• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мифы о предпринимательстве во Франции

5 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором президент Ecole Normale Superieure de Cachan, профессор Пьер-Поль Залио (Pierre-Paul Zalio) выступил с докладом на тему «Миф о новых популяциях предпринимателей? Бум стартапов во Франции: статистический артефакт и трансформация рабочего места».

За десятилетие с 1993 года ежегодное число стартапов во Франции выросло на 50 %. В 2010 году эта цифра увеличилась в два раза по сравнению с 2009 годом. Кем же являются создатели этих стартапов? На этот вопрос и пытался ответить в своем докладе профессор Залио. Данные о росте числа предпринимателей «эксплуатировались» консервативным и неолиберальным правительством, а во многих политических и академических кругах этот феномен интерпретировался как рост предпринимательской активности во Франции.

Этот процесс, по мнению профессора Залио, соответствует разговорам о кризисе государства всеобщего благосостояния и реконфигурации модели наемного работника. Экономика и социология обращают все большее внимание на эти события, так как ранее Франция двигалась по пути замещения самозанятости трудом по найму. Доля самозанятых в экономике снизилась с 20 % рабочей силы до 10 %. Среднее количество стартапов в 1990-е годы составляло более 200 тысяч, а уже к 2007 году выросло до 320 тысяч.

Главный тезис доклада профессора Залио состоял в том, что необходимо рассматривать предпринимательские черты труда вместо того, чтобы подсчитывать количество стартапов и их создателей. Во Франции происходит политическое конструирование и поощрение самозанятости. По мнению профессора Залио, попытки связать уровень предпринимательской активности с измеренным числом стартапов и социальными характеристиками их создателей укоренены в экономических теориях предпринимательства. Французские стартапы далеко не всегда являются инновационными. Большая часть их создателей имеет ограниченные ресурсы и амбиции, они организовывают небольшие фирмы со скромных капиталом и стремлением к росту (например, магазины, такси). Чаще всего компании создаются людьми с невысоким уровнем образования. Лишь одна из четырех выделенных профессором Залио групп состоит из высокообразованных предпринимателей, занимающихся относительно дорогими проектами. Как правило, это бизнес-консультанты.

В заключение профессор Залио призвал к тому, чтобы использовать количественные исследования не как средства по упрощению видимого мира, а как инструменты для качественных исследований. В иных случаях это приводит к формированию статистических артефактов, таких как рост предпринимательской активности во Франции, на деле являющийся следствием уменьшающейся надежности наемного труда.

С развернутым комментарием к докладу профессора Залио выступил на встрече декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко. В целом согласившись с результатами представленного исследования, он привел данные Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor), включающего в себя исследования предпринимателей более чем в 60 странах. Несмотря на то, что во Франции не наблюдается никакого предпринимательского бума, на основании данных Глобального мониторинга предпринимательства можно сказать, что в этой стране высока доля так называемых «шумпетерианских» предпринимателей, то есть людей, готовых идти на риск и ищущих возможности рекомбинации ресурсов для создания инноваций. Поэтому, возможно, рост числа стартапов во Франции все-таки сопровождался некоторым ростом числа инновационных предприятий.

 

Иван Терещенко, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.