• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИМХО, сервис неплохой

29 апреля состоялся киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ГУ-ВШЭ "Пятилетка обсуждений дюжины фильмов: Imhonet-анализ фильмов киносеминара ЛЭСИ". С докладом выступил Александр Никулин.

- Идея попасть на радаевский киносеминар в качестве докладчика меня преследовала достаточно давно, - поделился сокровенным зам. зав. кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ Александр Никулин, - но всякий раз вместо семинара я, подобно Веничке Ерофееву, «неизменно попадал на Курский вокзал». И вот - свершилось: 29 апреля А. Никулин обозревает пятилетку обсуждений дюжины фильмов киносеминара ЛЭСИ.

Чуть забегая вперед, скажем, что докладчик внес изрядную долю разнообразия в устоявшийся, в общем-то, процесс препарирования «самого важного из искусств». Образно говоря, попав, наконец, на семинар, а не на Курский, Александр Никулин все же внес элемент некоторой виртуальной вокзальности. Это объясняется тем, что историческая реконструкция семинаров ЛЭСИ за 5 прошедших лет была произведена на основе анализа рекомендательного сервиса Imhonet.ru, который действует в сети с апреля прошлого года.

Бывалые пассажиры знают, что сам по себе факт приобретения билета в кассе, скажем, до Петушков, еще не гарантирует скорого и непременного прибытия к месту назначения - в дороге всякое случиться может... Примерно так произошло и на прошедшем семинаре. Собственно цель путешествия - анализ прошедших за 5 лет обсуждений - была отодвинута на второй план. А на первый вышло представление сервиса Imhonet.ru. Впрочем, от этого семинар не был менее интересным. Во всяком случае, автор этих строк на следующий день стал юзером представленного сайта.

Вадим Радаев
Вадим Радаев
Рекомендательный сервис, как и следует из названия, призван что-то рекомендовать своим пользователям. В случае с Imhonet.ru - книги, фильмы и спектакли. Т.е. в идеале человек, не имеющий достаточно свободного времени, зайдя на сайт, должен получить возможность за короткий срок сориентироваться в огромном потоке информации и выбрать то, что ему близко и интересно, чтобы, по выражению Вадима Радаева, «хапнуть культурки в свободное от работы время». Но это - в идеале. На практике все несколько сложней.

Чтобы получить первые рекомендации, что посмотреть-почитать, вы должны, во-первых, зарегистрироваться на сервисе, а во-вторых, дать свою оценку не менее чем 30 из представленных на сайте книг, фильмов и спектаклей. Сервисная система ваши оценки проанализирует и начнет выдавать свои рекомендации. При этом могут случаться и курьезы. Так, по рассказу Александра Никулина, один его знакомый математик обиделся на Imhonet за то, что тот порекомендовал ему почитать «Винни-Пуха».

В отличие от знакомого А. Никулина, я не имею к Imhonet ровным счетом никаких претензий за совет прочесть «Маугли». Прекрасная книжка! К тому же я перечитал ее всего полгода назад - вслух, младшей дочери. Неудобство сервиса, на мой взгляд, в другом - в навигации. Оценивая прочитанные в разные годы книги, я столкнулся с тем, что так и не смог найти большую часть своих любимых произведений - по причине нехватки времени. Ведь на сайте представлено более 100 тыс. самых разных книжек, а рассортированы они довольно скверно. Так, зачастую книга попадает не в тот раздел, где по всей логике ожидаешь ее встретить. Во-вторых, отсутствует алфавитный порядок... В общем, отложив до лучших времен идею оценить весь свой литературный багаж, я остановился приблизительно на полусотне книг и быстренько нажал на кнопочку «рекомендовать». Вот тут я и убедился: система работает! И работает хорошо. Во всяком случае, среди рекомендуемого к прочтению я с удовольствием отыскал свои любимые вещи О. Генри, Достоевского, Чехова, Булгакова... Т.е. Imhonet довольно точно уловил мои литературные предпочтения, и мой список для очередного похода в книжный магазин уже готов.

Присутствуют на сайте и рейтинги наиболее популярных, а также неоднозначных произведений литературы, театра и кино. Правда, по признанию докладчика, методика составления этих рейтингов - тайна за семью печатями. Вадим Радаев заметил, что список наиболее популярных книг по версии Imhonet практически отображает витрину некого сетевого книжного магазина, одного из крупнейших в Москве. Это не был намек на ангажированность, скорее - констатация факта: Imhonet на сегодняшний день не составляет серьезной конкуренции книжным магазинам в формировании пользовательских вкусов. Впрочем, проекту всего-навсего год, есть, над чем работать. На мой взгляд, интересную идею предложил Радаев - «прибавить к шоколаду рыбий жир», т.е. на фоне массовых рейтингов скромной колонкой давать на сайте информацию типа «а в это время в «Иллюзионе» идет вот это, а в малом зале Киноцентра - то-то и то-то».

Присутствующих на семинаре социологов, естественно, волновал вопрос, насколько Imhonet может быть полезен при проведении различных исследований, насколько сервис объективен. Сам Никулин сетовал на то, что большинство пользователей системы анонимны. Нет, анкета, которую каждый заполняет при регистрации, конечно, содержит все необходимые вопросы, но люди вольны говорить как правду, так и неправду о себе. Да и сами вопросы иной раз вызывают улыбку. Например, в графе «пол» предлагается выбрать между «мужчина», «женщина» и «все так сложно...».

Однако, как заметил Александр Никулин, анализируя оценки того или иного пользователя, можно с большой долей вероятности составить его портрет, включающий и пол, и социальный статус, и образование. Например, сильный пол более сдержан в своих оценках: там, где женщина утверждает, что «лучше не бывает», мужчина скромно говорит «нормально». К слову, среди выставленных пользователями сайта оценок книгам Робски в 80% случаев фигурирует «лучше не бывает».

Конечно, следует учитывать и неизбежную погрешность в выставляемых пользователями оценках. Кто-то намеренно начинает оценивать заведомо умные книжки - дабы прослыть в среде пользователей интеллектуалом (ведь Imhonet еще и дает возможность общения друг с другом; по моим наблюдениям, на сайте немало девиц, скорее «желающих познакомиться», чем приобщиться к духовному). А не так давно одну из книг основателя сервиса Imhonet Александра Долгина, зав. кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ, один из пользователей оценил в 1 балл («хуже не бывает»). Автор, разумеется, с подобным отношением к своему творчеству никак не мог согласиться и поинтересовался пользовательским профилем злопыхателя. Оказалось, что этот человек абсолютно всем произведениям дает оценку «хуже не бывает» и считает ее вполне объективной.

Лев Толстой как-то сказал, что в дни его молодости был известен список книг, которые необходимо прочесть, чтобы считаться интеллигентным человеком, а теперь он не знает, что посоветовать читать своим детям... С проблемой избытка информации человечество имеет дело уже на протяжении более 100 лет. Справится ли с этой проблемой Imhonet и подобные ему рекомендательные сервисы?

Алексей Завадских, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Ивана Морякова

Ссылки:

Лаборатория экономико-социологических исследований

Вам также может быть интересно:

Секрет успеха: как рекомендательные системы меняют индустрию

В НИУ ВШЭ состоялась научная конференция, посвященная молодой и активно развивающейся области рекомендательных систем. На площадке собрались представители научного сообщества и индустрии. Они обменялись передовыми идеями и лучшими практиками, а также обсудили возможности внедрения новых технологий в реальные бизнес-сценарии.

Связан ли уровень рождаемости со стабильностью занятости?

Согласно данным Всемирного банка, в большинстве европейских стран уровень рождаемости снижался вплоть до 2000-х. После 2002 года в некоторых из них (Исландия, Ирландия, Франция и Норвегия) был зарегистрирован рост фертильности. Но почему в одних странах рождаемость растет, а в других — падает? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».

Сто рублей или сто друзей? Причины рыночной и сетевой коррупции

19 ноября в Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ состоялся семинар серии «Социология рынков». С докладом на тему «Сто рублей или сто друзей: причины рыночной и сетевой коррупции» выступила Мария Кравцова, стажер-исследователь Лаборатории социологического анализа Центра фундаментальных исследований ВШЭ.

Мифы о предпринимательстве во Франции

5 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором президент Ecole Normale Superieure de Cachan, профессор Пьер-Поль Залио (Pierre-Paul Zalio) выступил с докладом на тему «Миф о новых популяциях предпринимателей? Бум стартапов во Франции: статистический артефакт и трансформация рабочего места».

Как демонтировать систему давления на бизнес

25 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев выступил на тему «Как уменьшить «силовое давление» на бизнес?».

Электронные деньги: расширение понимания новых форм платежей

18 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором преподаватель кафедры экономической социологии Наталья Халина выступила с докладом: «Электронные деньги в России: восприятие современных форм платежей».

Социология рынков: добраться до корней

11 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором заведующий этой лабораторией Вадим Радаев выступил на тему: «Вскрывая “черный ящик” укорененности: основные элементы и факторы формирования межфирменного отношенческого обмена».

Про детей «из пробирок» и их родителей

5 октября в Высшей школе экономики состоялся очередной семинар Лаборатории экономико-социологических исследований. Был представлен доклад старшего научного сотрудника Института демографии ГУ-ВШЭ Ольги Исуповой «Вспомогательные репродуктивные технологии как рынок: социально-психологические потребности пациенток ЭКО и критерии выбора клиники».

Всегда ли прав покупатель?

28 сентября в Высшей школе экономики прошел семинар «Рынок-на-экранах и за экранами: скрытые проблемы интернет-торговли бытовой техникой и электроникой», открывший серию семинаров по социологии рынков. На семинаре были представлены результаты исследования Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.

Милиция с большой дороги

Высшая школа экономики инициировала межстрановое исследование, которое должно прояснить, каким образом дорожная полиция включена в неформальные рыночные отношения с бизнесом и населением. Исследование неформальной экономической деятельности дорожной полиции будет проведено в четырех странах: России, Болгарии, Казахстане и диковинной Танзании.