• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Scientarium: двигатель развития молодых ученых

Scientarium: двигатель развития молодых ученых

© Высшая школа экономики

В начале сентября в учебном центре «Вороново» прошла выездная сессия для студентов и аспирантов, вовлеченных в научную деятельность, — «Scientarium: школа молодого исследователя». Образовательный интенсив организовали Центр академического развития студентов и Кружковое движение НТИ.

Проект Scientarium стартовал в 2021 году в онлайн-формате и уже тогда объединил 50 студентов из более чем 10 высших учебных заведений, а осенью 2023 года интенсив впервые прошел в формате выездной школы. В этом году Школа молодого исследователя собрала учащихся из самых разных вузов страны: НИУ ВШЭ в Москве и в Нижнем Новгороде, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИТУ МИСИС, МФТИ, РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Каждый молодой исследователь в своей деятельности сталкивается с большим количеством вопросов, требующих разных компетенций. Умение найти грант для выполнения индивидуального или группового исследования, способность рассказать о предмете своего исследования научному журналисту или широкой аудитории — это одни из тех навыков, которыми, помимо прочего, требуется обладать для успешной работы в академической среде, а также для создания личного бренда ученого.

На Scientarium обсуждались проблемы и возможности по приобретению гибких навыков исследователя. Лекторы и семинаристы делились знаниями и инструментами, с помощью которых молодой ученый может выстроить индивидуальный трек академического развития. Благодаря выезду в «Вороново» многие узнали, как изменить регистр языка при переводе научного знания в научно-популярное, что такое научное волонтерство и как им заниматься, а также как чувствовать себя уверенно в академии и на рынке труда.

В первый день интенсива студенты познакомились с научным волонтерством и разработали проекты для привлечения научных волонтеров в исследовательские инициативы. Лектором этой сессии выступил Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ. На следующей встрече Юлия Фалькович, директор Центра научной интеграции НИУ ВШЭ, говоря о гибких навыках, отметила, что каждому исследователю необходимо не только суметь написать научную работу, но и грамотно презентовать ее широкой аудитории.

В течение двух следующих дней участники выезда работали с научными публикациями, учились создавать информативные презентации для своих выступлений, участвовали в дискуссиях — например, на тему карьерного развития молодых ученых.

Андрей Кожанов

«Очередной выезд Школы молодого исследователя Scientarium показал, что проблема популяризации научного знания, умения переводить со сложного исследовательского языка на научно-популярный, вовлечения в научные проекты людей, чья жизнь и деятельность никак не связаны с наукой, — актуальна для студентов не только Вышки, но и многих топовых вузов Москвы, — подчеркнул Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов ВШЭ и Московского городского отделения Российского общества «Знание». — На этой сессии через дискуссии и обсуждение разных проблем, связанных с дальнейшим развитием студентов в академической сфере, мы попытались рассказать, какие инструменты научной коммуникации, технологии создания личного бренда и навыки/умения по научной популяризации своей области знания нужны современным ученым».

Образовательные мероприятия — основа выездной сессии. Участники интенсива в «Вороново» представили свои проекты на Лженаучной конференции, где смешали науку с абсурдом и выдумкой. Молодым исследователям предлагалось придумать абсурдную тему, сочетающую научную основу, известные теории и бытовые факты, массовую культуру и эзотерику, и презентовать ее за семь минут, опираясь на реальные факты и научные теории.

Также в вечерней программе был просмотр и обсуждение телесериала «Кафедра» о жизни в университетской среде.

Образовательный интенсив завершился сессией «Лучшие практики молодых исследователей: проблемы и их решения», где студенты и аспиранты предложили способы преодоления трудностей, которые возникают на пути молодых ученых.

Софья Кузьменко, ОП «История искусств» ВШЭ, 2-й курс

«С самого начала у меня были достаточно высокие ожидания от поездки в “Вороново”. Как приятно, что они оправдались! Приглашенные спикеры читали нам лекции о правилах академического текста на английском языке, о возможностях трудоустройства, о работе с научными волонтерами и о способах публикации собственного материала, что, думаю, будет полезно каждому, кто хочет посвятить жизнь науке. На съезде я получила ответы на пугавшие меня вопросы, и теперь я знаю куда больше: процесс самореализации и создания авторского бренда меня не пугает. Думаю, что те опыт и знания, которые я получила в “Вороново”, будут полезными, когда я начну работать в научной сфере».

 Ангелина Вершинина, ОП «Бизнес-информатика» ВШЭ, 3-й курс

«Школа молодого исследователя позволила мне провести горизонтальную коммуникацию с такой же заинтересованной молодежью в научной среде, что, несомненно, полезно. Спикеры школы преподносили новый важный материал в удобном и интересном формате».

Капитолина Унтила, ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика» ВШЭ, 3-й курс

«Школа молодого исследователя дала мне большой заряд мотивации и дальше заниматься наукой. Здорово было познакомиться с коллегами из ВШЭ и других вузов, оказаться в среде единомышленников, искренне любящих свое дело. Также мне понравилось, что весь выезд был посвящен околонаучным темам, не только лекции, но и развлекательные мероприятия. Эдакое напоминание, что наука — это нескучно».

За три дня Школы молодого исследователя студенты и аспиранты получили необходимый импульс для дальнейшего творчества, знания для совершенствования своих навыков, а организаторы уже начали готовить программу для следующего образовательного интенсива в новом году.

Текст: Софья Самарина