В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования
145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.
Консорциум исследователей высшего образования (CHER) был основан в 1988 году на конференции в Германии группой известных ученых, изучавших проблемы развития вузовских систем. С тех пор ежегодные конференции CHER стали одним из главных событий для всех, кто занимается исследованиями в этой сфере.
В России конференция CHER была организована впервые. По словам Педро Тейшейры, директора Центра изучения политики в области высшего образования Университета Порту, в котором располагается секретариат CHER, проведение конференции в НИУ ВШЭ является признанием того факта, что в России складывается профессиональное сообщество исследователей высшего образования. «Тридцать лет назад CHER возникла как европейская организация, но мы всегда хотели иметь международный фокус, что способствует повышению качества наших обсуждений», — добавил господин Тейшейра.
Темой нынешней конференции стали процессы дифференциации и интеграции в современном высшем образовании. Дискуссии проходили в рамках почти тридцати секционных заседаний. Мы расскажем о трех ключевых докладах, представленных на пленарных сессиях конференции.
Саймон Марджинсон, директор Центра глобального высшего образования Университетского колледжа Лондона/ © Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики
Что происходит с высшим образованием в условиях глобальной неустойчивости
Этот доклад представил директор Центра глобального высшего образования Университетского колледжа Лондона Саймон Марджинсон. Он отметил, что высшее образование по всему миру подвержено воздействию, с одной стороны, средне- и долгосрочных факторов, таких как маркетизация, изменение стандартов госуправления, углубление национального неравенства, расширение роли исследований и значимости больших данных и даже рост китайского присутствия в экономике и на образовательном рынке. С другой стороны, на высшее образование влияют и временные факторы — напряженность в связи с миграцией, приход к власти политиков-националистов, атака на академические свободы и быстро меняющаяся функция социальных медиа.
Статистика показывает, что высшее образование становится все более массовым. Доля молодых людей, поступающих в университеты, по-прежнему сильно разнится по странам и регионам (она низка в Африке и Юго-Восточной Азии), но если нынешний тренд сохранится, то через поколение половина всей мировой молодежи будет обучаться в университетах. Но как это повлияет на функционирование системы высшего образования?
Опыт стран, где высшее образование уже приобрело массовый характер, показывает, что в таких системах доминируют крупные университеты, которые оставляют мало места специализированным и неуниверситетским образовательным учреждениям. Зато по внутренней структуре такие крупные вузы могут сильно отличаться друг друга. Еще один тренд — это увеличивающийся отрыв ведущих мировых университетов от всех остальных, при котором обеспечить равные возможности для поступления в них становится все сложнее.
Вместе с тем растет «плата» за неучастие в высшем образовании: социальный статус тех молодых людей, которые не поступают в университеты или профессиональные учебные заведения, ухудшается. (Есть развитые страны, в которых этот разрыв в «статусности» не так заметен — например, Норвегия и Финляндия.)
Причем это самовоспроизводящийся феномен: чем больше людей получает высшее образование, тем более «обязательным» семьи считают его получение для следующих поколений, тем более в проигрыше оказываются те, кто выпадает из этого процесса.
У политиков, точнее, у системы госуправления есть свои виды на университеты. Правительства многих стран воспринимают исследования как инструмент конкуренции с другими государствами, и именно это, а не пресловутое научное любопытство, побуждает их вкладывать больше средств в науку. Но академический мир имеет собственную динамику, и сами университеты осуществляют взаимовыгодное научное сотрудничество с зарубежными партнерами, а не стремятся их «победить».
Кристин Мусслен, директор по исследованиям Sciences Po/ © Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики
Как рынок труда влияет на академические свободы
Доклад директора по исследованиям Sciences Po Кристин Мусслен был посвящен соотношению форм рынка труда и организационной структуры университетов. В ходе своего исследования она установила, что университеты имеют дело сразу с тремя типами трудовых отношений — «точечными», когда университет приглашает сотрудника со стороны под одну краткосрочную задачу (например, прочитать один специализированный курс), «повторными» контрактами (когда один опыт успешного сотрудничества ведет за собой новые совместные проекты) и постоянными контрактами. Таким образом университетам внутри одной формальной структуры нужно управлять разными видами горизонтального и вертикального взаимодействия.
В академической сфере в последние годы наблюдается сокращение доли бессрочных контрактов, зато увеличивается количество позиций для постдоков в различных исследовательских проектах, а с преподавателями вузы все чаще заключают временные контракты.
И в таких временных позициях, которые необходимо с определенной периодичностью подтверждать, все больше академических работников проводят значительную часть своей карьеры. А перейти из временного в бессрочный статус становится все сложнее.
Это влияет и на функционирование университета, усиливая влияние управленческой вертикали, и на уровень академической свободы: чем меньше работников на бессрочном контракте есть в университете, тем меньше исследователей могут свободно выбирать темы и проекты, которые они сами считают интересными. Остальные так или иначе должны будут согласовывать свои академические интересы с политикой университетского начальства. В каком-то смысле это ведет к возрождению кафедральной системы управления вузами: профессора на бессрочном контракте могут, вольно или невольно, выстраивать исследования «под себя», подключая к ним «временных» сотрудников, у которых нет возможности заниматься собственными исследованиями. Но есть и отличия от традиционных кафедр: сотрудники на временных контрактах гораздо легче, чем раньше, меняют университеты (или вовсе уходят с академического рынка), кроме того, при найме сотрудников возрастает роль службы персонала (значимость личного знакомства с профессором снижается).
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования ВШЭ/ © Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики
Как трансформировалось постсоветское образование
Исследование, представленное научным руководителем Института образования ВШЭ Исаком Фруминым, отражало результаты «естественного эксперимента» в высшем образовании. Речь о том, как после развала СССР единая советская система высшего образования естественным образом трансформировалась в 15 разных систем — со своими особенностями, национальной, демографической и региональной спецификой, но имеющими и общие наследственные черты. Исак Фрумин и его коллеги пытались выяснить, по каким законам эта трансформация происходила.
Отличительными особенностями советской модели было отсутствие частных вузов, бесплатность обучения, сильная централизация системы управления и планирования, узкая специализация и обязательное распределение выпускников по рабочим местам после окончания вуза. Трансформационный период, случившийся после, большинство исследователей разделяет на два этапа. 1990-е годы характеризовались приливом «образовательной свободы», резким ослаблением государственного контроля и приходом в образовательную сферу новых стейкхолдеров (домохозяйств, бизнеса, научного предпринимательства). В 2000-е годы государство вернулось в высшее образование, проводя более жесткую управленческую и аккредитационную политику, проблема качества вузовского образования также стала более важной из-за появления национальных и международных рейтингов, кроме того финансирование вузов (за исключением совсем базовых потребностей) стало осуществляться на конкурентной основе.
Доля молодежи (рассматривается когорта людей в возрасте 17–25 лет), получавшей высшее образование в первые постсоветские годы, составляла в среднем 14%, хотя эта цифра разнилась по отдельным республикам. За последующие двадцать лет во многих из них прослеживался четкий тренд на массовизацию высшего образования.
Запрос на расширение высшего образования предъявляли прежде всего семьи, и власти в большинстве стран были вынуждены на него реагировать.
Но из этого тренда есть четыре явных исключения: в Таджикистане, Азербайджане, Туркменистане и Узбекистане доля молодых людей с высшим образованием практически не изменилась, оставшись очень низкой. Примечательно, что именно эти четыре страны занимают последние места среди стран бывшего СССР в «индексе демократий» по версии журнала Economist.
Хотя общие цифры показывают, что высшее образование стало более доступным, за этой доступностью скрывается внутреннее неравенство — вероятность поступления в престижный университет у детей из обеспеченных семей в четыре раза выше, чем у детей из малообеспеченных семей. И чем меньше доходы семьи, тем в менее качественные вузы они поступают. Это отражается и в институциональном ландшафте: происходит вертикальная дифференциация вузов, в результате которой появляется не только элитный сегмент высшего образования, но и откровенно отсталый. Можно констатировать, что социальная мобильность и справедливость не являются естественными функциями высшего образования. Кстати, роль частных вузов остается скромной: лишь в трех странах (Казахстане, Грузии и Латвии) доля студентов негосударственных вузов превышает 20%.
Среди других паттернов трансформации постсоветской системы высшего образования можно отметить повсеместное внедрение двухуровневой болонской модели (что, впрочем, не привело к кардинальным изменениям учебных планов), рост образовательных программ в сфере гуманитарных и социальных наук при одновременной поддержке государством инженерного обучения и дерусификацию.
Почти все постсоветские страны после обретения независимости занимались строительством национального государства, и именно этот процесс, а не неолиберальные модели, играет важнейшую роль в развитии там высшего образования, считает Исак Фрумин.
Вам также может быть интересно:
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ
Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.
«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»
12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.