• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиНаука«Журнал вбирает в себя соки широкого интеллектуального сообщества»

«Журнал вбирает в себя соки широкого интеллектуального сообщества»

В журнале международной ассоциации гуманитариев The Bridge-Most вышло интервью с членами редколлегии журнала Высшей школы экономики «Социологическое обозрение». Публикуем фрагменты этого интервью.

О предыстории журнала

Александр Филиппов, ординарный профессор ВШЭ, главный редактор и основатель журнала «Социологическое обозрение»: В 1991 г. я издал вместе с Владимиром Винокуровым альманах Социо-Логос, который мы планировали сделать периодическим. Но получился только один выпуск. Можно сказать, что в основе альманаха лежали те же принципы, которые потом были реализованы в «Социологическом обозрении» десять лет спустя. < Затем> с тремя коллегами (Игорь Задорин, Юрий Качанов и Владимир Винокуров, я четвертый) мы издавали журнал «Вопросы социологии». В результате 1992-1993 вышли четыре номера. Потом был период (c 1994 года), когда мы — Марина (Марина Пугачева, замглавного редактора журнала «Социологическое обозрение, — прим.) и я — работали в редакции известного «Социологического журнала», вместе с Геннадием Семеновичем Батыгиным и другими коллегами создавали его с нуля. Я там одно время работал редактором, а Марина — ответственным секретарем. Тогда же, в 1993-1994 годах, я присоединился к коллективу, работавшему над изданием знаменитого альманаха «THESIS», который создали Андрей Полетаев и Ирина Савельева. За социологию в первых двух выпусках отвечал Юрий Кимелев, а когда он ушел, готовить выпуски позвали меня: с третьего по шестой выпуски я был заведующим отделом социологии в редакции.

Об интеллектуальной ситуации начала 2000-х, в которой возник журнал

Александр Филиппов: Еще лет 15 лет назад хотя Интернет и был доступен почти всем, но это ничего не значило, так как там лежало гораздо меньше ресурсов, чем сейчас: не было такой библиотеки, доступ к которой сейчас имеют все, начиная со студенческой скамьи. Тогда только-только появился доступ к полнотекстовым базам данных, и я хорошо помню, каких усилий стоило Александру Артамонову и Павлу Арефьеву в Московской школе донести до нас мысль, что приходят новые времена и за электронными базами данных журналов будущее научной коммуникации. Мы же тогда исходили из того, что в нашем распоряжении есть лучшая или одна из лучших библиотек в России — библиотека Московской школы. Да, она была и остается небольшой, но постоянный приток актуальной литературы по социальным наукам, философии, истории и другим дисциплинам делал ее незаменимой. В то время в нашей стране таких мест больше не было. Нам казалось, что мы можем помочь в трансляции знания, и людям нужны наши услуги — в самом прямом смысле слова. Вот пришла новая книга, кто-то ее отреферировал или мы могли сделать реально хороший перевод, а не тот кошмар, который чаще всего выходит. Среди нас были люди опытные как раз в написании рефератов и обзоров. Мы решили это публиковать и таким образом сделать доступным не только для тех, кто имел возможность физически работать в библиотеке, но и для других исследователей и более широкой публики через электронное издание.

Об истории журнала

Александр Филиппов: Журнал издавался на базе факультета социологии Московской школы, начиная с 2001 года. С этого года мы ведем нашу историю. Но к этому моменту нам уже удалось опубликовать несколько изданий под грифом нашего детища — Центра фундаментальной социологии. Тогда он существовал виртуально (как раздел на сайте ресурсного центра). На средства фонда Сороса (известный проект «Translation Project») мы подготовили к изданию работы М. Дуглас, И. Гофмана, К. Шмитта, Ж.-Ж. Руссо и других. На них мы и поставили гриф нашего центра. Деньги проекта закончились, но нам хотелось продолжать издавать книги. В это время в Московской школе шла реализация одного из проектов, который финансировался Национальным фондом подготовки кадров (программа существовала при поддержке Всемирного банка). В рамках этого проекта предполагалось осуществление различных образовательных мероприятий. Мы стали думать, каким образом мы можем использовать ресурсы проекта Национального фонда подготовки кадров для публикации новых переводов. Мы сделали ресурсный центр, а потом уже журнал, концепцией которого стало просвещение. И получилось так, что наши переводы и публикации в рамках всех этих проектов оказались востребованы нами же в образовательном процессе. Мы этого не планировали, но первоначально журнал по существу был продолжением нашей педагогической и просветительской деятельности.

О концепции журнала в первые годы работы

Александр Филиппов: Когда мы решили, что мы делаем просветительский журнал, мы предлагали нашим первым авторам ориентироваться на реферативные сборники, издававшиеся ИНИОН РАН. Наши первые участники были в основном из ИНИОНа, в частности, Юрий Кимелев, который тогда еще работал там, или Наталья Полякова, которая позже ушла из ИНИОНа на факультет социологии Московского университета. С нами также сотрудничал Александр Ковалев из Института социологии. Журнал практически не публиковал статьи отечественных авторов. В этом смысле он ориентировался не на исследовательское сообщество, а скорее на молодых преподавателей и студентов. Почему молодых? Потому что именно молодые преподаватели делали новые курсы, им нужны были новые ресурсы, переводы, какие-то образцы того, как сейчас надо писать.

Марина Пугачева, замглавного редактора журнала «Социологическое обозрение», заместитель руководителя Центра фундаментальной социологии ИГИТИ НИУ ВШЭ: Я хочу сказать, что успех именно этой политики неожиданным образом можно проследить по случаям, когда недобросовестные аспиранты стали использовать наши обзоры и рефераты и выдавать их за свои тексты. Например, обзор концепций харизмы, подготовленный Наталией Фреик, можно встретить в других текстах.

Об участии Вышки

Александр Филиппов: Когда мы находились в не очень веселом состоянии и со скепсисом смотрели в будущее (не публиковали ничего в течение года), к нам обратилась Высшая школа экономики с предложением войти в состав учредителей и возобновить его периодическое издание. Это было в 2006 году, и с тех пор мы издаем минимум три номера в год.

Марина Пугачева: Чуть позже, в 2007 году в ВШЭ перебрался и Центр фундаментальной социологии, который получил статус научно-учебной лаборатории при большом исследовательском подразделении — Институте гуманитарных историко-теоретических исследований.

Александр Филиппов: У нас появились не просто ресурсы для периодических публикаций, у нас прежде всего появились достаточно серьезные обязательства. Если до этого мы могли исходить из того, что рано или поздно мы выложим эти статьи в сеть и что в каком-то виде они будут там существовать, то теперь мы стараемся не опускать планку. Постепенно мы изменили и наш внешний облик, перешли на другой сайт и кардинально обновили верстку.

Об изменении концепции в 2007-2008 годах

Марина Пугачева: Постепенно рецензии стали превращаться в развернутые размышления над книгами, а потом мы стали публиковать эссе. И далее переводчики и научные редакторы переводов стали готовить большие предисловия к переводам, а уже потом появились большие самостоятельные статьи.

Александр Филиппов: У нас появился «самотек». По своей инициативе неведомые нам авторы начали присылать вполне нормальные, поддающиеся минимальной редакционной обработке статьи. Раньше, если ты хочешь получить хорошую оригинальную статью, должен был либо написать ее сам, либо заказать кому-то из коллег своего ближайшего круга, чаще всего кому-то из людей, которые делали журнал. Сейчас ситуация совсем другая. Журнал вбирает в себя соки более широкого интеллектуального сообщества. Я бы сказал, стало больше ориентации на воображаемое сообщество, но не в том смысле, как у Бенедикта Андерсона. Мы «воображаем» нашего читателя, который может быть и философом, и историком, и, все еще надеюсь, социологом.

О ближайших номерах

Александр Филиппов: На данный момент мы собираем заявки для специального тематического номера о войне. Тема интересна тем, что может привлечь как социологов, занимающихся эмпирическими исследованиями феномена социального порядка и войны, так и политических философов и теоретиков, для которых война всегда была близкой темой. Планируется выпуск, посвященный т.н. «исследованиям рабочих мест» в медицине. Есть идеи собрать номер по городским исследованиям, антропологии дара и т.д.

Полный текст интервью можно найти на сайте.

Вам также может быть интересно:

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.

Патриархат в Европе

Как меняются гендерные установки мигрантов из мусульманских стран.

Лишний вес наступает

Почему люди все чаще умирают от ожирения и что предлагают ученые.

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Учитель должен помнить, что самое важное в его работе не предмет, а школьник

В конце минувшего года преподаватель социологии в Лицее НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин стал лауреатом «Золотой Вышки» в новой номинации «Успех учителя». Новостная служба ВШЭ поговорила с ним о том, каким должен быть учитель, зачем изучать социологию, об отличии современных детей от детей 90-х годов, а также о том, что не так в современной школе.

Журнал «Вопросы образования» включен в Scopus

Такое решение принял экспертный совет Scopus после проведения двухлетней экспертизы журнала, издаваемого НИУ ВШЭ.

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Роналд Инглхарт: «Очень хорошее будущее вполне вероятно»

Политолог и социолог Рональд Инглхарт — один из главных специалистов по счастью в мире. Ведущий исследователь в проекте World Values Survey, он больше 20 лет изучает, как меняются ценности и убеждения людей в разных странах. В 2010 году Инглхарт выиграл мегагрант Минобрнауки РФ и уже пятый год руководит Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ. В рамках международной конференции ЛССИ 16-20 ноября профессор Инглхарт выступит с открытой лекцией, а до этого, 13-14 ноября, возглавит встречу экспертов Ассоциации WVS, президентом которой он является. Накануне конференции издание «Кот Шредингера» поговорило с учёным о генетическом компоненте счастья и колоссальной разнице в его понимании в разных странах.

ВШЭ стала ближе к армянским студентам

С 13 по 18 сентября в Армении прошла международная осенняя школа «Социология как профессия», организованная ВШЭ совместно с Ереванским государственным университетом и Российским центром науки и культуры в Ереване. Это первое подобное мероприятие, которое Вышка провела для иностранных студентов в ближнем зарубежье.