• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессиональные стандарты должны быть понятны всем

11 декабря Институт занятости и профессий ВШЭ совместно с Институтом государственного и муниципального управления ВШЭ провел круглый стол на тему «Профессиональные стандарты: информационные ресурсы и инструменты для разработки и применения». Обсуждался вопрос о создании портала «Мир профессий», главная задача которого — помочь гражданам в профессиональном самоопределении и развитии.

Работа по созданию профессиональных стандартов, описывающих профессии и квалификации, в России ведется с 2006 года. О том, что профессиональные стандарты необходимы, неоднократно говорили первые лица государства, — на них должны основываться образовательные стандарты, ими нужно руководствоваться при приеме на работу и при оценке квалификаций. Для координации разработки профессиональных стандартов при Президенте РФ весной этого года был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, в который вошли три представителя ВШЭ: Александр Шохин (председатель), Федор Прокопов (заместитель председателя) и Ярослав Кузьминов.

Ресурс иного качества

На сегодняшний день Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило около 200 профессиональных стандартов, в ближайшее время предстоит утвердить еще несколько сотен.

Под эгидой Министерства труда и социального развития РФ был создан портал «Профессиональные стандарты». Однако он представляет собой набор разрозненных справочников, с ним крайне сложно работать даже специалистам в области труда и занятости, не говоря уже о простых гражданах.

Есть и другая проблема. Профессиональные стандарты в их нынешнем формате сложны для понимания. В названиях стандартов и обобщенных трудовых функций слишком часто употребляются слова «осуществляется», «выполняется», рассказал директор Института занятости и профессий Федор Прокопов: «Ценность стандарта — в уникальной самоидентификации профессии и трудовых функций, ее составляющих, — считает он. — Едва ли этому будут способствовать формулировки вроде «осуществление тренировочного процесса и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья всех возрастных и нозологических групп на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)». Сложно понять, о какой именно профессии идет речь».

«Мир профессий» должен давать ответы на самые разные вопросы. Что представляет собой профессия? Что нужно уметь делать, чтобы успешно работать? Сколько представителям этой профессии платят в разных регионах?

По мнению Федора Прокопова, необходим интернет-ресурс иного качества. Информация там должна излагаться ясным, профессиональным языком, понятным для школьников, родителей, специалистов и всех, кто хочет лучше узнать мир профессий и выстроить собственную карьеру. Специалисты могли бы обсуждать и корректировать проекты документов, сопоставлять профессиональные стандарты с образовательными, обсуждать практику их применения, а другие пользователи — находить ответы на вопросы о профессиональном развитии вплоть до поиска работы. Эта работа без четких и конкретных формулировок чрезвычайно затруднена.

Найти профессию своей мечты

Пилотный проект такого информационного ресурса под названием «Мир профессий» был разработан в Высшей школе экономики (он пока не запущен). Ресурс должен помочь всем группам населения в развитии карьеры и быть понятным для всех пользователей, рассказал Илья Степанов, директор Центра новых технологий управления бюджетными услугами Института государственного и муниципального управления ВШЭ.

«Мир профессий» должен давать ответы на самые разные вопросы. Что представляет собой профессия? Что нужно уметь делать, чтобы успешно работать? Сколько представителям этой профессии платят в разных регионах? Где ее можно получить? Школьникам, таким образом, было бы проще выбрать профессию, студентам и выпускникам вузовнайти работу, специалистамсменить профессию или подтвердить квалификацию.

Один из элементов ресурсасправочник профессий, который в зависимости от запросов пользователя может быть структурирован по областям профессиональной деятельности, профессиональным стандартам, по отраслям экономики или другим критериям. У каждой профессии есть свой «паспорт», составленный на основе материалов из разных источников — как государственных (реестры, классификаторы, официальная статистика), так и частных (порталы, помогающие в поиске работы и подборе персонала). Последние, по мнению Ильи Степанова, действительно помогают человеку в построении карьеры, но если «связать» их информацию с целостными описаниями профессий, добавить другие сервисы и обеспечить информационную поддержку профессионального развития человека в режиме «одного окна», эффект будет намного больше.

Еще одна задача ресурсапомочь тем, кто занимается разработкой, утверждением и применением профессиональных стандартов. Проекты и утвержденные тексты стандартов должны публиковаться в электронной версии, в формате открытых данных, то есть быть машиночитаемыми, чтобы их понимали не только пользователи интернета, но и информационные системы, рассказал Тимур Хафизов, директор Центра экспертизы, разработки и сопровождения информационно-технологических решений Института государственного и муниципального управления ВШЭ. Стандарты разрабатываются объединениями работодателей, и информационная система должна быть «дружественна» к тем, кто раньше разработкой не занимался,например, указывать на ошибки в оформлении.

Новый национальный проект?

Президент Ассоциации консультантов по персоналу Дмитрий Злобин считает, что представленная концепция «тянет как минимум на новый национальный проект». Хотя «Мир профессий» интегрирует некоторые уже имеющиеся ресурсы, проект, по большому счету, создается с чистого листа.

Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Современный ученый должен владеть иностранным языком и публиковаться в международных журналах

8 декабря в Москве состоялся IIIВсероссийский форум «Национальная система квалификаций России», в котором принял участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил пока не распространять систему квалификаций на всех работников бюджетной сферы и усилить требования к квалификации исследователей.

Многие профстандарты могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда

Такое мнение высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

Работа над профессиональными стандартами пойдет быстрее

При Президенте России создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, в который вошли три представителя ВШЭ: Александр Шохин (председатель), Федор Прокопов (заместитель председателя) и Ярослав Кузьминов. Одна из задач Совета — проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов и выработка предложений по их совершенствованию. Что представляют собой профессиональные стандарты и зачем они нужны, разъяснил декан факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов.

Назад в ПТУ?

19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.

«Настало время задать более высокую планку»

Продолжается работа Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента, учредительная конференция которой состоялась в сентябре этого года в ВШЭ. О задачах ассоциации, о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях оценки и сравнения вузов рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.