• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый стратегический проект усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта»

«Новый стратегический проект усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта»

© iStock

Высшая школа экономики в рамках программы «Приоритет-2030» запускает новый стратегический проект «ИИ-технологии для человека». О том, какие задачи он решает, какие проекты войдут в его состав, зачем нужны конкурсы молодых ученых и компетенций и что будут делать ИИ-помощники для человека, в интервью «Вышке.Главное» рассказал научный руководитель стратпроекта, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин.

— Расскажите, как родилась идея создания стратегического проекта по искусственному интеллекту? Какие были первые шаги в этом направлении?

— Прежде всего стоит подчеркнуть, что Высшая школа экономики сегодня является одним из ведущих университетов в области компьютерных наук, ИТ-образования и искусственного интеллекта. В 2021 году в Вышке на базе факультета компьютерных наук был создан Исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта. Наш университет стал одним из победителей конкурса на получение гранта от правительства Российской Федерации в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект». Центр ИИ успешно работает как на решение фундаментальных, так и на реализацию прикладных задач в партнерстве. В настоящее время реализуется более 20 прикладных проектов в сфере ИИ в интересах индустриальных партнеров — лидеров в своих отраслях (финансы, телеком, ИТ, туризм).

Алексей Масютин
© Высшая школа экономики

В прошлом году лаборатории, реализующие программу центра, объединились в Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ. Напомню также, что Вышка вошла в число лучших вузов первого рейтинга качества подготовки специалистов в сфере ИИ, составленного Альянсом в сфере искусственного интеллекта, попав в лидерскую группу А+. В этом году в образовательные программы университета для всех студентов будет включен трек по изучению ИИ-технологий.

С учетом всего этого появление в пуле стратегических проектов ВШЭ стратпроекта по искусственному интеллекту — это естественный и в некоторой степени необходимый шаг, который консолидирует накопленные компетенции, научный потенциал и экспертизу университета.

Инициатива создания такого стратегического проекта была озвучена ректором и поддержана на Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

— Какие цели и задачи поставлены перед новым стратегическим проектом и как будет выглядеть его структура?

— Целью стратегического проекта является разработка набора продуктов, представляющих собой ИИ-помощников для человека: для поддержки принятия решений, снятия рутинной нагрузки и повышения качества его повседневной жизни, в первую очередь в университете. Ставка сделана на интеграцию процессов университета (образовательных, административных, научных) с технологиями искусственного интеллекта, а также на совместную апробацию с партнерами в области медицины и здравоохранения и других смежных областях. Мы выделяем несколько ключевых направлений работы. Во-первых, это ИИ-помощники в сфере образования, науки, управления. Во-вторых, это геймификация в сфере образования с использованием технологий искусственного интеллекта. И в-третьих, это рекомендательные системы адаптивного обучения.

© iStock

Пул проектов для создания продуктов будет сформирован из двух блоков: флагманский (междисциплинарный) проект, направленный на получение значительного научно-технического результата и заметного социально-экономического эффекта, и проекты, которые будут отобраны в рамках двух конкурсных процедур — конкурса молодых ученых и конкурса компетенций. Мы делаем особую ставку на конкурс компетенций, в котором кампусам предоставлен карт-бланш для формирования проектных команд и усиления компетенций в сфере ИИ. Основу для этого задал стратегический проект «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность», в рамках которого в 2023 году уже был реализован принцип вовлечения всех кампусов в научно-техническую повестку. Исследователи из всей Вышки активно работали в кросс-функциональных командах, и с помощью конкурса мы хотим привлечь в Вышку в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми еще больше высококвалифицированных исследователей и разработчиков. При этом мы понимаем, что это будет непросто, ведь в проектах по ИИ нам приходится конкурировать за таланты с лучшими ИТ-компаниями страны.

— Расскажите подробнее о флагманском проекте: чему он посвящен?

— В стратегическом проекте особое место занимает флагманский проект под названием «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России: информационно-аналитическое исследование с применением интеллектуального анализа больших данных». Он направлен на адаптацию регионов и отраслей экономики к последствиям изменения климата. За реализацию проекта отвечает команда факультета географии и геоинформационных технологий, которая обладает глубокой экспертизой в области геоданных и создала портал по данной теме. В команду проекта войдут также специалисты Института искусственного интеллекта и цифровых наук (они же составляют ядро Центра ИИ), которые разработают и адаптируют инструменты ИИ для данной предметной области. Мы рассчитываем на то, что проект будет интегрирован в климатическую и (или) экономическую повестку новых национальных проектов, обозначенных в рамках послания президента Владимира Путина Федеральному собранию в феврале этого года.

Для оценки рисков опасных природных явлений и процессов (ОПЯП) требуется объединение данных различной модальности — это данные дистанционного зондирования Земли и геоинформационных систем, реестры происшествий и инцидентов — и затем применение ИИ-алгоритмов для поиска взаимосвязей. В результате реализации проекта будет сформирована система принятия решений для митигации (смягчения. — Ред.) климатических рисков и подготовлены специалисты в данной области для региональных органов власти.

В рамках флагманского проекта «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России» планируется разработать:

прототип ГИС для поддержки принятия решений в части оценки ОПЯП и соответствующих им мер адаптации;

алгоритмы машинного обучения для выявления потенциально опасных территорий, на которых пока еще не зафиксированы ОПЯП;

методику оценки и расчет потенциального экономического ущерба от природно-климатических рисков на субрегиональном уровне.

— Какие проекты и тематики представлены в конкурсе компетенций?

— Общее направление конкурса компетенций — это ИИ-помощники. Тематики формируются в зависимости от сферы их применения и инструментов, с помощью которых они реализуются. Возьмем, к примеру, проект по теме «ИИ-сотрудник учебного офиса». На данный момент в Вышке уже свыше 55 тысяч студентов, из них более 2 тысяч обучаются онлайн. При этом спрос со стороны корпоративных партнеров на высококвалифицированных выпускников растет, и мы видим тренд на открытие новых образовательных программ. Нагрузка на учебные офисы постоянно возрастает, появляется потребность позаботиться как о сотруднике учебного офиса, так и о студенте, который попадает в различные жизненные ситуации и нуждается в консультации здесь и сейчас. Тут очевиден потенциал технологии RAG (retrieval augmented generation) на базе больших языковых моделей, но она нуждается в тонкой настройке и адаптации к конкретным доменам. Более того, потребуется создать дружелюбный интерфейс, задать персонализацию с учетом контекста, в котором оказывается студент.

Другой пример — это так называемые ИИ-грейдеры навыков на основе неструктурированных данных экзаменов, таких как эссе и аудиоречь. Такие решения могут снять рутинную нагрузку с преподавателя, вместе с тем предоставляя студенту рекомендации по закреплению отдельных разделов курса. И, наконец, следующий шаг — ИИ-наставники по отдельным курсам, которые помогут проводить консультации для студентов 24/7.

При этом мы понимаем, что все модели машинного обучения и искусственного интеллекта требуют оценки рисков и мониторинга качества работы. Поэтому был выделен инфраструктурный проект по развитию MLOps-инструментов для Вышки. Ученые будут работать вместе со всеми ИТ-подразделениями ВШЭ, чтобы разработанные модели были, с одной стороны, органично встроены в ИТ-ландшафт университета, а с другой стороны, имели возможность развертывания на площадке партнеров с учетом наличия соответствующих источников данных.

Данные направления и тематики являются ориентирами и стратегическими направлениями. В любом случае нам нужно дождаться завершения конкурса компетенций, результатом которого будут детальный состав команд и планы работ.

— Как новый стратегический проект будет способствовать развитию Вышки в целом?

— Мы надеемся, что реализуемый пул проектов усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта. Это касается усиления не только команд, занимающихся разработкой и внедрением ИИ-продуктов в рамках Высшей школы экономики, но и экспертов в предметной области. Кроме того, лучшие решения будут коммерциализированы с нашими партнерами.

Вам также может быть интересно:

ФКН ВШЭ и МТС открывают магистратуру по искусственному интеллекту

В ходе конференции True Tech Day МТС объявила об открытии в сентябре 2024 года магистратуры по направлению «Исследования и предпринимательство в искусственном интеллекте» на факультете компьютерных наук Высшей школы экономики. Цель программы — применение новых технологий в бизнесе и обучение специалистов, которые будут заниматься созданием инновационных продуктов, используя передовые методы машинного и глубинного обучения.

НИУ ВШЭ — лидер среди вузов по вкладу в развитие ИИ

15 мая состоялось вручение премии «AI Awards: создатели будущего 2024».  Команда по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Big Data & AI* совместно с Brand Analytics объявили победителей рейтинга искусственного интеллекта, который составила нейросеть. Вышка стала победителем в индустриальной номинации «Вузы. Вклад в развитие ИИ».

Ученые Вышки ускоряют разработку беспроводных систем связи 5G и 6G с помощью ИИ-технологий

В Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработали программное обеспечение для моделирования радиоканала в беспроводной связи 5G и 6G, основанное на использовании трассировки лучей и машинного обучения. Программы позволяют узнать, как радиоволны распространяются между передатчиком и приемником, а также могут преобразовывать данные трассировки лучей в формат последовательности кадров, конфигурировать и обучать нейросеть на их основе с последующим сохранением.

На площадке НИУ ВШЭ опубликована «Белая книга» оценки соответствия искусственного интеллекта

Технический комитет по стандартизации №164 «Искусственный интеллект», действующий на площадке НИУ ВШЭ, совместно с Палатой индо-российского технологического сотрудничества (CIRTC) и ассоциацией «РУССОФТ» опубликовали «Белую книгу» оценки соответствия искусственного интеллекта. В ней отражены подходы к стандартизации и этическому регулированию технологий ИИ в двух пилотных отраслях — здравоохранении и сельском хозяйстве.

«Подобно электричеству, ИИ может принести невероятную пользу»

Разработки в сфере искусственного интеллекта постепенно занимают ведущее место во всем мире. ИИ может принести невероятную пользу мировой экономике и благосостоянию, но порождает новые вызовы. Об этом в своем докладе рассказал профессор Университета Флориды, научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур нижегородской Вышки Панос Пардалос.

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

Пока ученые спорят о пользе и вреде искусственного интеллекта, молодежь активно осваивает и интегрирует нейросети в свою жизнь, приспосабливая нашу реальность к новым условиям. О том, как дообучить LLM, чтобы они смогли служить полноценными ассистентами в профессиональной среде, обсудили в Вышке на воркшопе «Большие языковые модели в науке и в жизни».

«Нам нужно учиться общаться с сервисами искусственного интеллекта»

На платформе «Открытое образование» стартовал онлайн-курс «Что такое генеративный ИИ?», который поможет слушателям узнать больше о том, как правильно общаться с нейросетями, чтобы они лучше выполняли задачи. Как работает генеративный ИИ и как с его помощью создавать любой контент, рассказала эксперт Центра непрерывного образования, старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН Дарья Касьяненко.

«Специалист по Data Science» ВШЭ — первая программа переподготовки с аккредитацией Альянса в сфере ИИ

Согласно итогам экспертизы, программа Высшей школы экономики охватывает современные области анализа данных и машинного обучения и помогает нетехническим специалистам приобрести базовые знания в области больших данных и искусственного интеллекта. Это уже шестая образовательная программа факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, получившая престижную профессионально-общественную аккредитацию.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ

Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.