• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Чем морально оправдать победителя?»

12 апреля в Культурном центре ГУ-ВШЭ на очередной встрече Клуба любителей документального кино состоялся просмотр и обсуждение фильма Эррола Морриса «Туман войны: 11 уроков Роберта Макнамары», организованные Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия».

Документальная кинолента Эррола Морриса, выбранная для показа в Клубе, впервые вышла на экраны в 2003 году, а в следующем, 2004-м, была признана американской киноакадемией лучшим документальным фильмом года и получила премию Оскар.

Перед началом показа Григорий Либергал, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения, отметил, что, хотя фильм — не новый, «но периодически необходимо делать шаг назад и смотреть эталонные фильмы, которые стали камертонами в своем жанре и по которым сверяется качество, успех и популярность других картин».

Герой фильма Роберт Макнамара, один из ведущих мировых политиков XX века, был министром обороны США с 1961 по 1968 годы при двух президентах — Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне — и стал идеологом войны во Вьетнаме, которая привела к гибели двух миллионов вьетнамцев и 58 тысяч американских солдат.

Фильм не ограничивается освещением только политической деятельности Макнамары в период Вьетнамской войны, а «рисует» многомерный портрет человека и сыгранных им «ролей» на протяжении нескольких десятилетий ушедшего века. Вторая мировая война, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, Карибский кризис, убийство Джона Кеннеди, «холодная война», Вьетнамская трагедия, волна антивоенных демонстраций во всем мире, публичный акт самосожжения, совершенный прямо под окнами Пентагона отцом троих детей Норманом Моррисоном в знак солидарности с жертвами Вьетнамской войны. Этих событий хватило бы на несколько жизней. Роберт Макнамара был не просто их свидетелем, а одним из важнейших участников, которые могли менять и меняли ход мировой истории.

В сущности история жизни Роберта Макнамары — очередное воплощение американской мечты. Родившийся в заурядной семье оптового торговца обувью, он, тем не менее, окончил Гарвардскую бизнес-школу, а потом стал ее профессором. Во время Второй мировой войны создавал систему тылового обеспечения американской армии и участвовал в разработке схемы и осуществлении ковровых бомбардировок Японии, в ходе которых были полностью сожжены несколько городов, включая Токио. Дослужился до звания подполковника. Затем работал в компании «Форд», занял пост ее президента и внес немалый вклад в расцвет автомобильной промышленности США. Но, конечно, «звездным шансом» для Макнамары стало предложение президента Джона Кеннеди занять кресло министра обороны в 1961 году. Макнамара был шефом Пентагона на протяжении восьми лет. Никто, кроме него, в истории США не оставался на этом посту так долго. После ухода с должности министра он стал президентом Всемирного банка и сделал его центром финансовой архитектуры мира.

Умер во сне в июле 2009 года.

Автор фильма Эррол Моррис — один из самых признанных и авторитетных режиссеров американского документального кино — в одном из многочисленных интервью говорил, что сам был активным участником демонстраций против войны во Вьетнаме и его давно интересовала личность Макнамары — человека, которого пацифисты называли убийцей, фашистом и диктатором. При всей несомненной яркости, одаренности, таланте эффективного менеджера и крупном масштабе его личности человеческая сущность Макнамары оставалась совершенно непонятной и необыкновенно притягательной для режиссера. В течение многих лет он последовательно и настойчиво добивался согласия Роберта Макнамары сначала на интервью, а затем на съемки в фильме.

Трудные вопросы режиссера, на которые вынужден отвечать герой фильма, перемежаются кадрами военной кинохроники и записями телефонных переговоров Макнамары с президентами Джоном Кеннеди и Линдоном Джонсоном. Этот чудовищный контраст между картиной гибели тысяч людей и деловым тоном обсуждения за кадром предстоящих задач по еще более эффективному уничтожению противника производит ужасающее впечатление.

Одиннадцать уроков, которые усвоил Роберт Макнамара и которыми он делится со зрителем, составляют сюжетный костяк фильма. Все полученные уроки жизни проиллюстрированы эпизодами его биографии и истории страны. Выводы и умозаключения, к которым он пришел к концу жизни (в момент съемок ему — 85 лет), не отличаются особой оригинальностью и не претендуют на то, чтобы поразить человечество небывалой мудростью: Никогда не говори «никогда»; Изучай своего врага; Рационализм не всегда спасает; Человеческую натуру изменить невозможно и прочее. Интересно, что одно из этих правил — «Чтобы свершилось доброе дело, часто необходимо вмешательство зла» — напрямую перекликается со «словами Мефистофеля»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

По мнению Григория Либергала фильм завораживает, прежде всего, эффектом присутствия — тем, что зритель фактически наблюдает за процессом глубоких и трудных размышлений человека перед камерой: «он думает, переживает свое прошлое, подбирает слова, чтобы точнее выразить свои мысли и чувства у вас на глазах».

Особая техника съемок действительно создает ощущение, что герой разговаривает именно с тобой, а крупные планы делают видимыми едва уловимые изменения выражения глаз, дрожание губ и подбородка в самых драматичных моментах диалога с режиссером — например, когда он рассказывает, как выбирал место захоронения Джона Кеннеди на Арлингтонском кладбище. Совершенно очевидно, что мучительные сомнения, чувство вины и сожаления беспокоят этого человека. В момент, когда он описывает бомбардировки Японии, он говорит прямо в камеру: «...Мы действовали, как военные преступники. Чем можно морально оправдать победителя и признать аморальным потерпевшего поражение? <...> и можно ли оправдать убийство ста тысяч японцев в течение одной ночи, если тем самым мы спасали сотни тысяч американских солдат, которые могли погибнуть в ходе наземного вторжения в Японию?»

Киноленты, отметили участники встречи, вызывает сложное личное отношение к Макнамаре — тут презрение и восхищение, интерес и отторжение, осуждение и честная попытка понять драму этого человека.

По мнению собравшихся, принципы эффективного менеджмента, которыми прекрасно владел Роберт Макнамара и которые неизменно приводили его к успеху до и после того, как он возглавил Пентагон, сыграли с ним «злую шутку» во время военных операций Второй мировой войны и вьетнамской кампании. Вероятно, он слишком поздно понял, что логика и законы менеджмента в автомобильной промышленности не применимы в сфере управления государственной политикой, потому что здесь победы и провалы оцениваются человеческими жизнями.

Кстати, термин «туман войны» впервые был использован известным военным писателем XIX века Карлом фон Клаузевицем для обозначения недостоверности данных о положении дел на театре военных действий. Клаузевиц имел в виду, что полководец никогда не может знать наверняка, что именно замыслил противник и как он разместил свои войска.

В наши дни термин активно используется в компьютерных играх.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука и Полины Фроловой

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.