• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дубль2: как экономист изменил свою жизнь, выучившись на режиссера

Виталий Мокрушин (слева)

Виталий Мокрушин (слева)

Почему кому-то нравится профессия, полученная в вузе, а кому-то потом приходится учиться заново? Как сразу сделать правильный выбор и стоит ли расстраиваться из-за того, что какое-то время ты занимался не своим делом? Виталий Мокрушин, закончивший в Вышке годовой курс по режиссуре, рассказал, как из экономиста переучился на режиссера и что ему дала смена профессии.

Об экономическом прошлом

В 2002 году я окончил бакалавриат экономического факультета МГУ, куда поступил после московской школы с физико-математическим уклоном. Потом окончил магистратуру Российского университета дружбы народов, там я учился по направлению «Менеджмент». Ну и затем, как полагается, пошел работать. Стал консультантом по франчайзингу — разрабатывал для крупных компаний соответствующие стратегии и бизнес-процессы, писал толстенные и многомудрые программы развития. Деньги получал весьма и весьма приличные. Года три-четыре я вот так трудился, и все у меня было «как у людей».

Но, к сожалению, не было в этом радости. И чем дальше, тем менее интересным казалось мне мое дело. «Добило» меня то, что я в очередной раз разработал программу создания франшизы, но по реакции заказчиков понял, что вообще-то им это не было нужно. То есть, возможно, это было нужно, чтобы покрасоваться перед партнерами по бизнесу, но осуществлять разработанные мною планы они точно не собирались. Хотя документами остались довольны, деньги хорошие заплатили, как обычно. И тут я понял, что больше так не могу.

О телевидении и его недостатках

Стал думать, как жить дальше. Чем заниматься, чтобы это приносило большее удовлетворение, чтобы «на работу — как на праздник»? Стал анализировать, что меня больше всего когда-либо привлекало. И в первую очередь подумал о том, что в МГУ я участвовал в постановках студенческого театра.

Это был не просто студенческий кружок. Это был театр «МОСТ». Там работал, да и сейчас работает замечательный режиссер Евгений Славутин. Во-первых, он брал не всех студентов подряд, а только тех, кто прошел серьезный кастинг, а во-вторых, не выпускал на сцену новичков до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня актерского мастерства. Я на сцену в итоге был допущен, но играл в основном «кушать подано», а мне хотелось главных ролей. И вот это неприятное чувство, что мне так и не довелось оказаться на сцене среди первых, спустя годы настигло меня. Потребовало сатисфакции.

Счастливы те, кто сразу идет учиться на ту профессию, которой будут потом заниматься всю жизнь. Но человек всегда может измениться

В общем, я посоветовался со своей девушкой, и она сказала: иди на телевидение, там тебя увидят миллионы. И я подумал: а почему бы и нет? Пошел в Школу телевидения при Останкино, окончил курсы ведущих и поступил на свой первый телеканал — ВКТ. Там за три года я создал семь циклов программ и телепередач. Из моих любимых — документальный сериал «50 чудес Москвы». Он до сих пор набирает тысячи просмотров на Youtube. Зрителям нравится изучать самые красивые места Москвы, и это приятно.

После ВКТ были федеральные каналы, перепробовал, пожалуй, почти все — Первый, РЕН, НТВ, СТС. Но там, как правило, мне приходилось выполнять узкую задачу, моя работа не влияла на итоговый результат. К примеру, был опыт, когда я в числе пяти корреспондентов снимал документальный фильм. Из 50 часов видео был собран фильм на один час. Остальное — в корзину.

Правда, была и обратная ситуация — работа режиссером в программе «Галилео». Здесь мне удавалось довести свои задумки до воплощения. Также передача «Галилео» стала для меня неплохой школой по созданию корпоративных и производственных фильмов, много приходилось работать с 2D и 3D-графикой, анимацией и мультипликацией. Но главное даже не это: работая на «Галилео», я осознавал, что мы своей программой выращиванием среди подростковой аудитории будущих гениев. От этой передачи была польза для страны.

В общем, на телевидении я был и ведущим, и редактором, и сценаристом, попутно на практике освоил принципы монтажа и режиссуры. Думаю, лучшее, что мне дало телевидение — это умение снимать интересно. И за это я ТВ благодарен.

О том, зачем пошел в Вышку

В 2011 году я поступил в Высшую школу экономики на курс «Креативное продюсирование и режиссура игрового кино. Лаборатория дебютного фильма». К тому времени я уже пять лет работал на телевидении и профессионально занимался режиссурой. В голове возникала иллюзия, что я «и так все знаю», но внутренний голос подсказывал, что «правильная», системная учеба на режиссера все-таки необходима.

Мои мастерами в Вышке были режиссеры-практики. И учили они нас практически: каждую неделю мы снимали новые работы по их заданиям, а потом разбирали свои ошибки.

О счастье

Сейчас я снимаю рекламные ролики и корпоративное видео. Снимал и художественные ленты, пока короткометражные. Словом, занимаюсь именно тем, чему нас учили.

В моем портфолио более 40 роликов. Снимаю их для разных заказчиков и в разных бюджетах. Есть ролики для «Азбуки вкуса», «Tea Funny», «Sunlight», завода «Маршал» и много других. Большую часть работ я выполняю самостоятельно, со мной выгодно делать ролики продюсерам, которые сотрудничают с крупными клиентами. У меня они получают комплекс услуг «под ключ»: готовый ролик или фильм. Я разрабатываю концепции, пишу, корректирую и утверждаю у заказчика сценарий. Далее идет стадия съемок, куда я приглашаю проверенных специалистов из своей команды — оператора, осветителей, художника. На этапе монтажа к проекту подключается дизайнер графики, иногда — цветокорректировщик.

Мои знания по маркетингу, почерпнутые на экономическом факультете, здорово помогают в работе с клиентами — я предлагаю работающие видео-решения под их бизнес-задачи. У меня есть сайт Todayproduction.ru, через который я веду дела моей компании — а бизнесом тоже надо уметь с умом заниматься, и это еще один плюс экономического образования.

Думаю, что счастливы те, кто сразу идет учиться на ту профессию, которой будут потом заниматься всю жизнь. Но человек всегда может измениться. После получения режиссерской профессии я открыл для себя новый мир. Сейчас я счастлив и доволен своей жизнью.

В новом учебном году набор абитуриентов на программу  «Креативное продюсирование и режиссура игрового кино. Лаборатория дебютного фильма» не планируется. Но желающим освоить новую и перспективную профессию можно порекомендовать практико-ориентированную магистерскую программу «Прикладная культурология», на которой учат организации культурных проектов.

Дмитрий Болкунец, Сергей Нагаев

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

«Онкология – это вызов семье длиною в месяцы или даже годы»

Как выпускница Вышки борется с лимфомой