Тематические направления исследований
В настоящий момент в Лаборатории региональной истории России НИУ ВШЭ реализуется три тематических проекта:
1. Иерархия территорий и историко-географические презентационные модели
Проект направлен на изучение процесса конструирования презентационных моделей применительно к истории российских регионов XVIII – XX вв., а именно: введение в оборот и развитие таких терминов, как «регион», «область, «край», «царство», «пограничье», «фронтир», а также анализ влияния на восприятие региона значимых историко-культурных конструктов («Север», «Юг», «Восток», «Запад», «Европа», «Азия», «ориентализм» (в терминологии Э. Саида), «центр», «периферия», «(несостоявшаяся) столица», «провинция», «маргинальность» и др.). Нас интересуют ментальные карты, терминологические смещения и интерпретационные модели в исторической перспективе (например, появление топонима «Дальний Восток», современное представление о регионе Сибирь и исторические Сибири). Анализируя эти позиции, мы хотим понять, каким образом (в рамках властных оценок, принятых стандартов, распределения экономических ресурсов, а также в контексте общественного восприятия) складывались разные иерархии территорий. Мы хотим увидеть динамику таких процессов, а именно: как структуры такого рода появлялись, развивались, менялись или, напротив, оставались неизменными при радикальной смене политического и культурно-исторического контекста.
Участники:
Заведующий лабораторией
Ведущий научный сотрудник
Старший научный сотрудник
Старший научный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Научный сотрудник
Научный сотрудник
Научный сотрудник
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
2. Политические и социальные практики в регионах России (XVIII – XX вв.)
В рамках этого направления мы хотим исследовать стратегии и практики управления регионами России XVIII – XX вв., оценить общее и различное в принятых стандартах управления, проследить взаимоотношения «центр» - «регион», понять значение межрегионального взаимодействия вне апелляции к столичному центру (уровень «регион» – «регион»): например, обращение к апробированным практикам, перенос опыта освоения, полученного в одном регионе, на другой, часто осуществлявшийся в иных историко-культурных, технологических и геополитических условиях (например, использование в Сибири XIX в. стратегий, выработанных при освоении Северного Причерноморья во второй половине XVIII в.). Нас интересует социальный контекст, в котором разворачиваются политические практики в регионах, реакции людей на предлагаемые форматы и стратегии.
Участники:
Ассоциированный сотрудник
Заведующий лабораторией
Ассоциированный сотрудник
Старший научный сотрудник
Научный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Научный сотрудник
Стажер-исследователь
3. Рефлексия в регионах и о регионах
Это направление имеет целью изучение политической и историко-культурной рефлексии в регионах и о регионах. С одной стороны, речь идет об исследовании процессов получения знания о регионах России в рамках развития разных дисциплин (например, археология и этнография) и презентации последних (музеефикация и визуальная репрезентация (например, карты и фотографии)), в том числе и инициированные из центра. С другой стороны, мы хотим понять, как видел себя сам регион, кто и с какой целью выступал от лица той или иной территории. Нас интересуют трансфер идей, конкурирующие проекты идентичности в регионах (западные и северо-западные регионы, входившие в состав Российской империи (Царство Польское, Великое княжество Финляндское), складывание локальной культурно-исторической памяти – механизмы, социальные практики и институты памяти (стандарты преподавания региональной истории, создание локального литературного «канона», способы трансляции установок, перекодировка коллективной памяти).
Участники:
Ассоциированный сотрудник
Заведующий лабораторией
Старший научный сотрудник
Научный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Ассоциированный сотрудник
Международная лаборатория региональной истории России: Научный сотрудник
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Международная лаборатория региональной истории России: Стажер-исследователь
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.