• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МИЭФ 2009 — итоги и перспективы

Недавно между ГУ-ВШЭ и Лондонской школой экономики был подписан новый договор о деятельности и развитии Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ на следующий 4-летний период.

На этой неделе Москву посетили несколько представителей Лондонской школы экономики (ЛШЭ) — это Ричард Джекман, директор проекта МИЭФ в Лондонской школе экономики и политических наук, и внешние экзаменаторы из ЛШЭ Кристиан Джуллиард (Ph.D, профессор факультета экономики ЛШЭ) и Маргарет Брей (профессор факультета экономики ЛШЭ).

Мы задали им и директору МИЭФ Сергею Яковлеву несколько вопросов об итогах предыдущего периода, о текущей деятельности МИЭФ и планах на будущее.

Ричард Джекман, директор проекта МИЭФ в ЛШЭ

— Каковы цели вашего визита в Москву?

Ричард Джекман
Ричард Джекман
— Я приехал вместе с Кристианом и Маргарет, внешними экзаменаторами из Лондонской школы экономики, для того, чтобы встретиться с руководством МИЭФ, обсудить ход программ для бакалавров и для магистров. Также мы вместе с внешними экзаменаторами общались с преподавателями МИЭФ. В отличие от внешних экзаменаторов, которые проверяют уровень обучения студентов и качество преподавания, я решаю административные задачи.

— Как вы оцениваете итоги работы МИЭФ за последние несколько лет?

— За последние два года в МИЭФ была проделала очень серьезная работа. Это, в первую очередь, открытие в 2007-м году магистерской программы "Финансовая экономика". Также за последние два года на работу в МИЭФ были приглашены новые преподаватели с подтвержденной международной квалификацией (со степенью Ph.D по экономике и финансам ведущих западных университетов). В большинстве своем это российские специалисты, учившиеся за границей, но есть и зарубежные преподаватели. Сейчас они занимаются одновременно преподавательской и исследовательской работой в Институте, то есть они не только преподают, но и много внимания уделяют научной работе. Я оцениваю результаты работы по привлечению преподавателей как очень высокие. Самыми значительными итогами работы последних двух лет, на мой взгляд, являются открытие магистерской программы и сильный преподавательский состав Института.

— Два года назад в МИЭФ была открыта магистерская программа. Как вы оцениваете уровень первого выпуска студентов?

— У нас в этом году магистратуру заканчивают 16 человек. Мне кажется, что это очень хороший выпуск, где есть по-настоящему выдающиеся студенты. Средний уровень учащихся также очень высокий. Отсев был небольшой: МИЭФ набрал 20 студентов, и 16 смогли успешно завершить обучение в магистратуре. Меня очень радует то, что не все студенты, которые к нам идут, — москвичи, среди них немало тех, кто приехал из других регионов России, из разных вузов. Есть и иностранцы. Сейчас на первом году магистратуры один из лучших студентов — из Сербии. Хотя в основном учатся, конечно, россияне. В прошлом году набор в магистратуру, на мой взгляд, был более сильным, чем в позапрошлом, очень успешно идет набор и в этом году. Отчасти это связано и с тем, что из-за финансового кризиса меньше сильных выпускников бакалавриата могут уехать учиться в магистратуру на Запад.

— А как вам кажется, будут ли к нам приезжать учиться студенты из-за границы? Что нужно для этого сделать?

— В ходе моего визита мы обсуждали и эту возможность. Для того чтобы сюда приезжали иностранные студенты, нужно, чтобы кредиты за курсы, прослушанные студентами здесь, легко конвертировались в систему той страны, откуда студент приезжает.

— Что собираются делать выпускники магистратуры дальше, каковы их планы?

— Из тех, кто закончит магистратуру в этом году, два или три выпускника собираются продолжать образование на программах Ph.D, но большинство идет на работу. В основном — в Москве, в международных компаниях.

— А каков уровень студентов бакалаврской программы МИЭФ?

— Очень высокий уровень. В прошлом году у нас 24 студента из 80 получили дипломы с отличием первой степени. Это необычайно много. Многие студенты пойдут учиться в магистратуру, в том числе — в ведущие мировые университеты.

— Какие цели, на ваш взгляд, стоят сейчас перед МИЭФ?

— Мне кажется, что наиболее важная цель — это продолжать активно развивать, наряду с успешной бакалаврской программой, магистерские программы. Для этого нужно, во-первых, продолжать набирать преподавателей с международной квалификацией и, во-вторых, уделять больше внимания проведению исследований. Собственная исследовательская база — важнейший элемент. А это значит, что нужно развивать соответствующую инфраструктуру, в частности — создать исследовательскую лабораторию по финансовой экономике. Тут нужно сказать, что администрация Высшей школы экономики готова этому способствовать, что очень важно.

— Два года назад в МИЭФ создали магистерскую программу. Можно ли будет в ближайшее время создать программу Ph.D?

— Я думаю, что пока еще рано. Многие преподаватели еще недавно сами получили Ph.D. Кроме того, для создания программы Ph.D нужно, чтобы преподаватели имели репутацию крупных исследователей международного уровня, а в самом университете также велось больше исследований. Полагаю, что со временем это будет возможно, и к этому нужно стремиться, но еще не сейчас.

Кристиан Джуллиард, преподаватель Лондонской школы экономики, внешний экзаменатор

— Как бы вы оценили состояние дел в МИЭФ?

Кристиан Джуллиард
Кристиан Джуллиард
— На мой взгляд, все идет неплохо. Первое, что я бы хотел сказать, — стандарты на высоком уровне. Я очень рад, что обучение в России настолько хорошо соответствует международным стандартам. Я думаю, что здесь, в Высшей школе экономики, проделана хорошая работа.

— В ходе вашего визита вы общались с преподавателями и студентами. Как вам кажется, каков уровень преподавания в МИЭФ?

— Преподаватели МИЭФ очень хорошо справляются с работой. Разумеется, у нас есть некоторые различия в оценках, но мне кажется, что здесь отличные преподаватели.

— А когда вы разговаривали со студентами, какое впечатление они на вас произвели?

— Они счастливы! Я бы хотел, чтобы мои студенты были так счастливы. Может быть, конечно, это связано с тем, что они скоро закончат учебу. Разумеется, некоторыми курсами они удовлетворены больше, некоторыми меньше, но в целом они очень довольны. Конечно, сейчас студенты очень озабочены работой: рынок труда не в лучшем состоянии. К сожалению, это везде так.

— Что из того, что вы здесь увидели, вам понравилось, а что — нет?

— Тут нужно сразу сказать, что я отношусь ко всему субъективно, многое зависит от точки зрения. Мне очень нравится программа обучения. Но мне кажется, что было бы лучше, если бы здесь еще больше внимания уделяли проведению исследований. По-моему, исследования — это как раз то, что требуется расширять. В Лондонской школе экономики преподаватели проводят больше исследований, хотя здесь сложно сравнивать: у нас преподавательская нагрузка существенно меньше.

Сергей Яковлев, директор МИЭФ

— Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, зачем в МИЭФ приезжают внешние экзаменаторы от Лондонской школы и в чем заключается их работа здесь?

Сергей Яковлев
Сергей Яковлев
— В Великобритании работы студентов проверяет не один преподаватель, а двое. Таким образом, система оценивания становится более открытой и объективной. У нас, в МИЭФ, как и в Лондонской школе экономики, существуют экзаменационные комиссии, состоящие из российских и британских преподавателей, которые обсуждают экзаменационные задания, вместе вырабатывают критерии оценки работ. Каждый год к нам приезжают экзаменаторы из Лондонской школы, которые, наряду с преподавателями МИЭФ, проверяют и оценивают работы студентов магистратуры, уделяя основное внимание реализации согласованных критериев оценки, особенно — по самым лучшим и худшим работам. Такая система позволяет обеспечить максимально объективную оценку знаний студентов МИЭФ. Сразу должен отметить, что как в прошлом, так и в нынешнем году оценки наших преподавателей и оценки внешних экзаменаторов практически совпали, что свидетельствует о соответствии уровня преподавания и критериев оценки знаний в МИЭФ международным требованиям. Кстати, нужно отметить, что Кристиан Джуллиард и Маргарет Брей, которые к нам приезжали, — известные ученые. Экзаменационные работы студентов бакалавриата МИЭФ в рамках внешней программы полностью составляются и проверяются преподавателями Лондонского университета, который в мае-июне организует и проводит итоговые экзамены по предметам, входящим в данную программу.

— Насколько я могу судить со слов Кристиана Джуллиарда, они высоко оценивают уровень подготовки наших студентов. Какие наиболее значимые достижения студентов МИЭФ за прошедший год вы бы назвали?

— Во-первых, в 2008-м году общее количество студентов перевалило за 500. Впервые так много было выпускников бакалавриата в 2008-м году: 78 человек, и из них 24 получили дипломы с отличием первой степени Лондонского университета. Это при том, что общее количество выпускников бакалавриата с двумя дипломами за все годы работы МИЭФ составило 357 человек.

Обязательно нужно отметить достижение Владимира Мухарлямова, впервые в истории МИЭФ получившего External Study Award — приз Лондонского университета для лучшего из всех выпускников внешней программы. Сейчас Владимир уже с отличием закончил магистратуру Лондонской школы экономики и первым из выпускников МИЭФ поступил на программу Ph.D Гарвардского университета.

Расширяется география поступления выпускников в зарубежные вузы — 19 выпускников уехали учиться в Англию, 3 — в Европу, 3 — в Америку (в частности: в ЛШЭ — 8 выпускников, в Оксфорд — 4 выпускника).

В сентябре 2009-го года состоится первый выпуск магистров МИЭФ, которые получат Государственный диплом ГУ-ВШЭ (магистр по направлению "Экономика") и официальное письмо, подписанное директором ЛШЭ Ховардом Дэвисом и ректором ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминовым. Здесь тоже есть свои лидеры. Светлана Брызгалова, закончив Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ (она была признана лучшей студенткой ГУ-ВШЭ в то время), сейчас успешно завершает магистерскую программу МИЭФ и приняла полученное приглашение на программу Ph.D в ЛШЭ. Несмотря на непростую общую ситуацию на рынке труда, выпускники магистратуры МИЭФ вызывают значительный интерес у работодателей и уже приглашены на работу в Центральный Банк России, Сбербанк, Российский Банк Развития, UBS, HSBC, Raiffeisen Bank, KPMG, PriceWaterhouseCoopers, другие ведущие российские и международные банки и компании.

— А как вы оцениваете преподавательский состав? Как я понимаю, здесь есть некоторые изменения?

— МИЭФ продолжил набор преподавателей с подтвержденной международной квалификацией. В этом году в МИЭФ пришли работать выпускники программ Ph.D зарубежных университетов Роман Захаренко, Анна Юрко, Игорь Муравьев. С сентября 2009-го работать доцентом у нас будет выпускник программы Ph.D университета Массачусетса (США) Фабиан Слонимчик, а также выпускница программы Ph.D Стокгольмской школы экономики Мари-Анн Бечингер. Кстати, они будут преподавать не только в МИЭФ, но и на факультетах экономики, мировой экономики и мировой политики, менеджмента Вышки.

— Лондонская Школа известна тем, что активно ведет научные исследования. А как с этим в МИЭФ?

— Прежде всего, научные семинары стали в МИЭФ по-настоящему регулярными. За прошедший учебный год их состоялось более 30, среди приглашенных с докладами были не только исследователи из Москвы (ГУ-ВШЭ, РЭШ, ЦЭФИР, МГУ и т.д.), но и из университетов Англии, Швейцарии, Австрии, США, Венгрии и других стран. Впервые не только все штатные преподаватели выступили на конференции ВШЭ, но и две секции по финансам были сформированы из преподавателей института и их зарубежных коллег из ЛШЭ (проф. С. Бхаттачария) и Оксфорда (проф. Д. Цомокос). При активном участии координатора научной программы МИЭФ А.В. Белянина и студентов МИЭФ была успешно проведена международная конференция по рациональному поведению и эксперименту, в которой приняли участие около десятка зарубежных ученых; начала действовать научно-исследовательская лаборатория в этой области.

У трех наших преподавателей, М. Никитина, С. Гельмана и В. Соколова, вышли статьи в международных реферируемых журналах (соответственно в журнале "Banking and Finances", "Journal of Empirical Finance" и "New Economic Association Journal"). Статья Д. Локшина и О. Замкова опубликована в журнале "Policy Futures in Education".

— А были ли открыты какие-нибудь новые программы?

— В 2008-м в МИЭФ открылась новая программа двух дипломов — программа профессиональной переподготовки по направлению "Экономика", предназначенная для тех, кто уже имеет высшее не экономическое образование и желает изучить основы экономики. Первые выпускники этой программы получат в сентябре 2009-го г. дипломы Лондонского университета и ГУ-ВШЭ.

— В каких формах идет взаимодействие между МИЭФ и ЛШЭ? К нам приезжают только внешние экзаменаторы проверять работы?

— Не только. Профессора ЛШЭ приезжают к нам 6—7 раз в год читать лекции, участвовать в научных и методических семинарах МИЭФ. В 2008/2009 учебном году МИЭФ посетили все основные руководители ЛШЭ и Лондонского университета: Грэм Дэвис, вице-канцлер Лондонского университета, Ховард Дэвис, директор Лондонской школы экономики и политических наук, Дженет Хартли, заместитель директора Лондонской школы экономики, Джонатан Кидд, декан внешней программы Лондонского университета.

Лондонский университет начал процедуру оформления нового статуса вузов, которые действуют в рамках внешней программы Лондонского университета. Весной 2009-го года МИЭФ получил письмо, в котором подтверждается намерение отнести МИЭФ к высшей группе "уполномоченных образовательных заведений". Думаю, нужно сказать, что МИЭФ как модель сотрудничества двух университетов получает все большее признание: при поддержке ЛШЭ в Казахстане несколько лет назад была создана Международная школа экономики по образу и подобию МИЭФ.

— Вышка в целом известна своими студенческими организациями. А в МИЭФ как, живут только учебой?

— В марте 2009-го года начал работать английский театр МИЭФ — инициатива, которую с воодушевлением поддержали студенты МИЭФ. В рамках нашего театрального проекта студенты посещают занятия по актерскому мастерству, сценической речи, тренинги личностного развития и, конечно, репетируют спектакли на английском языке.

В апреле этого года студенты МИЭФ провели первый студенческий День открытых дверей "МИЭФ — узнай все", где абитуриенты могли узнать подробности учебы и жизни Института "из первых рук", почувствовать нашу атмосферу.

В 2008/2009 учебном году студенты МИЭФ показали отличные спортивные результаты: наша команда заняла II место среди сборных команд факультетов во II Спартакиаде ГУ-ВШЭ.

— А каковы планы и главные направления развития МИЭФ на предстоящий период?

— В сотрудничестве с коллегами из ГУ-ВШЭ и ЛШЭ нами разработана концепция развития МИЭФ на среднесрочную перспективу, которая легла в основу нового договора ГУ-ВШЭ и ЛШЭ относительно развития МИЭФ.

Среди главных стоит задача дальнейшего развития научно-исследовательского потенциала МИЭФ за счет создания исследовательской лаборатории, прежде всего — по финансовой экономике, повышения эффективности исследований действующих преподавателей МИЭФ, дальнейший найм преподавателей с международно подтвержденной квалификацией. Подобные действия должны позволить добиться большей устойчивости академических стандартов магистерской программы, введения новых специализаций в бакалаврской программе, в том числе в новых предметных областях, начать подготовку к открытию аспирантуры в МИЭФ в области экономики, а также изданию электронного научно-исследовательского журнала. Почему только начать подготовку к открытию аспирантуры? Речь идет о программе аспирантуры, которая была бы сопоставима с подобными программами Ph.D в ведущих зарубежных университетах. В Болонской конвенции, которую поддерживает Россия, говорится о трех уровнях высшего образования: бакалавриат — магистратура — программы Ph.D. В МИЭФ удалось сделать сопоставимые с зарубежными университетами два первых уровня высшего образования, два этажа здания. Надеюсь, совместно с коллегами из ЛШЭ и ВШЭ удастся со временем построить и третий этаж.

Одно из приоритетных направлений — усиление дальнейшей открытости института, намерение привлекать иностранных учащихся.

В целом, как нам кажется, программа развития МИЭФ соответствует плану развития ГУ-ВШЭ на перспективу и будет вносить свой вклад в его реализацию.

Беседовала Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
 

Вам также может быть интересно:

Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».  Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle

Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.

Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году

Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.

Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев

В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.

«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»

В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

«Мы действительно движемся на Восток»

На факультете мировой экономики и мировой политики прошла презентация образовательной программы двух дипломов ВШЭ и университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии», набор на которую впервые прошел минувшим летом. На презентации присутствовали заместитель главы посольства Республики Корея г-н Ли Джин Хён, проректор университета Кёнхи г-н Гон Кан, представители посольств Китая, Японии, Индонезии, Вьетнама, Малайзии.

На программе «Сравнительные социальные исследования» можно будет получить двойной диплом ВШЭ и французской EHESS

НИУ ВШЭ и французская Высшая школа социальных наук (EHESS) подписали соглашение о двойных дипломах в рамках магистерской программы «Сравнительные социальные исследования». Это уже второй трек двойных дипломов, доступный студентам программы. Ранее в этом году было подписано соглашение со Свободным университетом Берлина.

Программы Вышки, где вы начнете даже мыслить на двух языках

В 2018 году Высшая школа экономики ведет набор на 5 бакалаврских программ, где можно не учить английский, а учиться на английском. По окончании таких программ выпускники получают два диплома: российский и зарубежный, причем обязательный выезд из России предусмотрен лишь на одной из них.