• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

© iStock

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

— Вы начинаете курс с описания теории как таковой. На чем вы акцентируете внимание слушателей?

Светлана Баньковская

— Мы начнем с краткого введения в эпистемологию — теорию познания. Прежде чем ответить на вопрос, что представляет собой современная социологическая теория, мы должны разобраться, что такое теория как сложное концептуальное образование и как ее понимают социальные ученые. Теория включает в себя по меньшей мере две функции: установление фактов и объяснение их на уровне гипотез и законов.

Теория буквально означает «представление» (понятия «теория» и «театр» однокоренные). Древние противопоставляли теорию как созерцание или представление праксису — обыденной ежедневной деятельности, не производящей ничего нового. В античном мире теории отводили также созидательную и творческую роль, которая закреплялась термином «пойесис». Социальная теория имеет отношение и к фронесису — житейской мудрости, умению отличать добро от зла в конкретной ситуации.

Онлайн-курс посвящен различным аспектам социологической теории: современному социальному конфликту, коммуникации и публичному пространству, экспертной и обыденной природе знания, гиперреальности и радикальной критике социологического мейнстрима.

Таким образом, теория многогранна, это система представлений, идей и принципов. Она в обобщенной форме раскрывает свойства и закономерности определенной области действительности, на основе которых достигается ее объяснение. В научных дискурсах теория — это высшая форма организации научного знания.

— На какие вопросы отвечает социологическая теория?

— На два важных вопроса. Первый задает в названии своей знаменитой работы немецкий философ и социолог Георг Зиммель — «Как возможно общество?». Второй: как возможно знание об обществе? В зависимости от того, как теоретики отвечают на эти вопросы, они дают объяснения различным социальным явлениям, и прежде всего тому факту, что у нас есть представление о большом обществе вне нас и независимо от нас. С этого объяснения и начинается рассмотрение социальной теории.

— Какое место в социологической теории отводится рефлексии, индивидуальной трактовке явлений?

— В ходе лекций мы поговорим о противоборствующих парадигмах — о позитивизме и герменевтике. Позитивисты утверждают единообразие научного метода, будь то естественные или социальные науки. Методологический монизм стремится к эмпирическому знанию, к эксперименту и однозначности выводов. Критерий научного объяснения для позитивиста кроется в причинно-следственных связях явлений: единичный случай может быть объяснен только подведением его под общий закон.

Герменевтика как искусство толкования, выявления скрытого смысла и интерпретации текста стала альтернативой строгому каузальному объяснению. Герменевтический поворот был связан с введением в социальные науки метода Verstehen (понимания), ориентированного на понимание субъективного смысла, наличие которого отличает объект социальных наук («наук о духе») от объекта наук естественных («наук о природе»).

— Как метод Verstehen повлиял на социальные науки?

— Во многом в социальные науки он проник благодаря труду родоначальника немецкой исторической школы И.Г. Дройзена «Очерки историки» (1858 год).  Он утверждал, что, в отличие от опоры на строгую дедукцию, исторический метод основан на понимании. За два века до Дройзена французский философ, мыслитель и естествоиспытатель Рене Декарт противопоставил чистую духовную субстанцию и чистую материю, что послужило основой для классической модели исследований в науках. Здесь чистый разум субъекта, способного мыслить, противопоставлен вещественности и материальности. Так выстроилась элементарная модель научного познания, где рефлексирующий, познающий субъект отражает в своем сознании пассивный природный объект.

С 1 апреля Вышка открывает набор на все очные онлайн-программы магистратуры, с 15 июня — на очные онлайн-программы бакалавриата. Узнать подробнее и записаться на консультацию можно здесь.

Если говорить о социальных науках, мы должны помнить, что здесь исследовательская ситуация усложняется тем, что и исследователь, и объект исследования обладают одной природой — рефлексивной. Это с неизбежностью превращает процесс исследования во взаимодействие. При этом центральной темой становится действие, которое допускает ситуативность и изменчивость объяснения.

Преобразованная объективность социальных наук достигается за счет глубокого проникновения в детали, историю объекта, в его уникальные характеристики. Рефлексия отношений с субъектом во время исследований и составляет особую природу социальных наук.

— Если социальное знание зависит от толкования, можем ли мы считать его объективным?

— Неокантианский спор о методе можно было бы назвать первым кризисом в развитии социальных наук, который характеризуется переходом от позитивизма к интерпретативистской альтернативе. Как удостоверить объективность, а следовательно, и научность знания, учитывая особенность объекта социальных наук, его интенциональность и рефлексивность? Неокантианцы искали основание объективности не в опыте и эксперименте, а в ценностях, культурных образцах эпохи, в духе времени. Немецкий социолог Никлас Луман, например, считал, что говорить об обществе можно только в обществе.

Если вы не прониклись духом данной эпохи, не постигли характерный для нее здравый смысл, вы не сможете объяснить ни действия людей в этом обществе, ни функционирование его социальных институтов

Социологическая теория выступает как внутренний наблюдатель общества, в котором она участвует. Объект социологии — общество — есть сам себя наблюдающий и описывающий объект. Это взгляд наблюдателя изнутри.

Подробнее об онлайн-курсах, специализациях и очных онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на сайте и в социальных сетях: телеграм-канале «Онлайн-программы НИУ ВШЭ», группе во «ВКонтакте» «Вышка Онлайн», YouTube-канале «Вышка Онлайн».

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Люди с расширенными возможностями: на семинаре ЛЭСИ обсудили фильм «Апгрейд»

Состоялся традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ. Его участники обсудили кинокартину Ли Уоннелла «Апгрейд» (2018), а также другие произведения, связанные с роботизацией человека. Это 21-й рождественский семинар ЛЭСИ, посвященный актуальным общественным проблемам на материале известных российских и зарубежных фильмов.