• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каков портрет «типичного» школьного директора?

Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.

С этого года Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ становится партнером международного Asia leadership project, посвященного изучению руководящих кадров школ стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается выяснить, как директора российских школ принимают решения, какими убеждениями и ценностями они руководствуются? Кто чаще возглавляет российские школы — мужчины или женщины, люди молодые или пожилые? Каков их уровень дохода? Результаты исследования должны помочь выявить основные проблемы руководящих кадров российских школ и, возможно, наметить пути их решения.

«Руководящие кадры — одна из важных и при этом слабо изученных тем, — говорит один из руководителей проекта Альма Харрис, директор Института образовательного лидерства Университета Малайя. — Традиционно исследователи образования уделяли больше внимания опыту стран Западной Европы и Северной Америки. Однако успехи школьников из Сингапура, Южной Кореи и других азиатских стран в таких международных тестированиях, как PISA, TIMSS и PIRLS заставляют внимательнее присмотреться к опыту этих стран».

Одно из отличий «восточного» образования от «западного» заключается в ином отношении к иерархии. На Западе уже несколько десятилетий идет демократизация отношений между руководителями и подчиненными, в том числе в образовательных учреждениях. Напротив, в азиатских школах по-прежнему приняты жесткие иерархические отношения между директорами и учителями. Именно эта особенность региона, по словам Альмы Харрис, и привлекала внимание исследователей.

До сих пор в Asia Leadership Project принимали участие пять стран: Гонконг, Сингапур, Индонезия, Малайзия с «восточным» форматом образования и Австралия, представляющая западную образовательную традицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Теперь к проекту присоединится Россия.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года

На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.