• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ сформировал банк практик и методических рекомендаций для вузов

НИУ ВШЭ сформировал банк практик и методических рекомендаций для вузов

© iStock

Эксперты Вышки сформировали «Банк управленческих практик и методических рекомендаций для организаций высшего образования». Он поможет сделать вузовские образовательные программы для студентов 30-40 лет более актуальными и эффективными. Исследовательская работа проведена под руководством заместителя директора Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова в рамках стратегического проекта университета «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», который реализуется по программе «Приоритет 2030».

Университетам, у которых пока немного слушателей на программах дополнительного профессионального образования (ДПО), эксперты советуют наращивать масштаб обучения экстенсивным путем. Он предполагает расширение линейки программ и освоение новых целевых аудиторий. Вузам с высокой долей слушателей ДПО подойдет интенсивный метод, который предусматривает формирование и расширение программ с применением информационно-коммуникационных технологий, а также совершенствование системы управления бизнес-процессами.

Составители банка отмечают, что при разработке новых программ вузам стоит делать акцент на наиболее востребованных направлениях. По итогам исследования в список вошли:

 обучение ИТ для всех категорий слушателей;

 надпрофессиональные навыки, личностное развитие, лидерские качества, продуктивность, стрессоустойчивость (такие программы как «Ораторское искусство», «Коммуникация», «Личная эффективность и лидерство», «Тайм-менеджмент», «Лидерство», «Теория аргументации», «Деловые переговоры», «Деловой этикет», «Развитие блога»);

 медицина и технологии здоровьесбережения — как для работников сферы здравоохранения, так и для широкой аудитории;

 экология и охрана окружающей среды (актуальность этой тематики постоянно растет в международной и региональной повестке в области экологического менеджмента, основанного на ESG-принципах);

 туризм и гостиничный бизнес (потребность повышается в условиях ограничений и развития внутреннего туризма);

применение современных образовательных технологий для научно-педагогических кадров, изучение психологических особенностей обучающихся, наставничество для молодых кадров в реальном секторе экономики.

Рекомендации экспертов НИУ ВШЭ касаются не только тематического наполнения программ ДПО в вузах. В банке содержатся предложения по развитию непрерывного образования и эффективные практики по комплексу направлений: от формирования стратегии и возможностях участия в федеральных проектах и программах по обучению взрослых, которое обеспечивает стабильность образовательных организаций с точки зрения ресурсов и активизирует работу менеджмента соответствующих подразделений, до учета потребностей регионов, работодателей, учащихся и взаимодействия с внешними партнерами.

Илья Коршунов

«Актуализация образовательных программ с учетом внешних условий и обстоятельств, а также потребностей и запросов потенциальных слушателей оказывает положительное воздействие как на увеличение количества обучаемых в образовательных организациях, так и на общей доходности от этих образовательных программ», — говорит Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ.

В основе банка — результаты опроса руководителей 51 вуза, получившего поддержку в рамках гранта на обучение взрослых слушателей по федеральному проекту «Новые возможности для каждого», и около 11 тысяч слушателей, которые прошли обучение в рамках ФП в 2020 году. Также были проанализированы  данные о реализованных вузовских программах ДПО в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография») в 2021 и 2022 годах. «Выборка вузов гетерогенна по своему составу, так как образовательные организации отличаются по своим характеристикам, и носит достаточно репрезентативный характер. Поэтому выводы исследования могут быть успешно использованы для анализа, оценки и разработки рекомендаций в целях совершенствования непрерывного образования взрослых в Российской Федерации», — отмечают исследователи.

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.