• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«И я обратился за помощью к своим студентам»

В широком прокате завершается показ анимационного фильма «Три богатыря на дальних берегах», над продвижением которого в интернете активно работали студенты ВШЭ. Об этом рассказали преподаватель факультета бизнес-информатики ВШЭ, гендиректор компании «ИнтелГрупп» Евгений Зараменских, и студенты-участники проекта.

Евгений Зараменских
Евгений Зараменских
— Евгений Петрович, расскажите, пожалуйста, об интернет-проекте, связанном с мультфильмом «Три богатыря».

— История появления «Трех богатырей» на киноэкранах берет свое начало в теперь уже далеком 2004-м. Долгое время у этих анимационных фильмов не было крупных сетевых ресурсов. Но почти два года назад мы стали взаимодействовать со студией «Мельница» и начали активную поддержку фильмов в интернете. Весь проект был реализован силами выпускников и студентов ВШЭ, и не сочтите за нескромность, нам удалось добиться потрясающих результатов. Основной упор был сделан на развитие сообществ в социальных сетях и инициирование различных обсуждений. Как показала практика, мы не ошиблись. Недавний фильм «Три богатыря на дальних берегах» вошел в пятерку самых кассовых фильмов за всю историю российского кинопроката, обогнав множество очень популярных кинокартин.

— Чем для вас интересен этот проект?

— Наш проект по сути своей — реализованное на практике глобальное исследование. Студенты Вышки и представители коммерческих структур действовали совместно на каждом этапе. Как преподаватель и предприниматель одновременно я непрерывно ищу оптимальную форму взаимодействия бизнеса и университета. Такое взаимодействие обязательно должно приносить моральное и финансовое удовлетворение обеим сторонам. Образцом для меня является случай, когда два аспиранта Стэнфордского университета — Сергей Брин и Ларри Пейдж — создали компанию Google.

В нашем проекте можно увидеть далекие отголоски той истории, ведь успех во многом зависел именно от знаний и навыков студентов ВШЭ. Но добиться уникальных результатов в инновационном бизнесе можно, только если удастся по-настоящему заинтересовать участников проекта, если у них «загорятся» глаза. На нашей кафедре корпоративных информационных систем при поддержке заведующего кафедрой Владимира Грекула и его заместителя Нины Коровкиной мы ищем формы, которые позволяют раскрыть профессиональный и творческий потенциал студента, чтобы студент удивил окружающих и в первую очередь самого себя полученными результатами.

Мы практикуем участие студентов в производственной практике, привлекаем их к действительно важным для бизнеса исследованиям. Еще одна форма, которую мы сейчас развиваем — научно-практическая студенческая школа на базе факультета бизнес-информатики Пермского кампуса ВШЭ. Выстроить успешные отношения между бизнесом и университетом — занятие непростое, и вопросов пока что гораздо больше, чем ответов. Очень важно, что факультет, его руководство поддерживают новые идеи. Добиться таких результатов взаимодействия кампусов ВШЭ удалось при активной поддержке декана Светланы Мальцевой. Фактически используются большие возможности Международного учебно-методического совета по бизнес-информатике Учебно-методического объединения вузов России по экономике, менеджменту, логистике и бизнес-информатике.

— Давайте подробнее остановимся на самом проекте…

— Два года назад в очередной раз обострился конфликт между рядовыми пользователями интернета и правообладателями. Ассоциация теле- и кинопродюсеров пригласила меня в качестве эксперта, чтобы попытаться найти выход из конфликтной ситуации. Мы встречались с представителями основных интернет-компаний и стремились найти такую форму взаимодействия, которая позволила бы защитить интересы как пользователей сети, так и правообладателей. Во время одной из таких встреч директор кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов предложил мне заняться поддержкой мультфильмов студии «Мельница» в интернете. Это не было моим профилем, поэтому сначала я обратился за помощью к своим студентам. Вместе мы сформулировали идеи, которые позже легли в основу всего проекта. В начале (в 2011 году) мы вели работу по поддержке анимационного фильма «Иван Царевич и Серый Волк». В этом мне активно помогали студенты нашего факультета Кристина Ватутина, Александра Кузьмина, Роман Пушков, Любовь Байдалина, Станислав Новиченко и другие. Однако очень скоро оказалось, что навыков студентов факультета бизнес-информатики недостаточно.

— И зачем понадобились студенты других факультетов?

— Наш проект лежит на стыке технических и гуманитарных знаний. Безусловно, знания студентов факультета бизнес-информатики уникальны. Они отлично умеют формулировать потребности бизнеса и применять информационные технологии для повышения его эффективности. Но на практике нам понадобилось еще и умение общаться с огромной аудиторией. Для решения этой проблемы проще всего было привлечь студентов с профильного факультета. Аудитория, надо сказать, действительно большая — каждый фильм посмотрели около четырех миллионов человек. Тогда-то я и решил пригласить в проект нескольких студентов с факультета прикладной политологии ВШЭ. Конечно, никакой политикой они здесь не занимаются. Но факультет политологии потому и называется прикладным, что его студенты способны на практике взаимодействовать с огромными аудиториями. Политическая коммуникация предполагает умение завоевывать популярность, умение вести диалог с самыми разными адресными группами. Вообще здесь можно провести аналогию с голосованием. Зритель, покупающий билет, делает свой выбор в пользу одного из фильмов, которые идут в кинотеатре. И если нам удалось завоевать доверие зрителя, то он отдаст свой «голос» в пользу нового мультфильма «Мельницы». Без сомнения, по мере развития проекта нам понадобятся знания и других студентов — социологов, психологов, филологов и других.

— Как вы считаете, почему кинокомпания «СТВ» была заинтересована продвижением своих фильмов в интернете?

— Сегодня каждый из нас может наблюдатель фундаментальные изменения во взаимодействии зрителя и производителя кино. Все чаще и чаще зритель предпочитает смотреть фильмы через интернет, благо современные технологии позволяют без проблем смотреть и загружать видео в высочайшем качестве. Когда-то DVD «убил» VHS, но теперь и этот формат уходит в прошлое. Руководство компаний «СТВ» и «Мельница» понимают, что эпоха Web 2.0 ставит перед нами новые задачи.

Дело в том, что проект не сводится к одной только защите интересов правообладателя. Информационные технологии активно меняют образ жизни людей. При помощи нашего проекта создатели фильмов мгновенно получают обратную реакцию и узнают настроение своих пользователей. Люди хотят лично общаться с авторами фильмов и своими любимыми героями, а интернет дает им эту возможность. И это только начало активного применения информационных технологий в кинопрокате, несмотря на некоторую консервативность этой сферы.

— Что вы могли бы рассказать о структуре проекта?

— Проект полностью реализован в интернете. Было создано несколько площадок для информационной поддержки фильмов про богатырей, главная из которых — официальный канал на «YouTube». Я встретился с представителями компании «Google» в их московском и парижском офисах. Очень важно было привлечь в проект технологии крупнейшей интернет-компании XXI века. На «YouTube» размещаются видео, интересные подписчикам и гостям канала: пользовательские ролики, фрагменты из мультфильмов, конкурсные видео. Туда же мы загружаем фильмы в HD-качестве. Пользователям интернета не нужно идти в магазины для того, чтобы посмотреть лицензионную версию фильмов. Все они выложены на «YouTube» и доступны каждому желающему. Кроме того, существуют различные группы в социальных сетях. Самое крупное сообщество расположено «В Контакте». Другие группы можно найти на ресурсах «Мой Мир», «Facebook», «Twitter» и «Одноклассники». Есть, разумеется, и традиционная промо-площадка — сайт, выполненный в форме развлекательного портала. Студенты ВШЭ занимаются управлением этими площадками: готовят новости, подбирают интересные материалы, общаются с аудиториями, проводят конкурсы и прочее. Сегодня участники проекта взаимодействуют с лояльной бренду «Три богатыря» интернет-аудиторией, размер которой превышает миллион человек.

 

Своими впечатлениями от работы в проекте поделился Илья Слугин, студент четвертого курса факультета прикладной политологии ВШЭ.

— Как давно и чем конкретно вы занимаетесь в интернет-проекте «Три богатыря»?

— Продвижением «богатырей» я занимаюсь с лета прошлого года. За это время сфера обязанностей менялась не раз и не два. Когда я пришел в проект прошлым летом, официальные ресурсы только-только развивались. Мы привлекали новых подписчиков и всячески развлекали уже присоединившихся. В мои задачи входила обработка разного рода информации, общение с пользователями, обновление сайта и модерирование конкурсов. И тогда, и сейчас этим аспектам уделялось и уделяется огромное внимание. Как известно, мало собрать аудиторию — нужно суметь ее удержать.

В дальнейшем мы с однокурсницей Анастасией Утёмовой сфокусировались на социальных сетях и взаимодействии с поклонниками наших мультфильмов. Интернет открывает потрясающие возможности для коммуникации с аудиторией, но в то же время накладывает некоторые обязательства. Бренды становятся друзьями пользователей, а требования к друзьям куда выше, чем к простым товарным маркам. Люди хотят быть услышанными, хотят знать, что авторам фильмов важно их мнение. Быть на связи в режиме 24/7 — потребность, встающая перед каждым популярным брендом.

— Что вы можете сказать о полученном опыте?

— Это очень интересный опыт. Не сомневаюсь, что полученные навыки и знания еще не раз пригодятся мне в будущем. Главное, чему я научился — эффективно пользоваться своим собственным временем. Обычно есть несколько задач, которые надо выполнить в течение дня. С одними можно справиться даже в электричке по дороге в Вышку на «пары», с другими — на переменах и так далее. Сложнее всего приходится во время проката фильмов. Мультфильмы «Мельницы» выходят в конце декабря, прямо во время зимней сессии. Выучить все билеты к экзаменам, сдать письменные работы по нескольким предметам, а заодно сделать кучу всего по работе — то еще занятие. Но пересдач у меня ни разу не было, так что все реально, было бы желание.

Занятость в проекте во многом помогла мне. Сейчас я пишу выпускную квалификационную работу, напрямую связанную с применением политических технологий в интернете. Зачастую и в сфере политики, и в сфере бизнеса применяются едва ли не одинаковые методы воздействия на общественное мнение.

 

Александра Кузьмина, студентка второго курса магистратуры факультета бизнес-информатики ВШЭ, — бывшая участница проекта.

— Александра, какой была ваша роль в продвижении фильмов?

Евгений Петрович Зараменских пригласил меня в проект на самой первой стадии его существования. Тогда перед нами стояла сложная основополагающая задача — создать концепцию, на которую будут опираться все последующие шаги. Мы начали работу с нуля, действительно с нуля. В голове крутились десятки креативных идей. Среди них мы выбирали самые интересные, иногда даже не зная, как реализовать их на практике. Плюс ко всему нужно было проанализировать похожие проекты — узнать их сильные и слабые стороны, понять, что в перспективе привлечет и удержит пользователей. До выхода фильма «Иван Царевич и Серый Волк» оставалось около года, поэтому времени для ошибок не было. Предстояло продумать каждый этап дальнейшего развития. За отведенное нам время планировалось собрать на официальных ресурсах бренда более миллиона человек. В конечном счете, проекту удалось даже превысить эту цифру.

— Такой опыт оказался полезным в дальнейшем?

— Безусловно! Я покинула проект практически в самом начале, но постоянно следила за ним и пару раз помогала советами, когда требовался взгляд со стороны. Это невероятно интересно — смотреть, как на твоих глазах простая студенческая идея становится крупным интернет-проектом. Я искренне радовалась, когда в январе 2012 года «Иван Царевич и Серый Волк» стал лидером зимнего проката, а потом и вовсе самым кассовым российским мультфильмом. А в этом году его результат превзошел фильм «Три богатыря на дальних берегах», тоже за авторством «Мельницы». Приятно осознавать, что здесь есть и мой вклад. Не знаю, в каком еще университете возможно добиться таких результатов силами одних только студентов и преподавателей. Меня всегда интересовала идея создания собственного бизнеса. Из всего этого я поняла одну простую вещь: нет ничего невозможного, если ты студент Вышки. Эффективность, с которой ты применяешь полученные знания, зависит только от твоих собственных способностей.

 

Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Все научные интернет-проекты Вышки собраны на одном сайте

Архив Мандельштама, Определитель языков России, «Facebook прошлого» — всего около полусотни профессиональных порталов, электронных словарей и баз данных, созданных учеными Вышки. Инициатива по формированию банка таких ресурсов получила название «Проект HSE».

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

Прокатились на здоровье

870 человек приняли участие в очередном Дне здоровья ВШЭ. Праздник, совмещенный с любительскими соревнованиями горнолыжников и сноубордистов, состоялся 2 марта в спортивном комплексе «Кант».

Как стать лицом факультета

В Пермском кампусе ВШЭ проходит студенческий конкурс HSE FACE. Суть конкурса в соревновании пар (студент и студентка), каждая из которых представляет свой факультет. С 5 по 12 марта преподаватели и студенты кампуса голосуют за лучший фотографический образ пар, но это лишь один из этапов конкурса.

Студенты пермской Вышки встретились с консулом США

В Пермской краевой библиотеке имени Горького состоялась встреча генерального консула США в Екатеринбурге Отто Ханса Ван Маерссена со студентами пермских вузов, в том числе кампуса Вышки.

Студенты ВШЭ приняли участие в Конкурсе имени Джессопа

2 февраля завершился российский этап конкурса по международному праву имени Джессопа, на котором команда факультета права московской Вышки заняла восьмое, а команда юридического факультета Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ — 12-е место.

Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе

28 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.

Студенты ВШЭ получили именные стипендии Сбербанка

Трое студентов Высшей школы экономики: Роман Кочнев, Михаил Можжевитин и Игорь Кулик, поступившие в ВШЭ как победители Всероссийской олимпиады, стали стипендиатами Сбербанка России.

Студенты ВШЭ стали победителями всемирного хакатона PayPal

17 ноября команда российских программистов с участием двух представителей ВШЭ, студентов Сергея Пронина и Александра Балабана, выиграла международный конкурс PayPal Battle Hack, проходивший в американском Сан-Хосе. Победители получили чек на 100 тысяч долларов.

Победа аспирантки Института образования ВШЭ

В конкурсе научных и творческих работ среди студентов и аспирантов российских вузов «Благотворительность в России-2013» победу одержала аспирантка ВШЭ Эльза Дьячкова.