• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мифы о предпринимательстве во Франции

5 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором президент Ecole Normale Superieure de Cachan, профессор Пьер-Поль Залио (Pierre-Paul Zalio) выступил с докладом на тему «Миф о новых популяциях предпринимателей? Бум стартапов во Франции: статистический артефакт и трансформация рабочего места».

За десятилетие с 1993 года ежегодное число стартапов во Франции выросло на 50 %. В 2010 году эта цифра увеличилась в два раза по сравнению с 2009 годом. Кем же являются создатели этих стартапов? На этот вопрос и пытался ответить в своем докладе профессор Залио. Данные о росте числа предпринимателей «эксплуатировались» консервативным и неолиберальным правительством, а во многих политических и академических кругах этот феномен интерпретировался как рост предпринимательской активности во Франции.

Этот процесс, по мнению профессора Залио, соответствует разговорам о кризисе государства всеобщего благосостояния и реконфигурации модели наемного работника. Экономика и социология обращают все большее внимание на эти события, так как ранее Франция двигалась по пути замещения самозанятости трудом по найму. Доля самозанятых в экономике снизилась с 20 % рабочей силы до 10 %. Среднее количество стартапов в 1990-е годы составляло более 200 тысяч, а уже к 2007 году выросло до 320 тысяч.

Главный тезис доклада профессора Залио состоял в том, что необходимо рассматривать предпринимательские черты труда вместо того, чтобы подсчитывать количество стартапов и их создателей. Во Франции происходит политическое конструирование и поощрение самозанятости. По мнению профессора Залио, попытки связать уровень предпринимательской активности с измеренным числом стартапов и социальными характеристиками их создателей укоренены в экономических теориях предпринимательства. Французские стартапы далеко не всегда являются инновационными. Большая часть их создателей имеет ограниченные ресурсы и амбиции, они организовывают небольшие фирмы со скромных капиталом и стремлением к росту (например, магазины, такси). Чаще всего компании создаются людьми с невысоким уровнем образования. Лишь одна из четырех выделенных профессором Залио групп состоит из высокообразованных предпринимателей, занимающихся относительно дорогими проектами. Как правило, это бизнес-консультанты.

В заключение профессор Залио призвал к тому, чтобы использовать количественные исследования не как средства по упрощению видимого мира, а как инструменты для качественных исследований. В иных случаях это приводит к формированию статистических артефактов, таких как рост предпринимательской активности во Франции, на деле являющийся следствием уменьшающейся надежности наемного труда.

С развернутым комментарием к докладу профессора Залио выступил на встрече декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко. В целом согласившись с результатами представленного исследования, он привел данные Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor), включающего в себя исследования предпринимателей более чем в 60 странах. Несмотря на то, что во Франции не наблюдается никакого предпринимательского бума, на основании данных Глобального мониторинга предпринимательства можно сказать, что в этой стране высока доля так называемых «шумпетерианских» предпринимателей, то есть людей, готовых идти на риск и ищущих возможности рекомбинации ресурсов для создания инноваций. Поэтому, возможно, рост числа стартапов во Франции все-таки сопровождался некоторым ростом числа инновационных предприятий.

 

Иван Терещенко, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

На программе «Сравнительные социальные исследования» можно будет получить двойной диплом ВШЭ и французской EHESS

НИУ ВШЭ и французская Высшая школа социальных наук (EHESS) подписали соглашение о двойных дипломах в рамках магистерской программы «Сравнительные социальные исследования». Это уже второй трек двойных дипломов, доступный студентам программы. Ранее в этом году было подписано соглашение со Свободным университетом Берлина.

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.

Каким бизнесом занимаются выпускники Вышки

Центр по работе с выпускниками обнародовал исследование, которое дает возможность проследить предпринимательскую деятельность выпускников. Исследование будет продолжаться, стать его участником может каждый выпускник Вышки, имеющий собственный бизнес.

Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber

Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.

Высокие зарплаты снижают предпринимательскую активность

Персональный компьютер и доступ в интернет способствуют повышению предпринимательской активности в регионе. А инвестиционная активность и наличие большого количества рабочих мест с высокой зарплатой, напротив, снижают мотивацию занятию бизнесом, выяснили в ходе исследования Александр Чепуренко, Владимир Елаховский и Ольга Образцова.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

Связан ли уровень рождаемости со стабильностью занятости?

Согласно данным Всемирного банка, в большинстве европейских стран уровень рождаемости снижался вплоть до 2000-х. После 2002 года в некоторых из них (Исландия, Ирландия, Франция и Норвегия) был зарегистрирован рост фертильности. Но почему в одних странах рождаемость растет, а в других — падает? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».