• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как демонтировать систему давления на бизнес

25 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев выступил на тему «Как уменьшить «силовое давление» на бизнес?».

Что представляет собой феномен «силового давления» на бизнес? Каковы предпосылки его возникновения в России? Кто его осуществляет, и какие факторы способны его ограничить? На эти вопросы попытался ответить в своем выступлении директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ.

Андрей Яковлев
Андрей Яковлев
Предпосылкой к проведению этого исследования стало замеченное усиление «силового давления» на бизнес в последние два-три года, что является одним из ключевых препятствий для экономического развития России. И несмотря на то, что статистика МВД отражает в 2010 году снижение числа уголовных дел по экономическим правонарушениям, в реальности как сами предприниматели, так и эксперты утверждают обратное.

В своем выступлении Андрей Яковлев интерпретировал «силовое давление» на бизнес как «деструктивное предпринимательство» в терминах Уильима Баумоля. Именно от распределения ограниченного предпринимательского потенциала между производительной (создание новых благ и инноваций) и разрушительной (завладение чужим капиталом) бизнес-активностями во многом зависит благосостояние страны. Сильной теоретической концепцией, позволяющей объяснить развитие институциональных условий, благоприятных для производительного предпринимательства, по мнению Андрея Яковлева, является концепция «порядка ограниченного доступа» Дугласа Норта и других исследователей. Согласно данной концепции, общественное развитие может измеряться по критериям ограничения насилия, которое возможно только в результате согласованных действий элит.

По словам Андрея Яковлева, наблюдаемое сегодня в России «силовое давление» на бизнес не является уникальным явлением. В качестве примера из мировой истории могут быть приведены сговоры между американскими гангстерами и полицией в начале XX века.

Анализ российской ситуации Андрей Яковлев начал с замечания, что СССР однозначно можно было отнести к обществу достаточно высокой стадии «порядка ограниченного доступа». Наблюдаемая проблема силового предпринимательства возникла в результате развала — деградации и перехода на более низкую стадию. Децентрализация контроля над насилием и либерализация экономических законов дали широкие возможности для недобросовестной предпринимательской активности и породили спрос на «силовое покровительство». Апеллируя к работе Вадима Волкова «Силовое предпринимательство», Андрей Яковлев отмечает уже в 1990-е годы трансформацию бандитских «крыш» в милицейские.

Результатом анализа Андрея Яковлева стало определение ряда факторов, которые привели к наблюдаемой сегодня репрессивности законодательства в отношении бизнеса. Объективный фон для возрастания давления правоохранительных органов на бизнес был сформирован усилением ощущения несправедливости в отношении общества к бизнесу, поиском новых форм «силового давления» на бизнес в условиях ограничения возможностей передела собственности в начале 1990-х, усилением централизации и формального контроля в правоохранительной системе. Однако политическим импульсом, который дал сигнал об изменении политики правоприменения по отношению к бизнесу, стало «дело ЮКОСа». Андрей Яковлев отметил устойчивый рост выявленных экономических преступлений именно с 2004 года.

Логическим завершением выступления стали предложения по возможному реформированию правоохранительных органов. По мнению Андрея Яковлева, главное — учитывать интересы и реальные проблемы повседневной деятельности сотрудников. Таким образом, первый шаг должен очистить систему от недобросовестных сотрудников через контроль за расходами и конфликтом интересов. Второй шаг требует привести в согласие со здравым смыслом существующую в МВД «палочную» систему отчетности. На третьем шаге МВД должно сделать публичной ведомственную статистику, что позволит выявлять отклонения, связанные со злоупотреблением. Четвертый шаг предполагает внедрение элементов институциональной конкуренции — взаимный перекрестный контроль со стороны «силовых структур». И, наконец, пятый шаг — осуществлять реформу с помощью экспериментов на небольшом числе подразделений, это позволит сократить негативный эффект используемого в МВД метода «проб и ошибок».

Александр Чепуренко
Александр Чепуренко
Оппонентом на семинаре выступил декан факультета социологии  ВШЭ Александр Чепуренко. Он считает важным выявить условия, которые определяют структуру предпринимательского слоя, и предложил больше внимания уделить социально-экономическим предпосылкам, определившим доминирование деструктивной бизнес-активности. На взгляд Александра Чепуренко, помимо приватизации надо учесть и такие демотиваторы производительного предпринимательства, как низкий уровень производительности труда и так называемое ресурсное проклятье. Также, по его мнению, для оценки потенциала усиления производительного типа предпринимательства стоит не только рассматривать отношения элит, но и выявлять, есть ли в обществе очаги «нерентного» роста.

Во время дискуссии несколько участников встречи предложили более подробно раскрыть понятие «силовое давление» на предпринимательство, а также «насилие». По мнению заместителя заведующего ЛЭСИ Светланы Барсуковой, общее понятие «силового давления» включает в себя как минимум два различных подтипа: с одной стороны, это «партнерство» бизнеса и правоохранительных органов в вопросе раздела ренты, а с другой стороны — насильственное завладение имуществом бизнесменов. Также было предложено добавить в конструкцию Андрея Яковлева суды, поскольку именно распространенность обвинительных приговоров дает возможность для развития «силового давления» на бизнес.

Тема, поднятая Андреем Яковлевым, является предметом интереса как экономистов, так и экономсоциологов. Понимание факторов, способных ограничить «силовое давление», и, как следствие, изменить расстановку сил в предпринимательском слое, важно для изучения развития страны.

 

Анастасия Дубова, преподаватель кафедры экономической социологии ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Укрощение «черных лебедей»: как отрасли отечественной экономики ответили на коронакризис

Российский бизнес смог быстрее адаптироваться к коронакризису, чем предполагалось, а правительство оперативно реагировало на новые вызовы. В то же время эффективность мер поддержки была разной для разных отраслей и во многом зависела от качества взаимодействия бизнеса с профильными ведомствами. Об этом рассказали эксперты ВШЭ — авторы коллективной монографии «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19. На примере шести отраслевых кейсов», выпущенной Издательским домом ВШЭ. Презентация работы прошла на днях в Вышке.

Связан ли уровень рождаемости со стабильностью занятости?

Согласно данным Всемирного банка, в большинстве европейских стран уровень рождаемости снижался вплоть до 2000-х. После 2002 года в некоторых из них (Исландия, Ирландия, Франция и Норвегия) был зарегистрирован рост фертильности. Но почему в одних странах рождаемость растет, а в других — падает? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».

Как заставить россиян больше работать?

24 апреля прошел семинар научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода». Темой для обсуждения на этот раз стало решение проблемы роста производительности труда в России.

Бизнес «заморозил» инвестиции

В 2013 году российский бизнес резко снизил инвестиционную активность. Более других отраслей «пострадали» пищепром, издательская и полиграфическая деятельности, а также текстильное и швейное производства. Мониторинг состояния инвестиционной активности промышленных организаций от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ.

Сто рублей или сто друзей? Причины рыночной и сетевой коррупции

19 ноября в Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ состоялся семинар серии «Социология рынков». С докладом на тему «Сто рублей или сто друзей: причины рыночной и сетевой коррупции» выступила Мария Кравцова, стажер-исследователь Лаборатории социологического анализа Центра фундаментальных исследований ВШЭ.

Бизнес и власть: проблемы диалога

6 марта очередной мастер-класс общеуниверситетского факультатива ВШЭ «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти» провел директор по корпоративным отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Тонин.

Мифы о предпринимательстве во Франции

5 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором президент Ecole Normale Superieure de Cachan, профессор Пьер-Поль Залио (Pierre-Paul Zalio) выступил с докладом на тему «Миф о новых популяциях предпринимателей? Бум стартапов во Франции: статистический артефакт и трансформация рабочего места».

Ювелирный рынок: законодательство и неформальные практики

6 ноября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором аспирант кафедры экономической социологии Марина Овчинникова выступила с докладом на тему «Динамика формальных рамок на рынке производства ювелирных изделий в России vs. неформальные практики».

Взаимодействие бизнеса и власти: презентация факультатива

10 октября в Высшей школе экономики состоялась презентация цикла лекций в рамках общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти», организованного одноименной кафедрой университета.

Электронные деньги: расширение понимания новых форм платежей

18 сентября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором преподаватель кафедры экономической социологии Наталья Халина выступила с докладом: «Электронные деньги в России: восприятие современных форм платежей».