наблюдаю, а ведь это важно еще и для возникновения общей научной среды, в которой исследователи говорили бы на понятном друг другу методологическом языке. Этот диалог мы и пытались наладить на летней школе».


Своими впечатлениями от работы на RSSLE-2011 поделились и некоторые участники летней школы.

 

Максим Чирков, доцент кафедры налогов и налогообложения Алтайского государственного университета:

— Я вообще первый раз оказался на летней школе и, честно говоря, не знал, чего ожидать. Просто хотел рассказать о своем проекте (я исследовал социально-демографические факторы, оказывающие влияние на рынок труда в Алтайском крае), поделиться опытом и получить некоторые замечания и оценки для выбора дальнейшего направления работы. Но впечатления от школы остались яркие, ее программа оказалась очень насыщенной, нам предлагали различные интенсивные курсы, которые для меня в большинстве своем были новыми, так что скучать не приходилось. Могу только позавидовать тем, кто на эту школу приезжает регулярно.

  

Руфат Эфендиев, ведущий научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Азербайджана:

— Проект, который я представил на школе, был связан с проблемой «утечки умов». Эта тема меня интересовала в контексте докторской работы, которую я сейчас пишу, но думаю, что она актуальна почти для всех стран бывшего СССР. Что говорить, если один из наших постоянных экспертов Александр Муравьев, долгие годы работающий в Германии, сам является «примером» этой проблемы? Уезжая за рубеж, исследователи нередко теряют связи с академическим сообществом в своих странах, но важно помнить, что они не потеряны как партнеры. Эта школа является тому подтверждением.

  Наталья Кузнецова, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Байкальского государственного университета экономики и права:

— О RSSLE-2011 узнала от своих коллег, решила проявить инициативу, и так получилось, что мой проект, посвященный кадровой безопасности в организации, отобрали для участия в школе. Я ехала сюда для повышения квалификации, но только здесь поняла, почему это мероприятие называется школой. Нам представили качественно иной подход к исследованиям: фактически нас заново учили их проводить, заново учили тому, что такое экономика труда. Для меня самым большим потрясением было узнать, как на самом деле можно проводить экономический анализ. Придется в целом переосмысливать свое отношение к экономическим исследованиям.

  

Елена Максютина, доцент кафедры экономики филиала Казанского федерального университета в Набережных Челнах:

— Я приехала на школу познакомиться с современными методами и направлениями исследований по labor economics. Мне также было интересно мнение коллег и экспертов по теме моего исследования, а занималась я анализом гендерных особенностей рынка труда в Татарстане. Эксперты порекомендовали мне изучить эту проблему на примере КАМАЗа — нашего крупнейшего предприятия. Очень рада, что одну из лекций нам читал Ростислав Капелюшников, которого я считаю классиком теории человеческого капитала, удалось с ним пообщаться и получить ответы на многие интересовавшие меня вопросы. Весь багаж знаний и информации, который я отсюда увожу, хочу использовать в дальнейшем, тем более что в нашем университете в наступающем году впервые открывается набор бакалавров по направлению «Экономика труда».

  

Оксана Ерофеева, заведующая кафедрой экономики финансов Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета:

— Мне посчастливилось быть на школе уже во второй раз. Я подавала заявку и в прошлом году, но тогда плохо представляла себе формат мероприятия. В этом году я ехала, четко понимая, что меня ждет очень интенсивная работа, и свой проект (анализ взаимосвязи производительности труда и уровня зарплаты в белорусской экономике) я постаралась разработать с учетом той критики, которую я услышала год назад. Первая половина дня отводилась на общение с экспертами, в том числе прослушивание их лекций и мастер-классов. А во второй половине дня мы обсуждали проекты, узнавали, кто какими исследованиями занимается, делились друг с другом опытом преподавания. Кроме того, интересно было работать над групповым проектом, нам досталась неординарная тема: как принадлежность к той или иной религиозной конфессии влияет на поиск работы в странах Закавказья. Эксперты присудили нашему проекту приз за оригинальность, и думаю, что из этой темы может вырасти совместная статья. А с двумя коллегами из России мне и вовсе удалось обсудить возможность подачи заявки на проведение совместных исследований. Так что моя программа пребывания на школе оказалась перевыполненной.

  

Лариса Арсланова, ассистент кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета:

— Приехала на школу в надежде понять, стоит ли мое исследование того, чтобы его продолжать. Меня занимала проблема влияния профсоюзов на уровень заработанной платы: остаются ли они реальными институтами, воздействующими на рынок труда, или их роль формальна? Хотелось услышать по этому поводу мнения экспертов, собрать их критические замечания и сделать что-нибудь стоящее. Необычно было видеть «вживую» мэтров экономики труда, они оказались интересными людьми не только как профессионалы, но и в плане человеческого общения.

  

Ирина Глухих, ассистент кафедры экономической географии Башкирского государственного университета:

— Хотелось получить дополнительные знания, овладеть эконометрическим инструментарием и методологией, которые используются для анализа причинно-следственных связей на рынке труда. Думаю, что информация, полученная здесь, поможет мне сделать экономико-географические исследования рынка труда, которыми я занимаюсь, более доказательными. Это возможность обрести новый взгляд на те проблемы, которые мы раньше упускали из виду. На школе мы также встречаемся со специалистами разных направлений исследований, что очень важно для налаживания академических связей. Кроме того, это отличная возможность пообщаться с коллегами и признанными экспертами в этой области в неформальной обстановке. В общем, уезжаю отсюда с новыми планами и новыми идеями.

  

Ксения Устинова, аспирант Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук:

— У меня уже были некоторые наработки по теме, схожей с темой нынешней летней школы, поэтому я и подала заявку на участие в RSSLE-2011. Я знала о качестве исследований, проводимых в Высшей школе экономики, поэтому иллюзий относительно уровня своей работы не питала. Я даже была удивлена, что меня пригласили. Самое важное, что я за эту неделю узнала, — это методология исследований, которой мало где учат всерьез. Здесь мне удалось существенно продвинуться в понимании основных методологических аспектов и построения исследования в целом. И еще мне очень понравилось участвовать в разработке коллективного проекта. За три дня сгенерировать идею, развернуть ее и проектно представить — это, с одной стороны, научный вызов, а с другой — ценный опыт, который пригодится в дальнейшей работе.

  

Екатерина Чуева, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала Российского государственного торгово-экономического университета в Саратове:

— Что меня удивило на RSSLE-2011 по сравнению с теми школами, на которых я бывала, так это демократичность и открытость общения. Часто на летних школах лекторы и эксперты дистанцируются от аудитории, держатся особняком. Здесь же всем находится место, все получают возможность высказаться, и материал подается таким образом, что чувствуется заинтересованность организаторов в реальном распространении знаний. Не все владеют современным инструментарием для проведения исследований, но каждый из нас получил возможность с ним познакомиться, что-то перенять, установить для себя ту профессиональную планку, к которой нужно стремиться в исследовательской работе.

  

Лариса Ильина, доцент кафедры экономики и управления организацией Самарского государственного технического университета:

— Я участвую в школе во второй раз, приятно было встретиться с теми, с кем познакомилась здесь в 2009 году, получить новый импульс для творчества, отличного от рабочей деятельности, и задать планку исследований, до которой мы пока что не дотягиваем. Скажем, в регионах есть возможность поработать с предприятиями (в Самарской области много развитых производств — от нефтяных до аэрокосмических), получить микроданные, провести опросы — все это я делала, но проблема в том, что в дальнейшем эти данные по существу не используются. Сейчас, благодаря школе, зародилась идея довести те данные, которые я собирала, до ума; будем надеяться, сил на это хватит.



Добавим, что, как подтвердил Сергей Рощин, очередная, шестая по счету, Российская летняя школа по экономике труда состоится в 2012 году.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.