• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Делая вид, что учим вас, мы на самом деле сами учились»

15 июля прошла открытая защита дипломных работ первого выпуска Международной школы мультимедийной журналистики — программы профессиональной переподготовки, созданной Высшей школой журналистики ГУ-ВШЭ совместно с крупнейшими российскими новостными агентствами «РИА Новости» и «Интерфакс».

Кто такой «новый неандерталец»? Как быть с «медианасилием»? Что такое «инфографика»? 15 июля прошла открытая защита дипломных работ первого выпуска Международной школы мультимедийной журналистики — программы профессиональной переподготовки, созданной Высшей школой журналистики ГУ-ВШЭ совместно с крупнейшими российскими новостными агентствами «РИА Новости» и «Интерфакс».

Темы дипломных работ были посвящены анализу и концептуализации актуальных проблем журналистики: пониманию мультимедийности как особого этапа в развитии СМИ (Мария Новикова), использованию информационных технологий в мультимедийной среде (Елена Андреева), методам работы журналистов (Гайдар Батырханов) и редакционным стандартам информационных агентств (Олегс Батенинс), превращению последних в СМИ полного цикла (Эвелина Есиповская), мутации текстов и изображений в «инфографику» (Татьяна Лыхина), «медиакратии» (Залина Вердиханова) и «медианасилию» (Дарья Горностаева) в контексте современной демократии. Защиты состояли из двух частей. Первая — рассказ о дипломной работе, вторая — показ учебного телесюжета, так или иначе связанного с темой дипломного исследования.

У слова «инфографика» пока не появилось общепринятого значения. Согласно одному из более или менее распространенных определений это — справочная или иллюстративная информация, представленная в виде таблиц, графиков и диаграмм. Кто-то называет ее самым молодым жанром журналистики, кто-то — одной из значимых характеристик современного языка массмедиа в целом. Научных работ, посвященных детальному рассмотрению применения инфографики в современном информационном агентстве, пока что очень мало. Одной из них («Инфографика в информационном агентстве») стал диплом выпускницы Школы Татьяны Лыхиной.

Татьяна рассказала о работе над дипломной работой в редакции «РИА Новостей», где она наблюдала за созданием инфографики и сама училась создавать ее. Выпускница поделилась сведениями об истории этого феномена, о том, что инфографикой называют не только графики, но и иконки на рабочем столе ПК, юзерпики пользователей всевозможных электронно-коммуникативных служб и все другие информационные единицы, не являющиеся ни текстом, ни изображением в чистом виде, в которых, тем не менее, преобладает визуальный элемент. В ходе обсуждения дипломной работы заместитель директора Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ Илья Кирия предложил рассматривать широкое распространение инфографики в современных СМИ в качестве подтверждения пророчеств патриарха теории коммуникаций Маршалла Маклюэна о «новом неандертальце», жителе «глобальной деревни» «постгуттенберговской эпохи», отказавшегося от письменности в пользу более информативных картинок. Научный руководитель Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ Анна Качкаева обратила внимание на связанные с инфографикой опасности. «Движущаяся картинка еще содержит в себе реальность, отсылает к некоей достоверности. Представим себе, что все можно нарисовать. Вот на экране стоит человек на фоне инфографики и ее комментирует. В этом случае у нас нет никакой гарантии, что эти комиксы хоть как-то отражают действительность», — сказала она.

Западные ученые уже около 60 лет исследуют феномен так называемого «медианасилия». Это — экранное насилие, в кино, новостных программах, компьютерных играх. Дарья Горностаева, диплом которой посвящен исследованию этого феномена в российском контексте, рассказала о зарубежных исследованиях, гипотезах, связывающих коммерческий успех экранной стрельбы с расстрелами в американских школах и формированием в подростковом сознании представления о допустимости агрессивного поведения. Также она говорила о существующих на данный момент объяснениях причин популярности медианасилия. Стремление увидеть на экране сцену насилия может быть связано со стремлением испытать сильное волнение (отождествившись с агрессором или жертвой), часто социально табуированное (эффект «запретного плода») или, в некоторых случаях, с подкреплением собственного девиантного поведения. Дарья привела данные о процентной доле медианасилия на ведущих российских телеканалах. Она проанализировала один день вещания «Первого канала», «НТВ» и «России». Пальму первенства получило «НТВ»: согласно исследованию дипломницы, на долю медианасилия приходится 80% прайм-тайма этой телекомпании. На втором и третьем местах оказались «Россия» и «Первый канал», в прайм-тайме этих каналов насилие занимает 45% и 40% соответственно.

Редактор главной редакции «Интерфакса» Георгий Вирен поблагодарил выпускников за серьезные полевые исследования. Руководитель Объединенной редакции новостей агентства «РИА Новости» Максим Филимонов признался выпускникам: «Делая вид, что учим вас, мы на самом деле сами учились». После чего Анна Качкаева добавила, что очень рада сотрудничеству в рамках образовательной программы ГУ-ВШЭ «таких непримиримых конкурентов», как «Интерфакс» и «РИА Новости».

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике

30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.

Учебник преподавателей ВШЭ победил в премии «Книга года»

Учебник «Мультимедийная журналистика» под редакцией преподавателей факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Качкаевой и Светланы Шомовой стал победителем премии «Книга года» в номинации «Учебник XXI века». Книга выпущена издательством ВШЭ.

«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»

На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.

В НИУ ВШЭ пройдет дискуссия о медиаменеджменте в России

23 июня  2015 года в Высшей школе экономики состоится экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессии журналиста и медиаменеджера в России.

Команда студенческого медиацентра Всероса: «Наш проект — о свободе выбора»

С 27 марта по 24 апреля заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников в Высшей школе экономики освещал медиацентр, созданный студентами образовательной программы «Журналистика». Второй год подряд созданный ими сайт — главный источник информации о ходе Всероса на площадке университета. О работе команды медиацентра на олимпиаде по обществознанию — в материале корреспондента новостной службы ВШЭ.

Журналист-международник: трансформация профессии

Что такое международная журналистика сегодня? Какую роль она играет в международной политике? Кто такой журналист-международник? Эти и другие вопросы обсудили на открытом семинаре «Журналистика и международные отношения», который прошел на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя

Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям,  организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.

«Журналистика — очень простая профессия»

В ноябре выпускник Высшей школы экономики журналист Илья Азар был отмечен наградой HSE Alumni Awards в номинации «Четвертая власть». В рубрике «Конструктор успеха» Илья рассказывает о том, как найти работу в СМИ, что такое журналистская этика и как выжить в горячих точках без бронежилета.

ВШЭ впервые в России открывает программу для менеджеров по компенсациям и льготам

Каждый год в России за нарушения дисквалифицируются около 5 тысяч специалистов в сфере оплаты труда. Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ предлагает новую программу профессиональной переподготовки, которая находится на стыке экономики труда, трудового права и управления человеческими ресурсами. Ее выпускники будут обладать значительно более широкими компетенциями, чем обычные специалисты отделов труда и заработной платы.

Чем PR отличается от пропаганды?

26 июня в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» в летнем кинотеатре «Пионер» с лекцией «PR и пропаганда» выступил спикер Школы новых медиа, созданной с участием НИУ ВШЭ, главный редактор интернет-портала Slon.ru Андрей Горянов.