Каков портрет «типичного» школьного директора?
Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.
С этого года Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ становится партнером международного Asia leadership project, посвященного изучению руководящих кадров школ стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается выяснить, как директора российских школ принимают решения, какими убеждениями и ценностями они руководствуются? Кто чаще возглавляет российские школы — мужчины или женщины, люди молодые или пожилые? Каков их уровень дохода? Результаты исследования должны помочь выявить основные проблемы руководящих кадров российских школ и, возможно, наметить пути их решения.
«Руководящие кадры — одна из важных и при этом слабо изученных тем, — говорит один из руководителей проекта Альма Харрис, директор Института образовательного лидерства Университета Малайя. — Традиционно исследователи образования уделяли больше внимания опыту стран Западной Европы и Северной Америки. Однако успехи школьников из Сингапура, Южной Кореи и других азиатских стран в таких международных тестированиях, как PISA, TIMSS и PIRLS заставляют внимательнее присмотреться к опыту этих стран».
Одно из отличий «восточного» образования от «западного» заключается в ином отношении к иерархии. На Западе уже несколько десятилетий идет демократизация отношений между руководителями и подчиненными, в том числе в образовательных учреждениях. Напротив, в азиатских школах по-прежнему приняты жесткие иерархические отношения между директорами и учителями. Именно эта особенность региона, по словам Альмы Харрис, и привлекала внимание исследователей.
До сих пор в Asia Leadership Project принимали участие пять стран: Гонконг, Сингапур, Индонезия, Малайзия с «восточным» форматом образования и Австралия, представляющая западную образовательную традицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Теперь к проекту присоединится Россия.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Харрис Альма
Вам также может быть интересно:
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве
Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»
Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).
Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы
Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.
Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах
Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.
ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве
В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.
Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»
На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.