• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На каком языке «говорит» прошлое

В начале февраля в рамках ежегодного симпозиума «Пути России», проводимого Московской высшей школой социальных и экономических наук, сотрудники Центра фундаментальной социологии (ЦФС) при ИГИТИ НИУ ВШЭ организовали секцию под названием «Репрезентация прошлого как ставшего событийного порядка».

Секция была посвящена перспективам описания социального порядка на языке теории событий и возможности существования такого языка. Разработка теории событий — это один из самых давних проектов ЦФС, он был инициирован докладом ординарного профессора ВШЭ Александра Филиппова на регулярно действующем семинаре ИГИТИ, который затем опубликован в качестве препринта в 2004 году. Текст заложил базовые различения и положения того, что можно было бы понимать под событием в социальных науках. С тех пор в рамках ЦФС регулярно проводилась работа с «теорией событий», обсуждалась ее продуктивность как исследовательского ресурса, развивался ее теоретический и методологический потенциал, в том числе и на симпозиуме «Пути России» в предшествующие годы.

В этот раз внимание участников секции было направлено на описание прошлого как событийного порядка. Такой фокус рассмотрения позволил объединить в рамках одной секции доклады, относящиеся как к социологии, так и к истории, истории науки, философии и искусствоведению.

Секция была открыта докладом философа, преподавателя МГУ им. М.В. Ломоносова Петра Сафронова «(Не) стать событием: советская биология как теория общества». Его выступление находилось на стыке истории науки, эпистемологии и философии социальных наук. Историкам социологии хорошо знаком механизм метафорического мышления об обществе в органицистских терминах. «Общество = организм» — такова одна из базовых метафор социальных наук конца XIX — начала ХХ века. Однако исследование Петра Сафронова убедительно показывает, что в ранней советской биологии действовал и обратный механизм — механизм мышления об организме в терминах «сообществ». Этот способ метафорического переноса социологических категорий в биологию повлиял, в частности на решение спора о генетике и на ряд других исторически значимых прецедентов.

За ним последовало выступление старшего научного сотрудника ЦФС Виктора Вахштайна: «Modo futuri exacti: репрезентация будущего как ставшего событийного порядка». Докладчик, основываясь на социологических и философских построениях А. Шюца, перенес акцент с порядка прошлого на порядок будущий, как ставший и свершенный, порядок, о котором можно говорить в будущем свершенном времени. Он отметил, что именно тогда, когда мы представляем, как ставший событийный порядок не столько порядок прошлый, сколько порядок будущий, перед нами встает проблема возможности его репрезентации.

Стажер-исследователь ЦФС Павел Степанцов предложил обсудить возможности пост-витгенштейнианской социологии социальных событий. Вопросы, которые он поднял в своем докладе, относились к условиям возможности различных описаний одного и того же события и к принципам выбора между онтологическим и праксиологическим способом идентификации события. Его доклад «Событийный порядок прошлого как становящийся в актуальном порядке описания» был направлен на то, чтобы показать парадоксальность соотнесения порядков прошлого и настоящего и объяснения первого через второй.

Доклад доцента кафедра публичной политики ВШЭ Алексея Титкова был посвящен проблематике понимания события в исторической науке. Основной для выступавшего вопрос сводился к следующему: как мы можем обозначить границы исторического события? Что является историческим событием, а что уже нет? Обычный ответ, даваемый на этот вопрос — историческим событием является все, что интересует историка, по мнению докладчика, является крайне неудовлетворительным — он приводит к почти что бесконтрольной экспансии предмета исторической науки. Далее Алексей Титков в своем выступлении критически проанализировал возможности ухода от такого способа определения исторического события.

Игорь Янков из Уральского государственного университета представил на секции доклад под названием «Историческое и социологическое событие и трансформация нарратива». Проблема, которую он затронул, касалась соотношения различных форм прошлого. Докладчик выделил две формы прошлого, между которыми проходит основная ось напряжения: «становящееся прошлое» и «свершившееся прошлое». Игорь Янков проследил, как обозначенное напряжение создается, воспроизводится и снимается в различных формах дискурса и нарративах — на пространстве бывшего Советского Союза.

Последнее выступление было посвящено проблеме определения границ эпохи серебряного века. Доклад под названием «Проблема определения границ эпохи серебряного века в русском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX вв. в свете феноменологии Гуссерля и концепта «конечности исторического события» Ж. Деррида» сделал Федор Смоляков из Кубанского государственного университета. Он проблематизировал границы эпохи серебряного века как исторического и культурного события и попытался переопределить их на основании изменения смысловых кодов, нашедших свое выражение в языке.

В конце секции завершающее слово было сказано Александром Филипповым. Он отметил разнонаправленность представленных на секции тем доклада, а также то, что они относятся к различным исследовательским областям. С одной стороны, отметил он, это демонстрирует, что говорить о событии сейчас стало можно. Но с другой стороны встает вопрос, насколько можно сказать о существовании какой-то теории событий или единого языка говорения о событиях. Каждый из выступавших разрабатывал проблематику социального или исторического события в своем направлении с применением различных теоретических ресурсов. Но не получается ли так, что именно на этой секции доклады разного плана продемонстрировали, что вскоре докладчики, которые исходили в большинстве своем из «общего словаря» теории событий, придут к столь разным теоретическим результатам и выводам, что займут противоположные позиции в поле теоретических дискуссий? Ответ на этот вопрос не может быть дан на данный момент, но со временем перспективы теории событий как единого интегративного языка говорения о социальном порядке станут более ясными.

Павел Степанцов, стажер-исследователь ЦФС, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Онлайн-платформы принуждают российских фрилансеров трудиться по ночам и в выходные

Денис Стребков, Андрей Шевчук и Алексей Тюлюпо из Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ выяснили, как онлайн-платформы формируют рабочие графики фрилансеров и какие последствия это имеет для работников. Результаты исследования опубликованы в журнале New Technology, Work and Employment.

Новый цикл лекций в ЗИЛе преподаватели прочтут вместе со студентами

12 февраля в культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых ученых Вышки «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». В его основу легли материалы студенческих экспедиций, прошедших по следам наиболее значимых событий последнего десятилетия.

«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»

Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.

«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»

Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.