• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Понимание элит и экономического развития

26-27 июня в ВШЭ проходит конференция «Исследование взаимосвязей институтов и развития в России: новые данные и новые подходы».  О проекте в сфере политической экономии, результаты которого обсуждаются на конференции, рассказывает научный руководитель Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ Тимоти Фрай.

 


Доклады, представленные на конференции «Исследование взаимосвязей институтов и развития в России: новые данные и новые подходы», в значительной мере отражают результаты деятельности Международного центра изучения институтов и развития (МЦИИР) НИУ ВШЭ в 2011-2013 годы. Основной темой станут институты и экономическое развитие в регионах страны, а также результаты, полученные при анализе нескольких оригинальных баз данных, созданных в рамках работы центра.

Тимоти Фрай — профессор на  кафедре политических наук и Института Харримана в Колумбийском университете (США).


 

— Расскажите, пожалуйста, о проекте, связанном с институтами и экономическим развитием в региональном измерении, который реализуется в ВШЭ с 2011 года.

— Цель нашего проекта — выяснить, как институты (и официальные, и неофициальные) влияют на экономическое поведение. Нас также интересует, как эти институты создаются и воспроизводятся с течением времени. В рамках этого масштабного проекта мы изучаем региональное управление в России с точки зрения карьерного развития и стимулов для губернаторов и других региональных чиновников в России. Например, мы исследуем, получают ли местные чиновники, включая губернаторов и вице-губернаторов, служебное повышение исходя из меритократических принципов, или же благодаря личным связям.

Другие  направления данного исследования связаны с тем, как смена губернатора влияет на инвестиции, государственные расходы и поведение бизнеса. Основной источник данных для проекта — база данных, содержащая подробные биографические сведения и трудовую историю по всем губернаторам России с 1991 года по настоящее время, и по всем вице-губернаторам с 2000 года по настоящее время.

Второй наш проект посвящен изучению отношений между гражданами и полицией в России. В основе этого исследования лежат опрос, проведенный в ноябре 2011 года среди жителей Москвы, и общероссийский опрос, проведенный в ноябре 2012 года, целью которых было выяснить, при каких условиях граждане будут доверять полиции и сотрудничать с ней. Еще одна важная составляющая этого проекта — серия лабораторных экспериментов с участием московских полицейских. В ходе эксперимента они играют в коррупционную игру, в которой нужно найти компромисс между коллективной солидарностью и личной выгодой. Третий аспект исследования посвящен изучению динамики статистики экономических преступлений в различных регионах России с 2000 года.

Следует также упомянуть еще два направления нашего проекта. В своем исследовании мы стараемся использовать самые последние методологии и адаптировать эти методологии к российским реалиям. Например, мы провели семинары по полевым экспериментам и использовали набор инновационных опросных технологий, разработанных для получения честных ответов от респондентов.

Кроме того, мы опубликуем собранные нами данные, чтобы другие ученые также могли их использовать в своей работе. Мы надеемся, что эти данные станут авторитетным источником для изучения региональной политики в России, в том числе для исследователей, не владеющих русским языком.

— К каким выводам вы пришли? Были ли какие-то неожиданные открытия?

— Сложно рассказать о выводах вкратце, но упомяну несколько из них. Мы с удивлением обнаружили, что карьерные траектории и демографические характеристики избранных и назначенных губернаторов в целом схожи. У назначенных губернаторов немного чаще встречается техническое образование, они чаще не являются уроженцами или жителями региона назначения, но в том, что касается опыта работы, возраста, уровня образования, национальности и других факторов, эти два типа губернаторов оказались гораздо более похожими, чем мы ожидали. Это наблюдение позволяет предположить, что различия в моделях управления, проводимых избранными и назначенными губернаторами, связаны не с различиями среди самих губернаторов по разным механизмам отбора, а с теми стимулами, которыми каждый тип губернаторов руководствуется на своем посту.

Кроме того, мы обнаружили, что очень тяжело идет развитие сотрудничества населения с полицией. Мы провели экспериментальный опрос российских граждан в разных регионах и обнаружили, что поощрения за сообщения о преступлениях (такие,  как вознаграждение за обнаружение преступника или помощь  в его поиске)  не привели к росту количества сообщений. Характеристики самого преступления (как, например, его жестокость или личность злоумышленника) гораздо лучше позволяли предугадать, сообщит ли кто-нибудь в полицию о преступлении, нежели эти вознаграждения, призванные способствовать сотрудничеству с полицией.

— Вы получили степень бакалавра по русскому языку и литературе в 1986 году и с тех пор профессионально занимаетесь Россией. Как бы вы охарактеризовали изменения, произошедшие в экономике России за последние тридцать лет? Какие уроки мы получили?

— Впервые я приехал в Россию в 1985 году, когда генеральным секретарем ЦК КПСС был Черненко. Тогда поход в продуктовый магазин мог закончиться успехом или неудачей в связи с наличием или отсутствием продуктов,  а телефонный звонок в США нужно было заказывать заранее, за три дня. Рассуждая об экономических успехах и неудачах последних 20-30 лет в России, важно иметь в виду подобные отправные точки.

С научной точки зрения, уроков было получено много, но два из них выделяются особо. Первое это то, что за последние 25 лет государство (плохо это или хорошо) играло решающую роль в экономическом развитии России. Поэтому трудно оценивать экономическое развитие России в отрыве от государства и политики.

Второй урок для России — это роль мировых цен на энергоресурсы. Большинство признает, что исторический максимум цен на энергоресурсы за последние 13 лет был важным компонентом высоких темпов экономического роста России, но не все признают, что либеральные реформы в России 1990-х годов проводились в период низких цен на нефть. Интересно попытаться представить себе, как выглядела бы Россия сегодня, если бы, наоборот, взлет цен на нефть пришелся на 1990-е годы, а падение — на 2000-е.

— Как результаты этого масштабного коллективного проекта можно применить в российской экономике? Каковы стратегические приоритеты сегодня?

— Главная цель нашего проекта — это написание научных статей, которые будут опубликованы в ведущих научных журналах с тем, чтобы росла репутация Высшей школы экономики. Поскольку ведущие научные журналы редко публикуют статьи с четко выраженными политическими рекомендациями, мы не стали сосредотачивать свои исследования на таких рекомендациях.

Тем не менее, некоторые из наших открытий имеют отношение к определенным вопросам государственной политики. Например, мы обнаружили, что если свидетелям позволить сообщать о преступлениях анонимно, это значительно повышает вероятность их обращения в полицию. В настоящий момент российский закон этого не позволяет, но, возможно, это правило стоит пересмотреть.

— Вы возглавляете Международный центр изучения институтов и развития ВШЭ с 2011 года. Каковы ваши достижения здесь и планы?

— Проще всего рассказать о наших письменных работах, которые уже включают несколько статей, утвержденных к публикации, и несколько статей, находящихся на рецензировании. Но есть и другой результат работы нашего центра, менее заметный, но столь же важный, — создание сети ученых, интересующихся тем, как институты влияют на развитие экономики. В России непросто вести научную работу, и личные связи с другими исследователями очень важны, особенно для молодых американских и российских ученых. Мы надеемся, что то замечательное сотрудничество между российскими и американскими учеными, которое нам удалось наладить в ходе этого проекта, продолжится еще долгие годы.

Анна Черняховская, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».

Ярослав Кузьминов: «"Лидеры России" — способ быстро построить карьеру»

Конкурс управленцев «Лидеры России» — это эффективный механизм, который позволяет компетентному и амбициозному руководителю быстро построить карьеру. Такое мнение сегодня высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, который является наставником конкурса, после общения с финалистами в Сочи.

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

«Самое правильное в кризис — дать людям возможность учиться»

В интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах российской экономики, «Стратегии-2030», состоянии сферы высшего образования и том, в каком направлении ее следовало бы развивать.

Какие стимулы нужны бюрократии и элитам, чтобы способствовать экономическому росту?

В Вышке завершила работу четвертая ежегодная научная конференция Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ. Ведущие исследователи из России и из-за рубежа обсуждали, какое влияние на экономику стран, прежде всего развивающихся, оказывают институты, элиты и коллективное действие.

2,5 раза

как минимум во столько к 2020 году должен вырасти валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения по сравнению с 2012 годом в Мурманской, Белгородской, Свердловской областях и Чувашской Республике. Это наибольший рост среди российских регионов.

Команда ВШЭ заняла первое место в Межвузовской олимпиаде по истории экономических учений

Студенты 1-го и 2-го курсов бакалаврской программы «Мировая экономика» НИУ ВШЭ стали победителями Х Межвузовской олимпиады по истории экономических учений.

40%

жителей Дальневосточного федерального округа хотели бы покинуть регион своего проживания.

Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов

К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.

В государственной образовательной политике должны учитываться особенности регионов

18-19 декабря в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Региональная дифференциация образовательных систем», на которой был дан старт обсуждению особенностей развития образования в разных субъектах Федерации.