• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

В этом году на конкурс поступило 220 заявок из 63 регионов России и стран ближнего зарубежья. Как обычно, проекты, представленные командами инноваторов, находились на разных стадиях — от идеи до готового продукта.

Жюри выбрало 30 лучших проектов, которые были представлены 21–22 декабря на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании». Аллея (общая протяженность — более 30 метров) представляла собой череду стендов, расположенных на первом этаже здания Института образования НИУ ВШЭ. Перед тем как определить победителя, члены жюри имели возможность пройтись по аллее и задать вопросы авторам проектов, которые ждали их у своих стендов.

Это новый формат проведения финала конкурса, в предыдущие годы победители выбирались из числа финалистов по результатам коротких питчей со сцены. Как отметил представитель компании MAXIMUM Education Александр Хвостов, в шестой раз вошедший в состав жюри, «каждый очередной конкурс — это тоже инновация». Организаторов конкурса можно было отличить от участников и гостей по стильным прическам и черным фартукам с эмблемой КИвО и креативными слоганами — например, «Готовим инновации к выходу в свет» (такие фартуки получили в подарок все финалисты).

Заместитель гендиректора издательства «Просвещение» Ольга Жигалева рассказала, что сразу после посещения стартап-аллеи поделилась информацией о представленных там проектах с коллегами из редакционных подразделений издательства и они дали обратную связь, кого стоит наградить, кого отметить, а в каких проектах, напротив, они видят риски. «Мнения были противоположными, тем более что многих из вас коллеги знают: среди финалистов есть те, кто уже известен на рынке образовательных продуктов и сервисов», — добавила она.

Ольга Жигалева подчеркнула, что в этом году на конкурс было представлено очень много цифровых проектов и это закономерно. В свою очередь, «Просвещение», считающееся немного консервативным издательством, старается пробовать и активно развивать технологические решения, например редактировать тексты и иллюстрации с помощью искусственного интеллекта.

Надежда Бысик, Дмитрий Земцов
© Высшая школа экономики

Обращаясь к финалистам, проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов рассказал, что первую конференцию по интерактивным образовательным технологиям он вместе с будущим ректором Вышки Никитой Анисимовым проводил в МГУ еще до возникновения КИвО. «И мы были очень счастливы, когда этот конкурс появился, потому что он помогал коллегам увидеть, что они не в одиночестве, что есть другие такие же увлеченные люди, которые хотят делать наше образование лучше, интереснее, ярче, содержательнее, глубже», — отметил он.

Дмитрий Земцов поблагодарил финалистов конкурса за то, что они не теряют веру в постоянное обновление образования, и пригласил их в дальнейшем поддерживать диалог с Институтом образования НИУ ВШЭ, ведь его миссия также заключается в том, чтобы делать образование лучше.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование». Награду Дмитрий Земцов вручил исследователю этой компании Надежде Бысик.

Как рассказала Надежда Бысик в интервью новостной службе «Вышка.Главное», проект «Ассистент учителя» представляет собой инновационный сервис, который помогает учителю провести осознанную рефлексию своего урока. Для этого нужно сделать аудиозапись урока, загрузить ее в приложение, которое выдаст полную стенограмму, а затем с помощью ИИ проанализирует ее.

Например, модель может определить, сколько времени на уроке звучал монолог учителя, сколько он вел дискуссию с учениками, а сколько была тишина. С помощью более сложной модели, которая работает не со звуком, а со словами, можно оценить эмоциональную модальность речи — когда учитель был рассержен, а когда, наоборот, хвалил учеников. Более сложные метрики позволят выделить начало урока, решение вопросов дисциплины, постановку цели и проч. В итоге учитель получает отчет о своем уроке в формате PDF.

«Наш продукт помогает учителю рефлексировать, и вопросы для рефлексии есть в каждой из 15 метрик, — поясняет Надежда Бысик. — Каждый коллега может себя спросить, например, хотел ли он сам говорить на уроке столько времени или хотел бы увеличить продолжительность дискуссии. Эта информация размещается в личном кабинете учителя, ее может просматривать только он, но в перспективе с ее помощью он сможет организовать взаимодействие с наставником».

Сейчас приложение «Ассистент учителя» представляет собой тестовый продукт. В этом году компания «СберОбразование» заключила договоры со школами, которые присылали списки своих учителей, желающих поучаствовать в проекте, и им предоставлялся бесплатный доступ. В перспективе, вероятно, школы смогут оформлять подписку на «Ассистента». Не исключено, что целевая аудитория проекта будет расширена.

«На Конкурсе инноваций в образовании я пообщалась с коллегами, которые говорили мне, что наше приложение может вызвать интерес у бизнес-тренеров. Их основным инструментом является речь, и для них важен анализ и своих выступлений, и выступлений коллег, работающих в соседних аудиториях», — отмечает Надежда Бысик. По ее мнению, КИвО полезен тем, что здесь не просто обсуждают конкретные проекты, но и говорят об инновациях в образовании в целом, а заодно получают возможность рекламировать свои разработки.

Помимо абсолютного победителя, на КИвО-2023 были определены победители в номинациях, в том числе в номинации «Самостоятельное обучение» от стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», победителем в которой стал проект «Экспланер». Команда получит финансовую поддержку на его развитие.

Победителей в номинациях также определили Департамент образования и науки города Москвы, издательство «Просвещение», компании Ultimate Education, ROBBO, MAXIMUM Education и «Фоксфорд», а также виртуальная энциклопедия Altairika. Полный список победителей можно найти здесь.

Диана Королева, директор Конкурса инноваций в образовании:

Я рада, что из года в год КИвО растет и выходит за пределы коротких мероприятий или событий для небольших элитарных групп. На этот раз мы провели его в рамках двухдневной конференции, которую посетили более 500 человек. Попробовали новые инновационные форматы, придумали много классных, небольших, но запоминающихся фишек, как, например, фартуки создателей инноваций. Участники конкурса получили доступ к контенту конференции, поучаствовали в дискуссиях, и, по-моему, для них это оказалось не менее важно и значимо, чем продвижение своих проектов.

В этом году на конкурсе были представлены самые разные проекты, которые в той или иной мере иллюстрируют мировые образовательные тренды, актуальные и для России. Надеюсь, для одних команд КИвО станет хорошим стартом, для других — стимулом к дальнейшему развитию.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».