• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ оценил влияние мировых трендов на российскую систему образования

НИУ ВШЭ оценил влияние мировых трендов на российскую систему образования

© iStock

Наибольшую поддержку российских респондентов получили тренды о соавторстве ученика и учителя в процессе обучения и преподавания, о необходимости обеспечить равный доступ к образованию для всех категорий населения, а также тренд «очеловечивания» образования. 

Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ подвела итоги опроса участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО), а также проинтервьюировала экспертов и школьников на тему «Насколько мировые тренды, зарождающиеся в образовании, способны повлиять на отечественную систему в 2022 году?». Для иллюстрации происходящих изменений организаторы исследования приводят примеры российских стартапов и компаний, которые уже осваивают новые ниши.

Педагогическим дизайнерам, экспертам и школьникам из 70 регионов России было предложено прокомментировать 10 мировых трендов, опубликованных в ежегодном публичном докладе Innovative Pedagogy. При этом их попросили отметить, какие из предложенных трендов наиболее актуальны для российской системы образования и что мешает появлению или усилению того или иного тренда.

Приводя результаты опроса, его организаторы подчеркивают, что зарубежные и российская системы образования стремительно меняются в результате мер, которые государства вводили во время пандемии COVID-19. Не случайно примерно половина (из 10) представленных мировых трендов связана с цифровизацией образования. А это, в свою очередь, является гарантией того, что уникальные сегодня технологии продолжат развитие, став уже в обозримом будущем частью массового образования.

Другим следствием пандемии можно считать тот факт, что в образовании сложился и усиливается тренд, связанный с эмоциональным интеллектом, управлением образовательным процессом с помощью данных об эмоциях, настроении и отношениях между его участниками. Такое «очеловечивание» образования, личностно-центрированный подход должны, как полагают эксперты, привести к персонализации, а также индивидуализации процесса обучения, что благотворно отразится на успехах детей. «Уроки, на которых ученики испытывают положительные эмоции, лучше запоминаются», — напоминает 17-летний призер Всероссийской олимпиады по географии Артем Голиков из подмосковных Химок. С этой позицией (тренд «Работа с настроением ученика для более эффективного обучения») согласны 22,8% инноваторов.

Еще одним принципиально значимым трендом, в том числе для российской образовательной экосистемы, является тренд, связанный с необходимостью обеспечить равные возможности доступа к образованию для всех категорий населения. С этим тезисом согласны 37,3% экспертов.

Чаще всего детей, будь то в России или европейских странах, отдают в какое-то образовательное учреждение, расположенное через дорогу. Следовательно, ребенку автоматически ограничивают круг выбора образовательных учреждений. «Особенно эта проблема актуальна для небольших городов и поселков. Считаю, что инновационные образовательные центры должны быть доступны для всех», — делится мнением участник «Кружкового движения», проектных школ и многократный участник олимпиады НТИ 17-летний Даниил Новоселов из Нефтеюганска.

Диана Королева

«Крайне важно, что сегодня об этом говорят не только исследователи, интересующиеся данной темой, но и инноваторы и сами школьники», — подчеркивает Диана Королева, автор исследования, директор КИвО и заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ.

Самую дружную поддержку респондентов в России вызвал мировой тренд, утверждающий, что «ученик — соавтор процессов обучения и преподавания». С этим педагогическим постулатом согласны 55,6% отечественных инноваторов.

Екатерина Рыбакова

Образование — это не только погоня за знаниями, это отношения между людьми в первую очередь. «Именно опыт взаимодействия разных личностей образует в ребенке что-то новое, чего раньше у него не было: знание, интерес, увлеченность, стремление, понимание себя. И в этом смысле, если учитель выстраивает такие развивающие отношения, ученик непременно является соавтором образовательного процесса», — комментирует сооснователь и президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова.

Чаще об этом тренде говорят молодые проектировщики процесса образования, не работающие в школе. Эксперты отмечают, что на рынке уже есть проекты, построенные на соавторстве ученика и учителя, но массово применять их пока невозможно. Мешает низкая мотивация учителей и ограниченность ресурсов школы для создания новых образовательных продуктов. Помогают — фокус на персонализацию и цифровые технологии.

«Маловидимые сегодня, но набирающие силу изменения можно сравнить с устьем, которое буквально у нас на глазах становится полноводной рекой. Понимание происходящих новых процессов помогает российским инноваторам выбрать нишу и оседлать волну, образовательным политикам — сформировать стратегию, а пользователям — выстроить для себя интересный образовательный маршрут», — отмечает Диана Королева. В результате происходит обратный процесс: ручейки российской инициативы впадают в общий поток и формируют мировой океан образования.

Ежегодно группа ученых Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) совместно с исследователями Лаборатории искусственного интеллекта и человеческих языков Института онлайн-образования (Пекин) готовит публичный доклад Innovative Pedagogy. В нем собраны образовательные тренды, которые влияют на сферу образования, но еще не получили широкого распространения. В 2021 году в доклад вошли 10 ключевых трендов, которые, по мнению регулярного издания, значительно повлияют на мировую образовательную среду.

Смотреть результаты опроса полностью

Вам также может быть интересно:

В Общественной палате РФ объявлены победители двух конкурсов инноваторов

Это Конкурс инноваций в образовании (КИвО-2021) и Всероссийский конкурс молодежных идей социальных и образовательных инноваций «Голос инноватора». Оба были проведены Высшей школой экономики: КИвО-2021 — совместно с Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, «Голос инноватора» — при поддержке Росмолодежи.

Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта

Всего на Конкурс инноваций в образовании (КИвО),организованный Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, в 2021 году поступило 518 заявок. 16 июля состоялся demo-day для выпускников летней школы-акселератора в рамках конкурса. Финалисты КИвО будут объявлены в сентябре, мероприятия финала состоятся офлайн в октябре в Москве. Главный приз — образовательный грант.

Стартовал прием заявок на Конкурс инноваций в образовании - 2021

В этом году Конкурс инноваций в образовании (КИвО), организованный НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, состоится в восьмой раз. Помимо российского трека, впервые пройдет КИвО – Казахстан при партнерской поддержке Казахского национального университет им. Абая.