• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нацеленность на качество образования

На состоявшемся 14-го ноября заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ были подведены итоги учебно-методической работы за 2007—2008 учебный год и приняты к реализации задачи на 2008—2009 учебный год.

Обстоятельный доклад, в котором был представлен анализ достижений и проблем учебно-методической работы за прошлый учебный год и обоснованы задачи на текущий, сделал проректор Сергей Рощин. Он подчеркнул, что задачи прошлого года в целом были выполнены, при этом в ГУ-ВШЭ в Москве и в филиалах основные показатели учебно-методической работы находятся в одном диапазоне, то есть университет развивается по единым стандартам и регламентам.

Среди общих итогов были отмечены следующие. В университете продолжался количественный и структурный рост — создавались новые кафедры, лицензировались программы, подготовлена первая совместная образовательная программа по экономике с другим российским вузом — Уральским государственным университетом. Вышка поддерживает высокие стандарты обучения, поэтому сохраняется на высоком уровне и требовательность к подготовке студентов, за что, однако, приходится "платить" достаточно большим процентом "задолженностей" и отчислений. В прошлом году в учебных планах увеличилась роль элективных дисциплин, индивидуальных учебных планов. В магистратуре произошло обновление формата обучения, удалось выйти на оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной нагрузки студентов — 40% к 60%, хотя в бакалавриате аудиторная нагрузка пока выше и составляет около 50%.

Вместе с тем нагрузка, связанная с формами итогового контроля, распределяется в течение учебного года неравномерно. По словам С. Рощина, "у нас "сверхтрудовыми" остаются декабрь и июнь", поэтому важной задачей являются пересмотр структуры учебных планов. В ходе обсуждения этой проблемы ректор Ярослав Кузьминов предложил снизить до четырех количество предметов, итоговый контроль по которым приходится на зимнюю сессию текущего учебного года. Опасной была признана и тенденция к увеличению "веса" устных форм контроля. По словам Я. Кузьминова, именно письменный контроль не позволяет профанировать работу со студентами.

В целом при обсуждении задач учебно-методической работы на 2008—2009 учебный год на первый план вышла проблема поддержания высокого качества образования. Как заметил заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов, сейчас во всем мире 85% студентов — троечники, без ярко выраженной академической мотивации и способностей. И в условиях массового университета учебные планы должны быть нацелены на результат, на успешность студента. Это, в частности, означает, что всякая оценка, которая выставляется студентам, должна "работать" на поддержание темпов освоения знаний, как сигнал к рефлексии, а не как наказание или поощрение. И, если увеличивается объем самостоятельной работы студентов и сокращается аудиторная нагрузка, то преподаватель должен быть "доступен" для студента как тьютор, консультант и научный руководитель.

Ориентация на успешность студента также означает, что что ядро обязательных учебных дисциплин должно быть небольшим. Члены Ученого совета приняли решение создать комиссию по оптимизации учебных планов во главе с ректором. По словам Ярослава Кузьминова, некоторые учебные курсы могут быть укрупнены, другие курсы — переведены в ранг элективных. В Вышке уже 5—7% студентов посещают учебные курсы на других факультетах, и это "нормальный этап" становления ГУ-ВШЭ как магистерского университета, в котором "через 4—5 лет сложится единая линейка курсов по выбору". При этом университетский блок учебных предметов, определяющих "профиль" Вышки (например, макро- и микроэкономика, социология, право), сокращаться не будет.

Ряд важных задач, принятых к реализации на 2008—2009 учебный год, касается работы преподавателей — это, в частности, внедрение системы оценки соответствия образовательных программ международным стандартам, размещение в открытом доступе на портале ГУ-ВШЭ программ всех учебных курсов и учебно-методических материалов, организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей, решение вопросов учебной нагрузки сотрудников научно-учебных лабораторий.

Татьяна Смирнова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».  Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle

Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.

Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году

Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.

Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев

В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.

«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»

В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

Новая программа двух дипломов в магистратуре МИЭФ

В магистратуре МИЭФ НИУ ВШЭ «Финансовая экономика» открыта программа двух дипломов.