• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Многое из услышанного на занятиях я сразу же успешно применяла в работе»

«Многое из услышанного на занятиях я сразу же успешно применяла в работе»

© iStock

15 сентября завершается прием документов на магистерские очно-заочные программы Высшей школы экономики в сфере образования и управления. Студенты и выпускники программ рассказали, какие преимущества, помимо удобного формата обучения, они ценят больше всего и какие навыки, полученные на парах, применяют в дальнейшей работе.

«Во время обучения на программе появилось понимание, что именно можно улучшить в работе»

— В 2022 году я с командой коллег принимала участие в конкурсе «Урок для учителя». Это была вторая попытка для нас, мы учли все особенности проекта, выложились по максимуму и в итоге стали призерами, что дало возможность поступить в магистратуру ВШЭ. Мне посоветовали программу «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе». После внимательного изучения ее содержания поняла, что она должна быть крайне интересной и очень полезной, и подала документы.

Первый год обучения в Вышке я работала в школе, поэтому многое из услышанного на занятиях я сразу же успешно применяла на уроках. Во время обучения на программе появилось понимание того, что именно можно усовершенствовать и улучшить в работе: те знания и методы, о которых мы говорили в теории, получилось применить на практике.

Так, мне впервые довелось вести индивидуальный проект в 10-м классе, и огромным подспорьем стали наши НИСы (научно-исследовательские семинары. — Ред.) и курс «Современное общество», на которых преподаватели делились полезными лайфхаками и особенностями написания научных работ. Благодаря этому мне удалось доступно объяснить ученикам, как правильно создавать проекты, и некоторые из ребят стали призерами городских конкурсов и конференций. А еще обучение помогло усовершенствовать систему контроля знаний. Когда сам учишься, можешь ощутить в полной мере волнение перед важными контрольными, поэтому я всегда старалась сделать так, чтобы мои ученики меньше волновались и могли получать дополнительные или бонусные баллы в течение триместра.

Совмещать работу и учебу порой было сложно, нагрузка немаленькая, но однозначно оно того стоит. Удобно, что занятия проходят по вечерам и онлайн, после них не нужно ехать домой. Обучение построено так, что мы не только слушаем лекции, но и сами активно выступаем и делимся опытом. Нам нужно много читать и изучать профильные материалы, вникать в сложные, но интересные вещи, хотя порой на это отводится очень мало времени; мы часто разбираем спорные кейсы, что дает возможность понять позицию оппонентов. Для меня важны тот высокий уровень преподавания на программе, те знания и навыки, которые мы получаем и которые можно потом применять в работе. Программа в целом расширяет кругозор.

Мне очень повезло с группой, почти сразу у нас сложился дружный и творческий коллектив, где всегда готовы поддержать и помочь, поделиться советом или опытом. Даже летом мы общались и обменивались разной интересной и полезной информацией. Понимание, что тебя окружают единомышленники, очень ценно!

Тем, кто рассматривает для себя поступление в магистратуру, советую обязательно внимательно изучить программу курса и определить для себя конкретную цель: подумайте, зачем вы поступаете. А если вдруг у вас не получится пройти в первый раз, не бойтесь пробовать еще. Не отчаивайтесь и будьте готовы вкладывать много сил и времени в обучение. На программе очень интересно и увлекательно, вы точно не пожалеете!

«Очень спасает, что занятия проводятся онлайн, все лекции записываются и можно вернуться к тому, что не успела послушать»

— Я всегда мечтала учиться в Высшей школе экономики: привлекала репутация университета, во многих публикациях об образовании я часто встречала данные исследований, которые проводит Вышка. Было понятно, что университет живой, находится на острие науки, задается действительно важными вопросами об образовании. Я выбрала программу «Современная филология в преподавании литературы в школе» (прежнее название программы. — Ред.). Мне было важно, что упор делается именно на литературу, а еще привлекло то, что филология будет современной. Мне как педагогу хочется быть современной, а еще — интересной для детей и для себя.

Я работаю в санкт-петербургской школе, и, конечно, совмещать работу и учебу непросто. Обычно я беру официальный учебный отпуск, но во время образовательных модулей все равно продолжаю вести уроки, а также решать какие-то срочные задачи. Спасает, что занятия проводятся онлайн, все лекции записываются, поэтому всегда можно вернуться к тому, что не успела послушать.

Все услышанное и увиденное на занятиях хочется сразу нести детям. В прошлом году я готовила 11-классников к ЕГЭ по русскому языку. Очень полезной для работы с теорией (орфография/пунктуация) оказалась методика по составлению схем ориентировочной основы действия, которую нам давал Валерий Вячеславович Пазынин. А когда мы готовились к сочинению, я попробовала применить модель 4С для подготовки заданий (эту модель нам показывала Анна Николаевна Выборнова) — прогресс текстов учеников был заметен невооруженным глазом, в итоге в моем классе все дети получили высокие баллы за сочинение на ЕГЭ.

Для меня самое ценное в этой программе — преподаватели. Я думаю, что мне невероятно повезло учиться у настоящих профессионалов своего дела, которые не только передают знания студентам, но и заряжают исследовательским интересом, желанием развиваться, а также показывают пример уважительного отношения к студентам и самому процессу образования. Поступающим я бы порекомендовала ответственно подойти к составлению портфолио, собрать все документы, постараться сделать так, чтобы портфолио отражало все сильные стороны кандидата и имеющиеся достижения, а также мотивацию учиться дальше.

«Больше всего меня привлекает возможность погрузиться в мир большой науки, не отрываясь при этом от школьной практики»

— Я прочитала о программе в нашем профессиональном сетевом сообществе «Методическая копилка словесников». Меня привлекла возможность учиться у блестящих профессионалов, настоящих мастеров своего дела: Надежды Шапиро, Евгении Абелюк, Константина Поливанова. Это именно те люди, чьи книги, методические пособия, лекции и семинары я много лет использую в работе. Действительность превзошла мои ожидания: в магистратуре открылся, помимо литературоведческого, еще и лингвистический трек, и мы смогли прикоснуться к современной лингвистике вместе с такими корифеями, как Борис Иомдин, Антон Сомин, Илья Иткин (и даже поучаствовать в проектировании курса с Анной Выборновой).

Я работаю в небольшой частной школе. В таких учреждениях всегда много детей с особыми образовательными потребностями, и учителя, конечно же, находятся в постоянном поиске методов и путей решения педагогических и методических проблем. В магистратуре мы много занимались разбором лингвистических задач и их конструированием. Такие задачи и способы их решения я сразу же использовала в школе: например, сделала курс по лингвистическим задачам на школьном образовательном выезде. Обнаружилось, что эта деятельность подходит не только сильным ученикам, но и ребятам с дисграфическими проблемами. Справившись с решением задачи, разобравшись, как она устроена, школьник перестает бояться работать с языковым материалом. Возможность побывать на уроках Надежды Шапиро, рассмотреть вместе с ней точки входа в поэтический и прозаический текст была бесценна. Участие в проекте по составлению цифрового комментария к литературе 20-х годов ХХ века под руководством Евгении Абелюк дало нам много новых умений. Мы получили навык работы с Национальным корпусом русского языка, погрузились в мир быта и культуры той эпохи, изучили немало источников и, что важно, научились критическому отношению к ним. Евгения Семеновна подробно рассказывала о том, как вести научно-исследовательскую работу вместе с учениками. Надеюсь, уже в этом году я смогу применить полученные знания в школе, курируя ученические проекты.

Больше всего меня привлекает возможность погрузиться в мир большой науки, не отрываясь при этом от школьной практики. Помимо этого, для педагога бывает полезной смена ролей: оказаться в позиции ученика, понаблюдать разнообразие преподавательских стилей, в конце концов, ощутить себя школьником, у которого уплывает внимание на восьмом уроке. Побыть частью группы, опереться на силу коллективного думания — это тоже очень важный опыт.

Педагогам, планирующим поступление, я бы посоветовала прежде всего не бояться. И помнить о том, что магистратура может стать по-настоящему мощной поддержкой для вас в современном мире. А такая опора уж точно лишней не будет.

«Во время обучения существует возможность работать вместе с однокурсниками, имеющими иной опыт преподавания»

— За 10 лет работы в школе часто слышала вопросы: «В мире все так меняется, и как историю преподавать?», «И зачем история вообще нужна — ее столько раз переписывали, есть в ней хоть доля правды?» От детей вопросов было задано не меньше: «Как там на самом деле было?», «А как мне поможет знание эпохи Петра I в жизни?» Далее приходилось пускаться в долгие объяснения, так как хотелось защитить любимый предмет от обесценивания. Но в результате возникал и внутренний вопрос: что же я делаю не так на своих уроках, что у моих учеников возникают такие вопросы и недоверие к истории как к науке? Хотелось разобраться и исправить сложившуюся ситуацию. Курсы повышения педагогического мастерства помогали заинтересовать обучающихся, но на главные вопросы по-прежнему не было ответа. Чувство неудовлетворенности текущим положением росло, поэтому поиск шел целенаправленный. Необходимо было перестроить уроки так, чтобы повысить ценность истории не просто как школьного предмета, а показать ее научную значимость. Интересных программ попадалось много, но они не сильно отличались от краткосрочных курсов. «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» привлекла внимание, и я стала изучать учебный план. Когда увидела курсы «Историческая текстология» и «Теория и практика исторической реконструкции», то поняла, что это, возможно, и есть те самые инструменты, способные изменить восприятие истории, использовать научный поиск на уроках, показать, как устроено историческое знание и из чего состоит исторический факт или событие.

Я работаю в ГБОУ «Лицей №273 им. Л.Ю. Гладышевой» с 2007 года, и мне удается совмещать полноценную работу в школе и обучение в НИУ ВШЭ благодаря модульному формату обучения в магистратуре. Преподаватели находятся на связи со студентами и всегда помогают разрешить возникшие трудности. Образовательная программа продумана до мелочей, как и ее реализация. Есть возможность заранее планировать и организовывать свое время.

За время обучения по 19 дисциплинам был выполнен минимум один проект, вошедший в мою реальную практику. Вместе с однокурсницей из Элисты мы разработали урок по Крымской войне в рамках дисциплины «Педагогический дизайн», который позже был высоко оценен нашими лицеистами. Помимо множества интерактивных инструментов, о которых мы узнали в процессе проектирования урока, во время обучения существует возможность работать вместе с однокурсниками (география нашего курса вызывает восторг), имеющими иной опыт преподавания. Тем самым обогащение и повышение компетентности происходит не только на занятиях, но и при подготовке групповых проектов. Я также создала комплекс занятий «Жизненный мир С.М. Кирова и стиль жизни эпохи в экспозиции его мемориального музея-квартиры», который вошел в программу внеурочной деятельности для старших классов; методическую разработку «Становление традиции празднования последнего звонка», реализованную на уроках «Индивидуального проекта»; проекты, выполненные на занятиях по «Истории философии» и «Моральным доктринам и их реализации в истории», вошли в курс обществознания и истории в 10-м классе и т.д.

Невозможно полностью разделить рабочий процесс и обучение в магистратуре, так как школа на время обучения фактически стала экспериментальной лабораторией для реализации образовательной программы университета. А самое главное — удалось перестроить мышление и расставить приоритеты в проектировании уроков истории.

Главная ценность программы — преподаватели. Каждый из них выстраивал индивидуальную траекторию для каждого отдельного студента. Я особенно благодарна научно-исследовательскому семинару Елены Борисовны Смилянской, позволившему отшлифовать многие аспекты научной деятельности. По итогам обучения я понимаю, какие дороги передо мной открыты, в чем мои слабые стороны, а в чем сильные. Появляется определенный внутренний вектор, который способен направлять профессиональную траекторию и после завершения обучения. Возникает понимание профессиональной ситуации и возможность принять взвешенное, а не интуитивное решение. Работа в ведущих архивах, библиотеках позволяет раскрыть исследовательский потенциал учителя, и этот опыт мы будем транслировать и ученикам.

«Учеба дает мне возможность не зацикливаться на административной работе и служит стимулом для профессионального развития и личностного роста»

— В 2007 году я окончил исторический факультет Калужского государственного педагогического университета (ныне Калужский государственный университет). За годы обучения я приобрел знания и навыки, которые позволили не только работать учителем в школе, но и продолжать совершенствоваться в научно-исследовательской деятельности. С течением времени я ощутил дефицит качественного профессионального общения, нарастала потребность в обсуждении с коллегами актуальных проблем обучения истории в современной школе. Это и привело меня к мысли получить второе высшее образование. О программе «Современная историческая наука в преподавании истории в школе» я услышал от ее выпускницы, узнал о преподавательском составе, и это стало определяющим фактором при принятии решения о поступлении. Существует расхожее мнение: университет становится хорошим, когда есть у кого учиться и есть с кем учиться. С самого начала я был уверен, что программа является воплощением этой формулы. По прошествии двух лет могу с уверенностью сказать, что не ошибся.

Я работаю директором и учителем истории в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» города Калуги, поэтому мне важно все успевать. Гибкий учебный план программы и очно-заочный формат обучения позволяют мне довольно эффективно совмещать учебу и работу. Признаюсь честно, учеба дает мне возможность не зацикливаться на административной работе и служит стимулом для профессионального развития и личностного роста. Руководителям программы и преподавательскому составу удалось создать неповторимую атмосферу, которая превращает учебу в совместную познавательную деятельность преподавателя и студентов.

Программа знакомит с достижениями современной исторической науки, дает возможность овладеть новейшими методами исторического, историографического, источниковедческого анализа и синтеза, позволяет делиться своими наработками в области исторической науки и педагогики, а также получать объективную экспертную оценку результатов своего труда. Обучение на программе — это не только актуализация знаний, это еще и площадка для обмена опытом и мнениями по различным актуальным вопросам современного исторического образования.

Тем, кто хочет поступать в магистратуру в этом году, я советую не бояться того, что у вас недостаточно опыта. Уже на начальном этапе хорошо иметь общее представление о сфере своего научного интереса и определиться с предполагаемой темой исследования. Настройтесь на то, что два с половиной года обучения на программе пройдут насыщенно и интересно.

«Любой, кто хочет работать и развиваться в сфере высшего образования, должен учиться всю жизнь»

Дмитрий Коваленко, выпускник программы «Управление в высшем образовании»

— В настоящий момент я руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом СберУниверситета. Мне кажется, любой, кто хочет работать и развиваться в сфере высшего образования, должен учиться всю жизнь, поэтому всегда нужно соглашаться на новую учебу, а баланс между обучением и работой настроится самым оптимальным образом из возможных. Придерживаясь этого мнения, я и решил поступить на программу «Управление в высшем образовании». Насколько я знаю, это была и остается единственная магистерская программа, направленная на развитие навыков действующих управленцев высшей школы.

Навыки, полученные в магистратуре, я применял сразу на практике, будучи в то время проректором НИУ МИЭТ. На нынешней работе в большей степени пригодились обширные знания и полезные связи, полученные во время учебы.

Важно, что в ходе обучения в магистратуре мы имели возможность общаться со многими руководителями ВШЭ и знакомиться с их лучшими практиками, обсуждать рабочие ситуации и искать оптимальные решения текущих задач. Кроме того, на программе преподают прекрасные специалисты в области менеджмента, их занятия были чрезвычайно практичны и полезны.

Главное, чтобы ваше желание поступить подкрепилось вовремя поданными документами. Дерзайте, самые большие шансы будут у самых мотивированных абитуриентов!

Также до 15 сентября продолжается набор на очно-заочные программы НИУ ВШЭ «Управление образованием» в НИУ ВШЭ в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. С графиком поступления можно ознакомиться на сайте Приемной комиссии.

Вам также может быть интересно:

Итоги приемной кампании 2023 года обсудили на заседании Ученого совета ВШЭ

25 октября состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором были подведены итоги приемной кампании 2023 года по программам бакалавриата и магистратуры в офлайн- и онлайн-форматах. По сравнению с прошлым годом выросло количество абитуриентов во всех четырех кампусах Вышки. Средний балл ЕГЭ поступивших в НИУ ВШЭ на бюджетные места составил 94,7 балла.

«Магистратура нужна тем, кто стремится совершенствовать свой профессионализм»

Несмотря на то что основной этап приема в магистратуру НИУ ВШЭ уже завершен, документы еще можно подать на ряд программ, в том числе полностью платных и онлайн. Представители программ рассказали о некоторых из них: как проходит обучение, как студенты занимаются практикой и что по итогам получают выпускники. Успейте подать документы до 15 сентября.

Никита Анисимов в «Вестях недели»: Вышка профинансирует обучение детей и близких родственников участников СВО

В этом году по отдельной квоте на бюджетные места в Высшую школу экономики поступило свыше 150 абитуриентов. Об этом ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1». Он также подчеркнул, что еще весной университетом было принято решение, что дети и близкие родственники участников специальной военной операции будут освобождены от оплаты обучения.

«В этом году мы нарастили статус Вышки как университета первого выбора»

Конкурс в ведущие российские университеты продолжает расти, увеличился прием иностранных студентов, участники боевых действий и их дети получили льготы при поступлении. Основные итоги приемной кампании 2023 года подвели ректоры ведущих вузов на пресс-конференции в ТАСС. Ректор ВШЭ Никита Анисимов, в частности, сообщил, что в университет на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры принято около 17 тысяч человек.

«В Вышку я пришел не только за знаниями, но и за опытом»

Ежегодно победители и призеры олимпиад составляют значительную часть первокурсников бакалавриата. Таких молодых людей отличают не только глубокие предметные знания, но и широкий кругозор, желание участвовать в жизни университета во всем ее многообразии. Новостная служба портала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде узнала у первокурсников — 2023, получивших 100 баллов на ЕГЭ и победителей различных олимпиад, что помогло им поступить и почему они выбрали Высшую школу экономики.

Опубликованы сведения о зачислении на бюджетные места магистратуры

Приемная комиссия НИУ ВШЭ опубликовала сведения о зачислении абитуриентов, поступивших на бюджетные места магистратуры. Список абитуриентов, приглашенных к зачислению на места за счет средств университета, будет опубликован 14 августа.

Опубликованы списки приглашенных к зачислению на бюджетные места магистратуры

На сайте Приемной комиссии опубликованы списки абитуриентов, приглашенных к зачислению на бюджетные места. Чтобы попасть в приказ о зачислении, необходимо до 18:00 (по месту нахождения кампуса) 10 августа предоставить оригиналы документов об образовании или поставить соответствующую отметку о представлении подлинника в Личном кабинете. Сведения о зачислении будут опубликованы на сайте Приемной комиссии не позднее 15 августа.

Опубликованы сведения о зачислении на бюджетные места бакалавриата

Приемная комиссия НИУ ВШЭ опубликовала сведения о зачислении абитуриентов, поступающих по основному конкурсу, на бюджетные места бакалавриата/специалитета.

Зачисление в магистратуру: ключевые даты

Вступительные испытания в магистратуру подходят к концу, и уже 8 августа будут опубликованы конкурсные списки поступающих на бюджетные места и объявлены критерии для заключения договоров (конкурс на платные места).

Изданы приказы о зачислении на приоритетном этапе

Приемная комиссия опубликовала приказы о зачислении поступающих без вступительных испытаний (БВИ) и по особой, отдельной и целевой квотам (приоритетный этап).