• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

Фото: Екатерина Кудрявцева

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

Директором ЛИФШ выступил заведующий проектной лабораторией Михаил Павловец, его заместителем — стажер-исследователь этой лаборатории Маша Орловская.

Летняя историко-филологическая школа не только помогает старшеклассникам в профориентации и дает знания по истории, филологии и истории искусств. Главное здесь — диалог единомышленников, увлеченных гуманитарными науками. Участников ЛИФШ привлекают не подготовка к олимпиадам или именитые педагоги, но академическое знание и возможность открытой и равноправной дискуссии с преподавателями и сверстниками.

Михаил Павловец

Формат предметной летней школы отличен от формата лагеря или курсов, отмечает Михаил Павловец: «Ты оказываешься в плотной среде единомышленников, людей с близкими тебе интересами (тогда как в обычном твоем окружении таковых раз-два и обчелся), и под началом тех, кто превратил эти интересы в профессию». По его словам, такой формат отличен и от школ подготовки к олимпиадам: «Та же задача решается не через целенаправленную муштру по постепенно закостеневающим канонам олимпиадных заданий, а через погружение в особую среду поиска новых знаний, научной коммуникации и пробы себя в качестве докладчика, дискутанта, автора творческого проекта и т.п. Поэтому, как мне кажется, формат ЛИФШ — просто отличен».

Уникальность школы — и в системе отбора. Академическая программа структурирована по образу индивидуального учебного плана студентов университета. Это важно, с одной стороны, для учета интересов и потребностей каждого участника, а с другой — позволяет определить наиболее мотивированных старшеклассников. Чтобы попасть в школу, от кандидата требуется логически выверенное мотивационное письмо, в котором он отразит свой интерес к школе и определенным семинарским курсам.

Виктория Агуреева

Участница ЛИФШ Виктория Агуреева говорит, что школа помогла ей погрузиться в любимый вид деятельности: «Я больше узнала о тех сторонах филологии, о которых не задумываешься во время обучения или подготовки к экзаменам. Я общалась с людьми, горящими наукой и помогающими тебе разобраться в собственных интересах». Это великолепная возможность почувствовать себя частью научного сообщества, единомышленником среди таких же увлеченных и осознанных ребят, считает она: «Я счастлива, что стала частицей этого чудесного события и получила импульс к пониманию себя и своего будущего».

ЛИФШ — одна из немногих летних выездных школ для старшеклассников от Вышки, которая не готовит к олимпиадам и ЕГЭ. Программа ЛИФШ построена так, чтобы каждый участник смог пройти своего рода профориентацию в мире гуманитарных наук. Важно понять интересные для себя темы и искать те точки научного знания, что помогут определить свою уникальную траекторию дальнейшего развития. Именно в дискуссиях с преподавателями семинарских курсов и лекторами, в общении с единомышленниками складывается видение своего пути. Эти ценности — стремление к формированию знания как продукта диалога участников горизонтальной коммуникации и умение ясно выражать собственные мысли — являются неотъемлемой частью академической культуры Вышки и чемпионата сочинений «Своими словами».

Многие участники ЛИФШ после 11-го класса поступают на образовательные программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. И что особенно ценно — они уже имеют представление о своих академических интересах.

Мария Попова

«Я узнала о ЛИФШ впервые в этом году, — рассказывает участница ЛИФШ Мария Попова. — Мне понравилась комфортная атмосфера на семинарах и лекциях, а главное — общение в кругу единомышленников. После этого появляется мотивация, вера в себя и желание узнавать что-то новое!»

Мария Яшукова

«ЛИФШ — это уникальные люди, и каждый из них имеет яркую индивидуальность: преподаватели, кураторы, участники, — подчеркивает участница школы Мария Яшукова. — Все очень разные, со своими интересами и ценностями, что делает пребывание в ЛИФШ калейдоскопом событий и эмоций. Вне зависимости от твоих взглядов и увлечений ты найдешь здесь своих людей, с которыми будет комфортно и легко взаимодействовать, получишь заряд позитива и мотивации на долгое время».

Главными ведущими семинарских курсов на ЛИФШ являются студенты гуманитарных образовательных программ Вышки и МГУ им. М.В. Ломоносова. Такая система обусловлена тем, что студенты, как недавние школьники, способны быстро адаптировать материал под запросы аудитории. Они легко выстраивают горизонтальную коммуникацию с участниками семинаров.

Валерия Рыбак

«Для меня ЛИФШ — возможность говорить о сложных и интересных вещах со школьниками, которые дают невероятную обратную связь, — признается Валерия Рыбак, автор семинарского курса “Свидетели эпохи перемен: эго-документы о революции 1917 года и первых годах советского эксперимента”. — В итоге ты сам лучше узнаешь сферу своих интересов, задаешь новые вопросы. Формат школы помогает участникам понять, как работает университетская система, и убедиться, что знание и научный поиск ценны сами по себе». По ее словам, такая альтернатива лучше демонстрирует связь разных гуманитарных и социальных наук между собой, что не всегда очевидно, когда ученик готовится к олимпиадам по конкретным предметам.

Максим Дрёмов

«ЛИФШ — это прекрасная возможность для учащихся прикоснуться к знанию, не замутненному опостылевшими школьными стандартами, — уверен Максим Дрёмов, соавтор семинарского курса “Методы и проблемы социологии литературы”. — И прежде всего возможность узнать что-то, пресловутыми школьными стандартами огибаемое или умалчиваемое. У нас пока еще нет ЕГЭ по древнегреческому, а на ДВИ в университетах не задают вопросов о постколониальных подходах к исследованию литературного канона, и поэтому мы уверены, что на ЛИФШ между учащимся и знанием не стоит никаких дополнительных преград». Здесь школьниками движет исключительно страсть узнавать новое и лучше разбираться в уже известном, поясняет Максим Дрёмов. «И для меня, и для коллег важно предоставить им эту возможность», — отмечает он.

ЛИФШ 2022 года стала самой масштабной за семь лет проведения школы: участие в ней приняли 87 школьников 8–11-х классов из 23 регионов России — от Москвы и Санкт-Петербурга до Екатеринбурга и Владивостока. За неделю каждый участник прослушал 18,5 часа лекций, прошел 9 часов семинарского курса и провел 168 часов в общении с другими участниками и преподавателями.      

Екатерина Кудрявцева

«ЛИФШ дает возможность попрактиковаться в преподавании, исследовать, как работают разные форматы взаимодействия, совместить академичный подход с практическими задачами, — рассказывает Екатерина Кудрявцева, автор семинарского “Обзорного курса по истории стилей в искусстве России: от барокко до модерна”. — Мне хотелось научить младших коллег анализировать формы и композицию, критически мыслить и грамотно аргументировать свою позицию, поэтому мы разбирали стили и направления в живописи, архитектуре и скульптуре». ЛИФШ — уникальное место, где можно почувствовать себя студентом, еще будучи в школе, отмечает Екатерина Кудрявцева: «Здесь у ученика всегда есть право выбора, на какие семинарские курсы ходить, в каких активностях участвовать, этим ЛИФШ сильно отличается от лагеря. Мне кажется, такая школа способствует профессиональному самоопределению». Кто-то загорелся учить древнегреческий, а кто-то понял, что филология не для него, — это тоже результат, уверена она.

Елизавета Хереш

Елизавета Хереш, автор семинарского курса «Деколонизируя литературу: другой взгляд на канон», считает, что преподавателям школа дает время, место и ресурсы для проведения самых смелых авторских курсов с минимальными формальными ограничениями. «Конечно, в такой творческой свободе составляются те программы, в которых есть и любовь, и личное отношение исследователя, и огромный интерес, — подчеркивает она. — Предположу, что не только у меня в течение курса возникла сильная привязанность к тому, что мы создали вместе с участниками. Они получили возможность еще в школьные годы попасть в академическую среду, почувствовать себя равным, исследователем, агентом академического поля».

В общеобразовательной школе или на курсах подготовки к олимпиадам не спрашивают учеников, что интересно именно им, говорит преподаватель. «Школьная дорога представляется изнуряющим спринтом на скорость и результат с ЕГЭ или взятой олимпиадой на финише, —  поясняет Елизавета Хереш. — Но такие проекты, как ЛИФШ, создают мостик между настоящим и будущим, дают возможность выстроить собственную исследовательскую идентичность. Выстроить, а не создать на ровном месте. Иметь в коллегах и учениках таких заинтересованных, трудолюбивых и мыслящих людей с уже большим багажом знаний и, главное, бесконечным запасом любопытства — огромная радость для учебного процесса, и, надеюсь, она была взаимной».

Текст: Денис Сметанин, Дирекция по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

Вам также может быть интересно:

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.

На ФКН прошла первая летняя школа по предпринимательству

В конце августа на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ Центром практик, проектной работы и предпринимательства при поддержке Бизнес-инкубатора Вышки была организована первая летняя школа по предпринимательству. Ее участниками стали более 40 студентов и аспирантов ФКН и других факультетов Высшей школы экономики. Школа призвана развить предпринимательский талант учащихся и познакомить их с навыками упаковки идей и продуктов.

На ФКН НИУ ВШЭ прошла третья школа по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 23 по 25 августа провели школу по машинному обучению в биоинформатике. Проект, два предыдущих года проходивший онлайн, был впервые реализован в очном формате. За три дня более 120 участников прослушали лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

Завершилась летняя школа по компьютерным наукам ФКН ВШЭ

В июле факультет компьютерных наук Вышки провел восьмую летнюю школу по компьютерным наукам. Ее основная цель — подготовка участников к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и другим перечневым олимпиадам. Мероприятие было организовано на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (г. Липецк) при поддержке Липецкого института развития образования. Чтобы принять участие, 95 учеников 8-10 классов из 30 городов России прошли два этапа отбора, решая задачи на платформе Codeforces. Среди других требований — владение языком программирования C++ и умение реализовывать базовые алгоритмы.

Гостеприимный Узбекистан: студенты Вышки побывали на Международной летней школе в Ташкенте

Учащиеся НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе «Узбекистан — страна толерантности». Мероприятие состоялось в июле в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУз), вузе-партнере Высшей школы экономики. Студенты Вышки поделились впечатлениями о местных красотах и восточной отзывчивости.

«Я понял, что магистратура — не продолжение бакалавриата. Это начало аспирантуры!»

В МИЭМ НИУ ВШЭ прошла четвертая летняя школа «Суперкомпьютерное моделирование и системы управления в инженерии». Ее участники смогли ознакомиться с тематикой и принципами обучения в магистратуре «Системный анализ и математические технологии».

Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки

С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.

В МИЭМ прошла летняя школа «Электроника, фотоника и интернет вещей»

В течение трех дней ее участникам были представлены главные предметные области магистерских программ департамента электронной инженерии НИУ ВШЭ. Всего в работе летней школы приняли участие около трех десятков студентов и выпускников бакалавриата из разных вузов страны. В числе докладчиков школы были как ведущие преподаватели МИЭМ, так и приглашенные сотрудники профильных российских компаний. Они рассказали о перспективных направлениях развития электроники, фотоники, квантовых технологий и интернета вещей (IoT).

«Если не научитесь применять ИИ в работе сейчас, вы потеряете ее в течение пяти лет»

До 21 июля летняя школа ВШЭ «Коммуникации, основанные на данных» проводит онлайн-встречи с приглашенными экспертами. В рамках этого проекта состоялся вебинар «Зачем в маркетинге искусственный интеллект?». Его спикерами выступили Роман Нестер, профессор департамента интегрированных коммуникаций ФКМД НИУ ВШЭ, и Михаил Степнов, руководитель R&D-направления платформы «МТС Маркетолог».

На ФКН ВШЭ прошла вторая школа по финансовым технологиям

На факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась вторая школа по финансовым технологиям, организованная совместной магистерской программой НИУ ВШЭ и Сбера «Финансовые технологии и анализ данных». В этом году школа проводилась в очном формате в Центре культур НИУ ВШЭ и в аудиториях кампуса на Покровском бульваре. За пять дней работы школы почти 300 человек смогли познакомиться с разными областями финтеха.