• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дубль2: как экономист изменил свою жизнь, выучившись на режиссера

Виталий Мокрушин (слева)

Виталий Мокрушин (слева)

 

Почему кому-то нравится профессия, полученная в вузе, а кому-то потом приходится учиться заново? Как сразу сделать правильный выбор и стоит ли расстраиваться из-за того, что какое-то время ты занимался не своим делом? Виталий Мокрушин, закончивший в Вышке годовой курс по режиссуре, рассказал, как из экономиста переучился на режиссера и что ему дала смена профессии.

Об экономическом прошлом

В 2002 году я окончил бакалавриат экономического факультета МГУ, куда поступил после московской школы с физико-математическим уклоном. Потом окончил магистратуру Российского университета дружбы народов, там я учился по направлению «Менеджмент». Ну и затем, как полагается, пошел работать. Стал консультантом по франчайзингу — разрабатывал для крупных компаний соответствующие стратегии и бизнес-процессы, писал толстенные и многомудрые программы развития. Деньги получал весьма и весьма приличные. Года три-четыре я вот так трудился, и все у меня было «как у людей».

Но, к сожалению, не было в этом радости. И чем дальше, тем менее интересным казалось мне мое дело. «Добило» меня то, что я в очередной раз разработал программу создания франшизы, но по реакции заказчиков понял, что вообще-то им это не было нужно. То есть, возможно, это было нужно, чтобы покрасоваться перед партнерами по бизнесу, но осуществлять разработанные мною планы они точно не собирались. Хотя документами остались довольны, деньги хорошие заплатили, как обычно. И тут я понял, что больше так не могу.

О телевидении и его недостатках

Стал думать, как жить дальше. Чем заниматься, чтобы это приносило большее удовлетворение, чтобы «на работу — как на праздник»? Стал анализировать, что меня больше всего когда-либо привлекало. И в первую очередь подумал о том, что в МГУ я участвовал в постановках студенческого театра.

Это был не просто студенческий кружок. Это был театр «МОСТ». Там работал, да и сейчас работает замечательный режиссер Евгений Славутин. Во-первых, он брал не всех студентов подряд, а только тех, кто прошел серьезный кастинг, а во-вторых, не выпускал на сцену новичков до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня актерского мастерства. Я на сцену в итоге был допущен, но играл в основном «кушать подано», а мне хотелось главных ролей. И вот это неприятное чувство, что мне так и не довелось оказаться на сцене среди первых, спустя годы настигло меня. Потребовало сатисфакции.

Счастливы те, кто сразу идет учиться на ту профессию, которой будут потом заниматься всю жизнь. Но человек всегда может измениться

В общем, я посоветовался со своей девушкой, и она сказала: иди на телевидение, там тебя увидят миллионы. И я подумал: а почему бы и нет? Пошел в Школу телевидения при Останкино, окончил курсы ведущих и поступил на свой первый телеканал — ВКТ. Там за три года я создал семь циклов программ и телепередач. Из моих любимых — документальный сериал «50 чудес Москвы». Он до сих пор набирает тысячи просмотров на Youtube. Зрителям нравится изучать самые красивые места Москвы, и это приятно.

После ВКТ были федеральные каналы, перепробовал, пожалуй, почти все — Первый, РЕН, НТВ, СТС. Но там, как правило, мне приходилось выполнять узкую задачу, моя работа не влияла на итоговый результат. К примеру, был опыт, когда я в числе пяти корреспондентов снимал документальный фильм. Из 50 часов видео был собран фильм на один час. Остальное — в корзину.

Правда, была и обратная ситуация — работа режиссером в программе «Галилео». Здесь мне удавалось довести свои задумки до воплощения. Также передача «Галилео» стала для меня неплохой школой по созданию корпоративных и производственных фильмов, много приходилось работать с 2D и 3D-графикой, анимацией и мультипликацией. Но главное даже не это: работая на «Галилео», я осознавал, что мы своей программой выращиванием среди подростковой аудитории будущих гениев. От этой передачи была польза для страны.

В общем, на телевидении я был и ведущим, и редактором, и сценаристом, попутно на практике освоил принципы монтажа и режиссуры. Думаю, лучшее, что мне дало телевидение — это умение снимать интересно. И за это я ТВ благодарен.

О том, зачем пошел в Вышку

В 2011 году я поступил в Высшую школу экономики на курс «Креативное продюсирование и режиссура игрового кино. Лаборатория дебютного фильма». К тому времени я уже пять лет работал на телевидении и профессионально занимался режиссурой. В голове возникала иллюзия, что я «и так все знаю», но внутренний голос подсказывал, что «правильная», системная учеба на режиссера все-таки необходима.

Мои мастерами в Вышке были режиссеры-практики. И учили они нас практически: каждую неделю мы снимали новые работы по их заданиям, а потом разбирали свои ошибки.

О счастье

Сейчас я снимаю рекламные ролики и корпоративное видео. Снимал и художественные ленты, пока короткометражные. Словом, занимаюсь именно тем, чему нас учили.

В моем портфолио более 40 роликов. Снимаю их для разных заказчиков и в разных бюджетах. Есть ролики для «Азбуки вкуса», «Tea Funny», «Sunlight», завода «Маршал» и много других. Большую часть работ я выполняю самостоятельно, со мной выгодно делать ролики продюсерам, которые сотрудничают с крупными клиентами. У меня они получают комплекс услуг «под ключ»: готовый ролик или фильм. Я разрабатываю концепции, пишу, корректирую и утверждаю у заказчика сценарий. Далее идет стадия съемок, куда я приглашаю проверенных специалистов из своей команды — оператора, осветителей, художника. На этапе монтажа к проекту подключается дизайнер графики, иногда — цветокорректировщик.

Мои знания по маркетингу, почерпнутые на экономическом факультете, здорово помогают в работе с клиентами — я предлагаю работающие видео-решения под их бизнес-задачи. У меня есть сайт Todayproduction.ru, через который я веду дела моей компании — а бизнесом тоже надо уметь с умом заниматься, и это еще один плюс экономического образования.

Думаю, что счастливы те, кто сразу идет учиться на ту профессию, которой будут потом заниматься всю жизнь. Но человек всегда может измениться. После получения режиссерской профессии я открыл для себя новый мир. Сейчас я счастлив и доволен своей жизнью.

В новом учебном году набор абитуриентов на программу  «Креативное продюсирование и режиссура игрового кино. Лаборатория дебютного фильма» не планируется. Но желающим освоить новую и перспективную профессию можно порекомендовать практико-ориентированную магистерскую программу «Прикладная культурология», на которой учат организации культурных проектов.

Дмитрий Болкунец, Сергей Нагаев

Вам также может быть интересно:

«Онкология – это вызов семье длиною в месяцы или даже годы»

Как выпускница Вышки борется с лимфомой

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»

Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.

Директор Банковского института ВШЭ награжден Орденом Звезды Италии

Посол Италии в Российской Федерации Паскуале Терраччано наградил директора Банковского института НИУ ВШЭ, профессора Василия Солодкова. Ему вручен Орден Звезды Италии степени «Кавалер» за исключительный академический вклад в продвижение и развитие дружеских отношений и сотрудничества между Италией и Россией.

Фуад Алескеров избран в Европейскую академию

Ординарный профессор ВШЭ Фуад Алескеров, который руководит департаментом математики на факультете экономических наук, стал членом секции «Информатика» Academia Europaea.